Статья:

Проблемы и перспективы реализации комплексного подхода к планированию развития туристской инфраструктуры в Иркутской области

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Землеустройство, рекреация и туризм

Выходные данные
Колпакиди Д.В. Проблемы и перспективы реализации комплексного подхода к планированию развития туристской инфраструктуры в Иркутской области // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 12-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и перспективы реализации комплексного подхода к планированию развития туристской инфраструктуры в Иркутской области

Колпакиди Дмитрий Викторович
кандидат экономических наук, доцент, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск

 

Problems and prospects for the implementation of a comprehensive approach to the planning of development of tourist infrastructure in Irkutsk region

 

Kolpakidi Dmitrii

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

in Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. Процесс развития регионального туризма в значительной степени зависит от эффективности функционирования системы управления потоками инвестиционных ресурсов. В периоды экономических спадов особенно очевидной становится невозможность обеспечения стратегически заданных темпов развития туристской сферы в условиях недостаточности уровня государственной поддержки в рамках программно-целевого подхода. Обсуждается необходимость привлечения в этот процесс механизмов государственно-частного взаимодействия и создания приоритетных условий для реализации локальных инвестиционных предпринимательских проектов.

Abstract. The development of regional tourism largely depends on the efficiency of the flow management system of investment resources. In periods of economic recessions the level of state support is reduced and it becomes impossible to provide a predetermined rate of development of the tourism industry. The article discusses the need to involve mechanisms of public-private partnership and the creation of the priority conditions for the implementation of local investment business projects.

 

Ключевые слова: система управления туристской деятельностью; экономический кризис; въездной туризм; внутренний туризм; особая экономическая зона туристско-рекреационного типа; российско-китайские отношения; инвестиции; Иркутская область.

Keywords: the system of management of the tourist activity; economic crisis; inbound tourism; domestic tourism; special economic zone of tourist-recreational type; Sino-Russian relations; investment; Irkutsk region.

 

Одной из важнейших мер стимулирования развития туризма является создание и модернизация туристской инфраструктуры, отвечающей ожиданиям как иностранных туристов, так и российских, успевших оценить разницу в уровне комфорта и сервиса в России и за рубежом. Планирование развития туристской инфраструктуры требует комплексного подхода. Необходимо формирование четкого плана развития туристской инфраструктуры, причем руководящая роль на долгосрочной основе должна принадлежать государственной структуре. Комплексное планирование развития территорий предполагает привлечение частных инвесторов при поддержке государства, которое должно обеспечить инвестиции из федерального и регионального бюджетов в инженерную и транспортную инфраструктуру, четкие, согласованные с частными инвесторами, сроки их освоения.

Последние несколько лет поток выездного туризма из России неуклонно сокращается. В 2015 году общее падение составило около 20%, причем снижение количества поездок с туристскими целями еще значительнее – свыше 30%. [6]. Основные причины – это, несомненно, снижение доходов населения и падение курса рубля на фоне сильнейшего экономического кризиса и западных санкций. На этой почве формируются условия для развития въездного и внутреннего туризма – стоимость отдыха в РФ для иностранных туристов упала практически вдвое, а россияне все чаще стали отдавать предпочтение поездкам внутри страны.

Въездной поток вырос на 5% по сравнению с 2014 годом. В его структуре следует отметить значительное увеличение количества китайских туристов на 22% [6]. Объясняется это достаточно просто – помимо ослабления рубля, безвизового туристского обмена и взрывного роста выездного туризма из КНР, на политической арене Китай остался одним из немногих значимых союзников России во многих вопросах, что приводит к росту политического и экономического сотрудничества двух стран.

Развитие внутреннего туризма сдерживается падением доходов населения, на данный момент многие и вовсе не могут позволить себе полноценный отдых за пределами своего региона. Основными объектами посещения остаются «две столицы», Крым, Краснодар, однако постепенно растет туристский поток и в другие регионы.

Тенденции развития туризма в Иркутской области в целом совпадают с общероссийскими. В 2015 году общий поток туристов увеличился на 8%, причем количество россиян, посетивших регион выросло на 11%, а иностранцев хоть и сократилось на 12%, но по отношению к 2013 году рост все равно значителен – 63%. Количество китайских туристов выросло на 62% [4,5].

Итак, с одной стороны экономические проблемы в стране приводят к росту въездного и внутреннего туризма, с другой стороны сокращают платежеспособность россиян и тормозят развитие туристской индустрии. Развитию туризма в Иркутской области препятствуют:

¾   недостаток квалифицированных кадров и уровень сервиса, несоответствующий ожиданиям, как иностранных, так и российских туристов;

¾   негативный имидж России, создаваемый зарубежными средствами массовой информации;

¾   высокая стоимость турпродукта и его транспортной составляющей;

¾   сезонность туристского бизнеса;

¾   несоответствие существующей туристской инфраструктуры мировым стандартам.

Первая проблема связана с российским менталитетом, низкими зарплатами и общим снижением уровня отечественного образования. Вторая зависит от внешнеполитических факторов. Третья решается повышением конкуренции во внутренних авиаперевозках на определенных направлениях, созданием лоукостеров и соответствующих чартерных цепочек, снижением сезонности спроса, что неизбежно последует за увеличением турпотока и развитием внутреннего туризма. Сезонность можно нивелировать за счет создания новых турпродуктов и соответствующей инфраструктуры. Инфраструктуру можно создать за счет создания привлекательных условий для инвесторов.

На самом деле, на первый взгляд, эти проблемы образуют замкнутый круг: c одной стороны, если снизится стоимость – увеличится турпоток, появятся новые турпродукты, снизится стоимость авиаперелетов, снизится сезонность, возрастет инвестиционная привлекательность, появится инфраструктура, соответствующая мировым стандартам; с другой стороны, создай условия – инфраструктуру, турпродукты, запусти недорогие чартерные цепочки – снизится стоимость, увеличится турпоток.

Несомненно, в основе процесса развития туристской деятельности лежит создание необходимой инфраструктуры, а для этого необходимо повысить инвестиционную привлекательность туристской сферы региона. Создание привлекательных условий упирается в финансирование инвестиционных затрат в базовую инфраструктуру (транспортную, энергетическую, инженерную) за счет средств бюджета, налоговые преференции. Таким образом, привлечение инвесторов в туристскую отрасль подразумевает необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства. А это в свою очередь требует применения комплексного подхода к планированию развития туристской инфраструктуры в Иркутской области.

Одним из механизмов государственно-частного партнерства является использование кластерного подхода к развитию туристской инфраструктуры. В Иркутской области создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Ворота Байкала». По разным причинам зона развивалась не очень высокими темпами и в 2016 году ее предлагалось ликвидировать наряду еще с 9 ОЭЗ (из них 6 туристско-рекреационных и 2 портовых), однако из 10 зон 2 удалось отстоять, в том числе и «Ворота Байкала». Однако, ее территория была значительно сокращена – из двух участков остался лишь один, участок «Гора Соболиная» в г. Байкальске. Судьбу ОЭЗ определило наличие на участке в Байкальске реальных резидентов, в то время, как на участке в Большом Голоустном инвесторы отсутствовали. Следует отметить, что в Бурятии в составе ОЭЗ ТРТ «Байкальская Гавань» оставили два участка, Пески и Турка (остальные ОЭЗ были ликвидированы). В Байкальске уже существует часть базовой инфраструктуры, которую, безусловно, необходимо еще развивать. Однако, затраты на ее развитие будут значительно меньше, чем затраты на создание таковой с нуля. Тем более на этой территории развитие туристской индустрии уже идет – на участке функционируют 12 горнолыжных трасс, подъемники, подвесная кресельная дорога, заведения общественного питания, 17 гостиниц.

Формирование туристских кластеров продолжается и в настоящее время. Например, последние годы активно продвигается проект туристско-рекреационного кластера «Байкальское созвездие». Идет работа по включению ТРК «Байкальское созвездие» в перечень реализуемых проектов ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Одним из важнейших событий этого года, а может и всего периода развития туризма на Байкале, в области комплексного развития туристской инфраструктуры стало подписание меморандума о сотрудничестве между российской компанией «Гранд Байкал», созданной в результате реструктуризации рекреационных активов ОАО «Иркутскэнерго», и китайской «Чжунцзинсинь», которая представляет пул китайских инвесторов. Проектом предполагается создание на Байкале туристического кластера мирового уровня, включающего туристские объекты, транспортную и логистическую инфраструктуру. Предполагаемый объем инвестиций составит 11 млрд. рублей. Базовой площадкой определена территория, ныне закрытого, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в г. Байкальске [1,3]. Причем, Шанхайская организация сотрудничества планирует предоставить данному проекту статус приоритетного. Есть, конечно, вероятность того, что дальше соглашения дело не пойдет, а сумма и вовсе вызывает сомнения. Однако, туристский поток из Китая растет высокими темпами и заинтересованность китайских инвесторов, скорее всего, реальная. Обострилась и ситуация с организацией нелегального или квази-легального турбизнеса китайскими гражданами на территории Иркутской области для своих соотечественников, что вызывает обеспокоенность представителей региональной туристской общественности.

Не следует также забывать, что значительный интерес со стороны Китая к Байкалу определен большими запасами пресной воды. Об этом, кстати, говорил и Сергей Глазьев во время обсуждения Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года на круглом столе, прошедшем недавно в г. Иркутске [2]. Китайская сторона уже неоднократно обсуждала возможность и строительство заводов для производства и экспорта питьевой воды из озера Байкал в Китай.

По всей видимости дальнейшее развитие туристско-рекреационного комплекса региона и далее пойдет по пути развития туризма на уже сложившихся туристских территориях вблизи Байкала с развитой базовой инфраструктурой (Иркутский район - п. Листвянка, п. Большое Голоустное, Слюдянский район - г. Байкальск, г. Слюдянка, п. Култук, п. Утулик, Кругобайкальская железная дорога, Ольхонский район - побережье Малого моря, о. Ольхон и г. Иркутск).

Развитие городских территорий также возможно на основе государственно-частного подхода с использованием механизма создания кластеров. В областном центре функционирует специально созданная зона исторической застройки «130-й квартал» (Иркутская слобода), включающая в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города. Средства частных инвесторов возможно использовать для развития городской среды и туристической инфраструктуры на территориях, обладающих соответствующим ресурсным потенциалом.

Как видно, инвестиционная привлекательность Байкальского региона как туристского объекта растет. Прежде всего, это связано с развитием азиатского вектора. Несомненно, ситуация сдвинулась с мертвой точки. Туристский потенциал региона не только повышается, но и начинает реализовываться. Несомненно, региональной власти стоит внимательно отнестись к участию местных предпринимателей в процессе развития инфраструктуры, попытаться создать для них приоритетные условия для реализации локальных инвестиционных проектов, расширить меры поддержки, предусмотренные государственной программой Иркутской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2020 годы, создать банк инвестиционных проектов в сфере туризма и интегрировать его в программные документы федерального, регионального и муниципального уровней, определяющие комплексное развитие туристской инфраструктуры региона.

 

Список литературы:
1. Гранд Байкал. О начале масштабного туристического проекта на Байкале [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grandbaikal.ru/news/1083.html (дата обращения: 16.12.2016).
2. Иванова Е. Хрустальный звон Сергея Глазьева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.irk.ru/news/articles/20161215/strategy/ (дата обращения: 16.12.2016).
3. Китай инвестирует $11 млрд в развитие туризма на Байкале [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/331349-kitai-investiruet-11-mlrd-v-razvitie-turizma-na-baikale (дата обращения: 16.12.2016).
4. Отчет агентства по туризму Иркутской области о проделанной работе за 9 месяцев 2016 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/tour/report/ (дата обращения: 16.12.2016).
5. Отчет о работе агентства по туризму Иркутской области за 2015 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/tour/about/otchet2015/ (дата обращения: 16.12.2016).
6. Официальная статистика: Розничная торговля, услуги населению, туризм / Официальный сайт государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#/ (дата обращения: 16.12.2016).