Статья:

АККРЕДИТАЦИЯ JCI КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Хаджиева А.Б. АККРЕДИТАЦИЯ JCI КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(72). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АККРЕДИТАЦИЯ JCI КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Хаджиева Айман Бериккалиевна
докторант «DBA в здравоохранении», Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы

 

JCI ACCREDITATION AS A TOOL FOR ASSESSING AND IMPROVING THE QUALITY OF MEDICAL CARE

 

Aiman Khajiyeva

Doctoral student «DBA in health care» Al-Farabi KazNU, Republic of Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. Аккредитация JCI − это инструмент систематической оценки, повышения качества медицинской помощи согласно определенным стандартам. Аккредитация − это добровольная программа, при которой наличие сертификата гарантирует предоставление высококачественной медицинской помощи, совершенный менеджмент, привлечение пациентов и экспорт медицинских услуг. В статье рассматривается вопрос аккредитации медицинских организаций, который расширяет границы лидерства, стратегического развития и выступает одной из важных внешних мер оценки качества.

Abstract. JCI accreditation is a tool for systematic evaluation, improvement of quality of medical care according to certain standards. Accreditation is a voluntary programme in which the certificate guarantees the provision of high quality medical care, perfect management, attraction of patients and export of medical services. The article deals with the issue of accreditation of medical organisations, which expands the boundaries of leadership and acts as one of the important external quality assessment measures.

 

Ключевые слова: программа аккредитации JCI; стандарты качества; медицинские организации; качество медицинских услуг; медицинская деятельность; международные подходы.

Keywords: JCI accreditation program; quality standards; medical organizations; quality of medical services; medical activity; international approaches.

 

Стандарты совершенствования услуг, принятые в мире базируются на опыте обеспечения качества путем внедрения международных систем и стандартов: JCI, ISO 9001, IWA1, ISO 15189, ISO 14000, OHSAS 18001. Рассмотрим JCI.

Объединенная международная комиссия (Joint Commission International − JCI), созданная в 1994 году в США, разрабатывает стандарты качества оказания медицинской помощи, предоставляет услуги по обучению, аккредитации и сертификации JCI. Аккредитация JCI считается «золотым стандартом качества» в здравоохранении мира, а стандарты направлены на безопасность пациентов и учитывают следующие принципы безопасности: идентификация пациента, эффективные коммуникации, безопасность обращения с медикаментами высокого риска, верификация и тайм-аут, гигиена рук, профилактика падений [1]. Стандарты JCI − это специализированные стандарты качества медицинской деятельности, устанавливающие единые требования к процессам в медицинских организациях. Стандарты аккредитации JCI включают в себя следующие: стандарты для стационаров и поликлиник, стандарт для оказания медицинской помощи на дому, оказания первичной медицинской помощи, стандарт для медицинских лабораторий, стандарт для услуг по транспортировке пациентов, долгосрочная медицинская помощь и прочие. Аккредитация JCI действительна в течение 3 лет, по истечении которых необходимо подтверждение высокого качества медицинской деятельности и медицинской помощи на соответствие внедренным стандартам, правилам, политикам и операционным процедурам.

Аккредитация JCI позволяет оценить эффективность работы медицинской организации и обеспечить ее деятельность соответствию международным стандартам качества и безопасности при оказании медицинской помощи пациентам. Многие исследования эффективности аккредитации ограничены, но аккредитация по стандартам JCI является эффективной для повышения качества обслуживания и безопасности, отвечает за соблюдение стандартов в области здравоохранения. Соответствующие медицинские организации получают данную аккредитацию. JCI требует улучшения качества в целях безопасности пациентов, но требования могут увеличиваться, снижая эффективность. 

Авторы Абдулла Алхенизан, Чарльз Шоуб (Abdullah Alkhenizan, Charles Shawb) выявили 26 исследований, согласно которым было оценено влияние аккредитации, где общие программы значительно улучшают клинические результаты и качество медицинской помощи [2].

В условиях глобализации, турбулентности всех процессов в мире, ускоряющихся изменений и новых кризисов в системе здравоохранения, достижение высочайших стандартов качества и безопасности остаются главными приоритетами, и лучшие практики должны быть в основе совершенствования отечественного здравоохранения, в части управления качеством медицинской помощи. Более чем в 100 странах мира Объединенная международная комиссия, как мировой аккредитатор, охватывающий весь спектр медицинских услуг и лидер в области качества медицинской помощи и безопасности пациентов, сотрудничает с больницами, клиниками, академическими медицинскими центрами, чтобы продвигать для внедрения строгие стандарты лечения и предлагать решения для достижения максимальной эффективности. Уникальная методология отслеживания, анализирует как больница оказывает помощь пациенту, снижая риски до того, когда они станут дорогостоящими проблемами.

В Казахстане на сегодняшний день акредитованы 9 больниц и они получили золотую печать одобрения, как организации, аккредитованные JCI  из более, чем 1000 организаций здравоохранения по всему миру [3]. И это следующие аккредитованные JCI медицинские организации: 1) Корпоративный фонд университетский медицинский центр, г. Астана. Больничная программа от 25 февраля 2012 года; 2) АО «Национальный центр нейрохирургии», г. Астана. Больничная программа от 23 марта 2013 года; 3) НАО «Национальный детский реабилитационный центр», г. Астана. Программа долгосрочного ухода от 24 мая 2014 года; 4) НАО «Национальный научный кардиохирургический центр», г.Астана. Больничная программа от 24 октября 2014 года; 5) АО «Центральная клиническая больница», г.Алматы. Больничная программа от 21ноября 2015 года; 6) РГП на ПХВ «Больница Медицинского центра Управления делами Президента Республики Казахстан», г.Астана. Больничная программа от 09 апреля 2016 года; 7) Международный онкологический центр «Умит» Товарищества с ограниченной ответственностью «Томотерапия», г.Астана. Больничная программа о 25 июня 2021 года; 8) АО «Научно-исследовательский институт кардиологии и внутренних болезней», г.Алматы. Больничная программа от 28 августа 2021 года; 9) ТОО Научно-клинический центр кардиохирургии и трансплантологии, г. Тараз. Больничная программа от 28 января 2023 года.

Наличие золотой печати аккредитации JCI доказывает всей мировой элите, что данные казахстанские организации здравоохранения в совершенстве оказывают полный спектр медицинских услуг,  что позволяет им: уменьшать изменчивость и сводить к минимуму риски для безопасности пациентов; улучшать клинические и операционные расходы, повышать квалификацию медицинского персонала и знание передовых практик; обеспечивать дифференциацию в конкурентной среде здравоохранения и улучшать возможности по привлечению пациентов; укреплять доверие сообщества, заявляя о вложенных усилиях в предоставлении услуг самого высокого качества; привлекать защищать и удерживать лучших специалистов, приверженных обеспечению качественного ухода и безопасности пациентов. Сертификат JCI подтверждает соответствие медицинской деятельности больниц требованиям стандартов качества и безопасности, что выступает одним из важных условий допуска на конкурентный рынок в стране-экспортере медицинских услуг [4] и открывают возможности для сотрудничества, обмена опытом с клиниками любой страны мира [5].

Однако, несмотря на популярность стандартов JCI, их эффективность в улучшении качества медицинских услуг остается спорной [6, 7], и это связано с противоречивыми данными о влиянии аккредитации на услуги здравоохранения, результаты лечения и организационную культуру [8], а также достаточно трудно измерить результаты такого динамичного вмешательства.

Процессы и стандарты, входящие в основу аккредитации, должны быть разработаны на базе учета потребностей и ожиданий каждой страны, а также влияние окажут типы систем здравоохранения, уровень обслуживания, национальные правила, политические, социальные, культурные и религиозные требования.

Таким образом, глобальная заинтересованность многих лиц в повышении качества оказания медицинской помощи позволяет использовать стандартизированные процессы для оценки деятельности медицинских организаций. Согласно исследованиям, хотя аккредитация JCI и является одним из популярных инструментов комплексной оценки и управления качеством и позволяет достичь положительных эффектов, но иногда они неустойчивы, особенно за трехлетний период. Аккредитация JCI позволит обеспечить основу для интеграции всех сильных сторон медицинской организации в рамках ее стратегического развития.

 

Список литературы:
1. International Accreditation Joint Commission International. − 7th Edition, 2021. − 424 p.
2. Impact of Accreditation on the Quality of Healthcare Services: a Systematic Review of the Literature // Annals of Saudi Medicine. – 2011. – Vol. 31(4) July-August. −  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.saudiannals.net https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21808119/ (дата обращения: 10.07.2023).
3. Список действующих организаций, аккредитованных JCI. −  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.jointcommissioninternational.org/who-we-are/accredited-organizations/#sort=%40aoname%20ascending&numberOfResults=25&f:@aocountry=[Kazakhstan(дата обращения: 11.07.2023).
4. Грин С. И., Крюкова К. К., Иванов И. В., Матыцин Н. О., Щесюль А. Г., Берсенева Е. А. Экспорт медицинских услуг как драйвер формирования национальной системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2020. – № 28(3). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-3-459-463
5. Касьянова А. Д., Князюк Н. Ф. Роль международных стандартов качества в деятельности медицинских организаций как основа безопасной среды для пациента // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2020 – №3. 
6. Greenfield D, Braithwaite J. Developing the evidence base for accreditation of healthcare organizations: a call for transparency and innovation // Qual Saf Health Care. – 2009. – Vol. 18 (3). – Pp.162–163. doi:10.1136/qshc.2009.032359
7. Deema Al Shawan. The Effectiveness of the Joint Commission International Accreditation in Improving Quality at King Fahd University Hospital, Saudi Arabia: A Mixed Methods // Approach Journal of Healthcare Leadership. – 2021. – Vol. 13. – Pp. 47–61. −  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.dovepress.com/ (дата обращения: 13.07.2023). 
8. Brubakk K, Vist GE, Bukholm G, Barach P, Tjomsland O. A systematic review of hospital accreditation: the challenges of measuring complex intervention effects // BMC Health Services Research. – 2015. – Vol.15. – P. 280. doi:10.1186/s12913-015-0933-x