Статья:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Карпова А.А., Соловьева О.А. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(63). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК

Карпова Анна Александровна
канд. экон. наук, доц., Волгоградский государственный аграрный университет, РФ, г. Волгоград
Соловьева Оксана Александровна
коммерческий директор, ООО «Агрокомплекс», РФ, Алексеевский район, Волгоградская область

 

Подготовка профессиональных кадров для АПК всегда была актуальна, велась непрерывно, в настоящее время данному вопросу уделяется все больше внимания. «На современном этапе развития агропромышленного комплекса и введения новых форм кооперации, в рамках реализации Концепции продовольственной безопасности и развития импортозамещения, а также создания кластеро-ориентированных организаций в сфере производства и переработки продукции агропромышленного комплекса одним из наиболее актуальных является вопрос подготовки специалистов для работы в этой важной отрасли жизнеобеспечения страны» [1].

«Целью развития трудового потенциала агропромышленного комплекса в целом и предприятия в частности, является удовлетворение потребностей производства. Исходя из этого, можно выделить следующие пути ее достижения: сохранение и развитие «села»; обеспечение продовольственной независимости страны; создание конкурентоспособного сельскохозяйственного производства с помощью следующих задач: повысить уровень производительности труда; снизить трудоемкость и материалоемкость; оптимизировать структуру управления; принимать эффективные маркетинговые решения; улучшить воспроизводственную структуру человеческого капитала» [3].

На сегодняшний день для развития агропромышленного комплекса в работе специалистов первостепенными выступают такие качества, как компетентность и профессионализм. Приобретенные знания, умения, навыки, степень формирования профессионально важных качеств, полученных в процессе образовательной деятельности в рамках непрерывного образования, характеризуют в данном вопросе кадровый потенциал агропромышленного комплекса. Получение дополнительного профессионального образования и профобучения в широком спектре направлений подготовки способствует формированию конкурентоспособного, востребованного специалиста для агропромышленного комплекса.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – важный элемент образовательной деятельности, роль которого особенно возросла в связи с резким ускорением научно-технического прогресса, т. к. полученные знания быстро устаревают, а количество новых – стремительно увеличивается. Появляются новые направления, усложняются существующие профессии, динамически перераспределяется потребность в кадрах. ДПО превращается в отдельное направление образования, объем которого значимо растет.

Получение диплома и начало трудовой деятельности сегодня - не есть завершение процесса обучения, а означает, как правило, окончание его общей, предварительной стадии и начало более специализированного и длительного процесса приобретения профессиональной квалификации. Парадигма нашего времени: от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь.

В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики, реализуют дополнительные профессиональные программы более 5000 организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Сегодня структура провайдеров дополнительного профессионального образования в соответствии с данными формы статистического наблюдения 1-ПК следующая. В общей численности организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, самостоятельные организации ДПО составляют 36%, структурные подразделения организаций среднего профессионального образования  – 35%, вузы – 18%, научные организации – чуть больше 1%, остальные 10% падают на структурные подразделения организаций реального сектора экономики: корпоративные университеты, учебные центры предприятий и т.д. Сегодня рынок ДПО в части его провайдеров достаточно конкурентный, причем как в области бюджетного финансирования, так и внебюджетных средств. При этом конкурентные преимущества начинают смещаться от доступа к бюджетным ресурсам до контроля за контентом и владением онлайн образовательными платформами. Конкуренция нарастает именно среди вузов, так как все большее их число предлагает программы ДПО. В выигрыше могут оказаться те, кто станет лидером в области предоставления новых форматов обучения.

Небольшие коммерческие образовательные структуры ДПО обладают большой гибкостью, готовы оперативно выполнить любой заказ, пригласить и оплатить услуги требуемого специалиста-преподавателя. Во многих случаях такие организации имеют мощное организационно-маркетинговое подразделение с небольшим числом штатных преподавателей, а требуемые на конкретные программы специалисты привлекаются по мере необходимости.

Доля штатных преподавателей и штатных совместителей в среднем по системе ДПО не превышает 50%. Остальные преподаватели работают на условиях почасовой оплаты.

Реализация ДПО в вузе имеет еще ряд минусов. Существует определенная организационная и финансовая бюрократия, обусловленная бюджетным статусом и административным регламентом вуза. Прием сторонних специалистов на выполнение разовых работ затянут. Штатные преподаватели ДПО должны выполнять требования высшей школы (наличие ученой степени и публикаций, отчетность, участие в НИР, ограничение по оплате и т. д.). Преподаватели линейных кафедр вузов не горят желанием осваивать программы ДПО или не знают, как это делать.

Однако есть и существенные преимущества, которые можно и нужно активно использовать. Такими преимуществами являются наличие мощной материальной базы, престиж диплома вуза, возможность обучения по специальным программам, наличие научных центров и школ, наличие квалифицированных преподавателей.

Как показывает наш многолетний опыт и системные исследования [6], выходом из сложившейся ситуации в современных условиях может стать система переподготовки в институтах ДПО. Например, система дополнительного аграрного образования в Волгоградской области существует более пятидесяти лет. Рассмотрим опыт, накопленный в Волгоградском ГАУ, который  является ведущей образовательной организацией Нижнего Поволжья, осуществляющей подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственной отрасли.

В ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ создана достаточно эффективная внутривузовская система дополнительного профессионального образования (Институт повышения квалификации кадров агробизнеса включает две кафедры, учебно-методический отдел и 10 учебных центров дополнительного образования), благодаря которой университет успешно реализует широкий спектр программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации, профессионального обучения по рабочим профессиям, направлений консультирования сельхозтоваропроизводителей по проблемам развития аграрного сектора экономики.

ИПККА – является площадкой программ опережающей профессиональной подготовки как системы мероприятий по обеспечению соответствия компетенций граждан новым технологиям и способам производства, мировым изменениям профессиональных сфер деятельности.

Созданная структура ДПО позволяет качественно реализовывать ежегодно в среднем порядка 100 программ повышения квалификации, 70 программ профессиональной переподготовки. В образовательный процесс активно внедряются элементы дистанционного обучения. Ежегодный контингент участников дополнительных профессиональных программ в среднем 2000 человек.

Слушателями программ, в большинстве своем, являлись специалисты сельскохозяйственной отрасли различных должностных категорий, специалисты системы управления агропромышленным комплексом муниципалитетов, представители животноводческой, ветеринарной, растениеводческой, бухгалтерско-экономической и других служб предприятий АПК, крестьянско-фермерских хозяйств, а также представители аграрного образования (преподаватели и студенты).

Следует отметить, что дополнительные профессиональные программы, реализуемые в университете, соответствуют: глобальной технологической повестке (прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года – Биотехнологии, Агробиотехнологии, Рациональное природопользование.

Благодаря такому подходу происходит непрерывны рост профессионального уровня агарных специалистов, которые в дальнейшем могут успешно решать проблемы, возникающие в их практической деятельности. Причем, поскольку слушатели института уже работают в системе аграрного производства, затраты в этой сфере окупаются многократно. Тогда как после вузов в сельскохозяйственных предприятиях закрепляется незначительная часть выпускников [2], а затраты бюджетных средств на обучение остальных студентов оказываются не эффективными. В связи с изложенным, переподготовку кадров в институтах ДПО необходимо сделать одним из основных направлений обучения и обеспечить ее соответствующим финансированием.

Индустриальные партнеры помогают осуществлять практико-ориентированных подход к дополнительному образованию. Здесь сельскохозяйственные предприятия растениеводческой, животноводческой направленности, рыбоводческие хозяйства, организации ландшафтного дизайна и др.

Еще одним стратегическим партнером в сфере дополнительного образования аграрных вузов является Россельхозбанк. «Школа фермера» – это совместный образовательный проект Россельхозбанка и Министерства сельского хозяйства РФ на базе ведущих аграрных вузов и сельхозпредприятий. Обучение ведется на базе Волгоградского ГАУ, на интернет-портале «Свое фермерство» Россельхозбанка.

Академическим партнерам выделена немаловажная роль в развитии ДПО в сетевой форме в рамкахреализации программы стратегического академического лидерства Приоритет-2030.

Кроме этого, аграрные вузы в качестве поставщика услуг ДПО ведут закупочную деятельность на Электронных торговых площадках. Тенденции в закупочной деятельности пока не обнадеживают: в результате высокой конкуренции при подаче заявок и в ходе аукционов происходит резкое снижение стоимости обучения. Государственные вузы пока не в состоянии конкурировать с крупными компаниями ПАО «НК «Роснефть», ОАО «Мираторг», ОАО РЖД, Лукойл, Газпром, поскольку сами заказчики имеют сильные учебные центры дополнительного образования.

Конкуренция на рынке внебюджетного ДПО растет, развитие системы ДПО в вузах может получить импульс благодаря началу реализации национальных проектов. Например, Волгоградский ГАУ – активный участник эффективной реализации национальных проектов «Цифровая экономика», «Образование», «Демография» и др.

Таким образом, дополнительное образование является важным звеном в системе непрерывного профессионального образования и его роль в формировании кадрового потенциала АПК в будущем будет возрастать. Важнейшим этапом развития ДПО является ориентация образовательных программ на профессиональные стандарты. При разработке образовательных программ ДПО необходимо учитывать особенности различных категорий обучающихся. Перспективным направлением повышения качества ДПО является массовое внедрение сертификации квалификаций и процедур общественно-профессиональной аккредитации.

 

Список литературы:
1. Гарафутдинова Н.Я. Система образования для подготовки кадров сельского хозяйства в условиях введения профессиональных стандартов. / Н.Я. Гарафутдинова, С.Г. Корешева // Профессиональное образование в современном мире. – № 4. – 2017. С. 1452–1461.
2. Воронин Б. А. Взаимосвязь развития человеческого капитала и аграрной экономики на сельских территориях/ Б.А. Воронин, И. П. Чупина, Я.В. Воронина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2020. - № 11. - С. 5–6.
3. Донскова О.А. Человеческий капитал регионального АПК: особенности формирования, направления развития и механизмы поддержки / О.А. Донскова, Е.Е. Смотрова, И.А. Петерс и др. // Современные проблемы науки и общества. – Пенза, 2021. – С. 16– 32.
4. Кот Е.М. Формирование кадрового потенциала в АПК / Е.М. Кот, С.В. Петрякова, Ю.В. Малькова, И.Ф. Пильникова, О.С. Горбунова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. - № 4 (118). - с. 141-144.
5. Степанова Э.В. Профессиональная подготовка кадров для АПК региона / Э.В. Степанова // Образование и проблемы развития общества. -2020. - № 4 (10). - С. 174-181.
6. Якушкин Н. М. Кадровое обеспечение АПК и вопросы его совершенствования. Проблемы инновационного развития АПК: кадры, технологии, эффективность. / Н. М. Якушкин, Р. Х.  Сафиуллов // Казань: Бриг, 2017. - 384 с.
7. Ovchinnikov A., Kozenko Z., Bichkov M., Kabanov V., Karpova A. Strategic management of sustainable development of agro - industrial complex with economic integration. European Research Studies Journal. - 2015. - Т. 18. № 3. - С. 307-315.