Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗКАХ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СОДЕРЖАНИИ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Жиленко О.Б., Эмирсалиева Л.Н. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗКАХ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СОДЕРЖАНИИ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ РАЗВЯЗКАХ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СОДЕРЖАНИИ МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Жиленко Оксана Борисовна
канд. техн. наук, доц. кафедры геотехники и конструктивных элементов зданий архитектурно-строительного факультета Академии Строительства и Архитектуры ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, РФ, Республика Крым, г. Симферополь
Эмирсалиева Лейля Наримановна
магистрант кафедры геотехники и конструктивных элементов зданий архитектурно-строительного факультета Академии Строительства и Архитектуры ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, РФ, Республика Крым, г. Симферополь

 

FEATURES OF OPERATION OF BRIDGE CROSSINGS AT TRANSPORT INTERCHANGES. MAIN PROBLEMS IN THE OPERATION AND MAINTENANCE OF BRIDGE CROSSINGS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

 

Oksana Zhilenko

PhD. those. Sciences, Associate Professor of the Department of Geotechnics and Structural Elements of Buildings, Faculty of Architecture and Construction, Academy of Construction and Architecture, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky", Russia, Republic of Crimea, Simferopol

Leilya Emirsalieva

Master's student at the Department of Geotechnics and Structural Elements of Buildings, Faculty of Architecture and Civil Engineering, Academy of Construction and Architecture, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal University named after. IN AND. Vernadsky", Russia, Republic of Crimea, Simferopol

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы эксплуатации путепроводов, освещены основные проблемы при их эксплуатации. Определены основные виды работ для поддержания сооружения в работоспособном состоянии, отвечающий эксплуатационным и производственным требованиям.

Abstract. The article discusses the issues of operating overpasses and highlights the main problems during their operation. The main types of work have been identified to maintain the structure in working condition, meeting operational and production requirements.

 

Ключевые слова: путепровод; мостовой переход; автомобильные дороги; эксплуатация; строительство; ремонт; реконструкция; восстановление.

Keywords: overpass; bridge crossing; car roads; exploitation; construction; repair; reconstruction; recovery.

 

Транспортная отрасль является одной из составляющих инфраструктуры и самым прямым образом влияет на динамичность и эффективность социально-экономического развития Республики Крым в качестве субъекта Российской Федерации.

Современное состояние транспортной системы не отвечает потребностям и перспективам развития региона, дефицит пропускной способности существует на всех видах транспортных сооружений. Большинство искусственных сооружений, входящих в существующую сеть автомобильных дорог, не имеют достаточной несущей способности для прогнозируемого увеличения грузопотока в Крым. Такие проблемы возникли вследствие ненадлежащего выполнения работ эксплуатирующими организациями.

Мосты имеют достаточно сложную конструкцию, эксплуатируются в различных инженерно-геологических условиях, постоянно подвергаются высоким нагрузкам.

Под эксплуатацией мостов понимают совокупность комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на сохранность и работу моста в исправном состоянии в течение всего расчетного срока службы. Оптимальная долговечность искусственных сооружений для центральных районов России составляет 80 лет при условии соблюдения правильной эксплуатации [3]. Однако реальные показатели далеки от таких цифр. Эта проблема тесно связана с недостаточным финансированием данного сектора при распределении бюджета. По данным анализа, проведенного специалистами Дирекции заказчика «Гидромост», выявлено неэффективное перераспределение бюджета в пользу капитального ремонта, доля же текущего ремонта крайне невелика, что в итоге приводит к снижению долговечности сооружений [1].

Наиболее выраженные причины неудовлетворительного технического состояния и долговечности мостов представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Основные причины неудовлетворительного состояния мостов

 

При организации и выполнении работ по эксплуатации и диагностике мостов следует учитывать указания нормативных документов по содержанию и ремонту искусственных сооружений и требования ВСН 4-81, ОДН 218.017-2003, СП, ГОСТ.

Работы по содержанию мостовых переходов классифицируют по его основным конструктивным частям. Это мостовое полотно, пролетное строение, опоры и подмостовое пространство, куда входят регуляционные сооружения.

Границы обслуживания мостовых переходов представлены на рисунке 2. В эту зону входят:

  • мост в продольном направление с насыпями подходов по 6 м в каждую сторону, обочины за барьерным ограждением, водоотводные лотки;
  • в поперечном направлении по 25 м с обеих сторон от сооружения при конусах насыпи;

 

Рисунок 2. Зона обслуживания мостового сооружения

 

Содержание проводится с целью повышения эксплуатационного состояния сооружения вызванных ростом обращающихся нагрузок и увеличением частоты движения транспортных средств. 

Состав работ по содержанию мостовых переходов представлен в таблице 1

Таблица 1

Состав работ по содержанию мостовых переходов

Наименование вида работы

Состав работ

1

2

надзор

подразумевает определенную систему наблюдения, с целью своевременного обнаружения повреждений и дефектов, снижающих транспортно-эксплуатационные качества сооружения, или предупреждения возможности возникновения этого явления

уход

комплекс организационных и технических мероприятий по сбору и удалению с мостового сооружения вредных веществ и посторонних предметов для предотвращения образования дефектов и повреждений, обеспечивающий надлежащее состояние сооружению и его внешнему виду;

профилактика

включает предупредительные меры для поддержания мостового сооружения в исправном и работоспособном состоянии, обеспечивающие устранение небольших дефектов на стадии, когда они не являются опасными для сооружения (грузоподъемности, безопасности движения и долговечности) и требуют для их устранения минимальных затрат (износ элементов сооружения не превышает 10%);

планово-предупредительный ремонт (ППР)

устранение дефектов на ранней стадии износа элементов сооружения (до ~25%) при относительно малых денежных затратах и предупреждает снижение грузоподъемности, безопасности движения и долговечности сооружения.

 

Основные проблемы при эксплуатации и содержании мостовых переходов.

Первоочередными проблемами, с которыми сталкиваются эксплуатирующие организации, это износ и повреждение главных элементов мостовых сооружений. Это связано с постоянным движением автомобилей, особенно в местах с высокой нагрузкой. В основном при строительстве путепроводов в качестве основного материала используется железобетон, по экономическим соображениям на путепроводах в качестве статической схемы основной несущей конструкции – балочно-разрезная система, в которой с обеих сторон монтируется деформационный шов. Эти конструкции часто подвергаются коррозии из-за воздействия влаги, соли и др. (рис. 3).

 

Рисунок 3. Сплошная коррозия конструкции деформационного шва

 

Вследствие отсутствия должного ухода и невыполнении планово-предупредительных работ происходит нарушение герметичности этих деформационных швов. Атмосферные осадки, застоявшаяся вода на проезжей части проходит через такие деформационные швы по стене насадки ригеля, попадая на торцы главных балок моста, тем самым вызывая ее коррозию и выщелачивание бетона (рис.4).

 

   

Рисунок 4. Следы протечки воды и выщелачивание бетона в месте устройства деформационного шва

 

Для решения этих проблем необходимо регулярное их техническое обслуживание и проведение ремонтных работ. Такие работы включают надзор, который проводятся с определенной периодичностью, регламентированный методическими рекомендациями по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах в п 3.3 таблицы 1 [2]. В случае морального и физического износа элементов мостового перехода следует предусмотреть проведение капитального ремонта, реконструкции или замены изношенных конструкций сооружения.

Выводы.

  1. С каждым годом на автомобильных дорогах России число единиц автодорожного транспорта увеличивается, следовательно, взрастают нагрузки на сооружения. Чтобы обеспечить безопасное движение транспорта в местах мостовых переходов, необходима его правильная эксплуатация, суть которой заключается в обеспечении сохранности и работы моста в исправном состоянии в течении срока службы.
  2. Своевременный мониторинг состояния конструкций мостовых переходов, их содержание в надлежащем состоянии, выполнение планового и текущего ремонта – обеспечивают увеличение срока службы сооружения и безопасной его эксплуатации, а так же сокращают период проведения капитальных ремонтов или реконструкции.
  3. Актуальные проблемы при эксплуатации: отсутствие регулярных осмотров из-за недостаточного финансирования этого сектора дорожной инфраструктуры, устаревшие стандарты и нормативно-техническая документация.

 

Список литературы:
1. Иванов И.И. Опыт эксплуатации и ремонта мостовых сооружений Москвы. Выводы и извлеченные уроки// Дороги. Мосты и время. – 2011. – №8. – с. 41-45. 
2. Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах / Разработаны ГП РОСДОРНИИ при участии Саратовского института "ПРОЕКТМОСТРЕКОНСТРУКЦИЯ", творческого коллектива кафедры мостов МИИТа и НПФ "Инсор". – М: Российское дорожное агентство от 30.08.99 г. N 7Р. 
3. Сенникова А.А., Субботина М.А. Комплексные проекты эксплуатации мостов // Транспорт. Транспортные сооружения, экология. – 2017. - № 2. – с.104-114. 
4. СП 35.13330.2011 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*. - М: Минрегион России, 2010.- 435 с.