Статья:

Тёмный туризм как форма актуализации наследия концентрационных лагерей на территории Республики Беларусь

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Громова А.И., Черепан Н.С. Тёмный туризм как форма актуализации наследия концентрационных лагерей на территории Республики Беларусь // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 15-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Тёмный туризм как форма актуализации наследия концентрационных лагерей на территории Республики Беларусь

Громова Алина Ивановна
Бакалавр туризма и рекреации, Европейский гуманитарный университет, Литва, Вильнюс
Черепан Надежда Сергеевна
аспирант, лектор, Департамент истории, Европейский гуманитарный университет, Литва, Вильнюс

 

Dark tourism as a form of representation of concentration camps memory places on the territory of the Republic of Belarus

 

Hromava Alina

BA “Cultural heritage and tourism”, European Humanities University, Lithuania, Vilnius

Charapan Nadzeya

PhD Сandidate, lecturer of History department, European Humanities University, Lithuania, Vilnius

 

Аннотация. Статья посвящена анализу практик использования мест памяти концентрационных лагерей в туристско-экскурсионном показе в Республике Беларусь и разработке рекомендаций по развитию тёмного туризма как наиболее оптимальной формы по репрезентации данного вида памятников истории.

Abstract: Thе paper is devoted to a review of concentration camps memory places representation for tourism practices in Belarus. Based on the results of the analysis, the authors suggest a dark tourism approach as the most relevant tool for representation of concentration camps memory places.

 

Ключевые слова: тёмный туризм; места памяти; концентрационный лагерь; Республика Беларусь.

Keywords: dark tourism; memory places; concentration camp; Republic of Belarus.

 

Сегодня, наряду с традиционными видами туризма, широкое распространение приобретает тёмный туризм. C момента возникновения и становления массового туризма, динамика потребностей туристов значительно трансформировалась. В эпоху постмодерна на первый план выходят альтернативные формы организации досуга, направленные на формирование уникального опыта и впечатлений. К ним относится и тёмный туризм - понятие, объединяющее поездки по местам, исторически связанным со значимыми трагическими событиями. Тёмный туризм отличается неоднородной имманентной структурой, которая представлена большим количеством объектов разной физической природы. В международной туристской практике особым спросом среди объектов тёмного туризма пользуются места памяти концентрационных лагерей. Так, например, мемориальный комплекс «Дахау» ежегодно посещают более 800 000 туристов[25].

Наибольший интерес феномен тёмного туризма приобрёл в зарубежной научной среде во второй половине 1990-х гг. В 2005 г. в Великобритании был основан Институт по изучению тёмного туризма. В отечественной науке исследования по тёмному туризму отсутствуют, хотя Беларусь обладает значительным потенциалом для развития данного направления.

Во время Второй мировой войны в Беларуси было создано около 260 концентрационных лагерей. В настоящее время мемориальные комплексы жертвам концлагерей являются объектами познавательного или паломнического туризма. Однако, по мнению авторов, категория познавательного туризма слишком ёмкая для того, чтобы отразить  их семантические особенности. Репрезентация мест памяти концентрационных лагерей через призму паломнического туризма была характерна во время первых десятилетий после окончания Второй мировой войны, когда отсутствовала научно-исследовательская база феномена геноцида, в целом, и концентрационных лагерей, в частности. В настоящее время концепция мест памяти концентрационных лагерей должна быть изменена с учётом их образовательного и социально-культурного потенциала.

В данной статье места бывших концентрационных лагерей рассматриваются как места памяти (lieux de mémoire), в соответствии с трактовкой Пьером Нора, предложенной  вначале 80-х годов XX века. Данная категория воплощает “единство духовного и материального порядка, которое с течением времени и по воли людей стало символическим элементом наследия национальной памяти общности” [13].

Проблематика исследования состоит в том, что на сегодняшний день методы мемориализации и интерпретации мест памяти концентрационных лагерей Беларуси не являются достаточно проработанными. Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать опыт по репрезентации мест памяти концентрационных лагерей в туристском показе, и разработать рекомендации по развитию тёмного туризма в Беларуси как способа интерпретации мест памяти концентрационных лагерей.

Таксономия тёмного туризма

Тёмный туризм («darktourism») или танатуризм сравнительно новое понятие в туризмологии. Впервые термин «blacktourism» был использован в 1996 году профессорами университета Глазго Дж. Ленноном и М. Фолеем. Авторы рассматривали тёмный туризм как «феномен, включающий в себя презентацию и потребление реальных и коммодифицированных мест трагических событий и катастроф» [26, с.198]. Тёмный туризм известен в научной сфере как «thanatourism» (А.В. Ситон), «black-spottourism» (К. Роек), «morbidtourism» (Т. Блом) и т. д. В настоящее время существует множество определений тёмного туризма исходя из различных коннотационных подходов. П.Р. Стоун, например, даёт более общее определение тёмного туризма, согласно которому тёмный туризм - это «акт поездки во мрачные места, связанные со смертью и страданиями»  [30, c.38]. А.В. Ситон уделяет особое внимание моральным ценностям, на которых основывается концепция тёмного туризма: «тёмный туризм может не только выступать в качестве хранителя истории с точки зрения наследия, но и в качестве морального хранителя в современном обществе» [28, c.72].

Во многих определениях тёмного туризма в качестве обязательного элемента выступает связь между туризмом и, непосредственно, трагическим событием. Например, П. Тарлоу под термином «тёмный туризм» подразумевает «посещение мест, где произошла трагедия либо исторически значимое смертельное событие, которое до настоящего времени оказывает влияние на нашу жизнь». Данное определение является более точным, так как указывает на социально-культурную и образовательную функции тёмного туризма и его связь с современным обществом[24].  

Понятие тёмного туризма подразумевает разнообразие форм, входящих в его структуру. При этом, объекты тёмного туризма различаются по «оттенкам», в зависимости от которой генерируются особенности восприятия данных объектов посетителями. П. Стоун выделяет шесть «оттенков» тёмного туризма (Рис.). К самым тёмным объектам спектра данного вида туризма относятся актуальные места смерти и человеческих страданий. Для объектов данного типа характерными чертами являются: образовательная ориентация, фокусирование на исторических событиях, аутентичность, непродолжительность во времени, отсутствие либо неразвитость туристской инфраструктуры. В то время, как к самым светлым сегментам спектра относятся места с развлекательной ориентацией, коммерциализацией, отсутствием аутентичности, и развитой туристской инфраструктурой [30, c.88].

 

Рисунок. Спектр тёмного туризма П. Стоуна[30, c.88]

 

Спектр тёмного туризма, предложенный П. Стоуном, не только указывает на разнообразие объектов тёмного туризма и фундаментальность предложения, но и позволяет выявить основные характеристики, присущие каждому из шести оттенков тёмного туризма. П. Стоун выделяет семь основных групп наследия, которые используются в тёмном туризме и различаются  по предоставляемым услугам и выполняемым функциям: фабрики темных развлечений («darkfunfactories»), тёмные выставки («darkexhibitions»), тёмные тюрьмы («darkdungeons»), тёмные места покоя («dark resting places»), тёмные святыни («darkshrines»), тёмные места конфликтов («darkconflictsites»), тёмные лагеря геноцида («darkcampsofgenocide») [30, c.54]. Лагеря геноцида  (концентрационные лагеря) являются в высшей степени темными местами, которые объединены общим концептом жестокости и катастрофичности.

Концентрационный лагерь (далее - концлагерь) можно определить как «место заключения и содержания людей в тяжёлых условиях без учёта правовых норм ареста, приемлемых для конституционной демократии» [2; 22].Впервые термин «концентрационный лагерь» был использован английскими войсками в ходе англо-бурской войны 1899-1902 гг. Функциональное предназначение концлагерей в этот период времени заключалось в сосредоточении бурского населения с целью предотвращения их сотрудничества с партизанами [4, с.4].В настоящее время понятие «концлагерь» используется по отношению к лагерям Третьего рейха [3]. Согласно данным еврейской виртуальной библиотеки, в период с 1933 по 1945 гг. власти Германии сформировали около 20 000 лагерей, которые разделены на следующие группы в зависимости от назначения: концлагеря, трудовые лагеря, транзитные лагеря, лагеря смерти и др. [23].

Таким образом, тёмный туризм – это многогранный феномен, который консолидирует видовое разнообразие и создаёт предпосылки развития и репрезентации историко-культурных объектов, связанных со страданиями или трагическими событиями, в котором особое место занимают места памяти концлагерей.

История создания и мемориализация мест памяти концлагерей в Республике Беларусь

Республика Беларусь – одна из стран, которая в результате всеобъемлющей политики геноцида в годы Второй мировой войны понесла большие потери населения. Ярким доказательством целенаправленного геноцида в отношении белорусского населения служат материалы Нюрнбергского международного военного трибунала стран антигитлеровской коалиции. В соответствии с «Генеральным планом Ост»предполагалось уничтожить до 30 млн. славянского населения Восточной Европы, из них -  75 % населения Беларуси [1, с.192]. Оставшиеся 25% белорусов должны были подвергнуться полному онемечиванию. Для реализации разработанной немецким правительством стратегии на землях бывшей БССР была сформирована система концлагерей, которые начали появляться на территории БССР в 1941 г. В общей сложности, в период с 1941 по 1945 гг. в БССР было сформировано около 260 концлагерей [8].

Большинство концлагерей в послевоенное время выполняло функции тюрем или приютов для беженцев. Первые мемориальные комплексы на местах смерти жертв концлагерей появились спустя 10-20 лет после окончания военных действий и представляли собой обелиски со схожим архитектурным решением. По причине низкой степени физической сохранности, единицы из них были преобразованы в мемориальные музеи. 

Самым крупным концлагерем на оккупированной территории СССР являлся «Малый Тростенец», где было уничтожено 206 500 человек [7]. Среди узников «Малого Тростенца» значительную часть составляли евреи, депортированные из Минского гетто и европейские евреи (из Германии, Франции, Польши, Австрии, Венгрии, Чехославакии),  а также военнопленные, партизаны, мирное население [10, с.124]. На месте концлагеря «Малый Тростенец» в 2015 году был открыт мемориальный комплекс.

К числу крупнейших концлагерей Беларуси относится также Концлагерь «Озаричи» (Гомельская область), который просуществовалc 10 по 19 марта1944, где содержалось свыше 50 000 советских граждан и было умерщвлено не менее 20 000 граждан БССР и РСФСР. В соответствии с материалами Нюрнбергского процесса значительная часть освобождённых составляли дети в возрасте до 13 лет — 15 960 человек [9, с. 83]. В 1965 году, в результате совместной работы скульптора Д.А. Попова и архитектора Ф.У. Хаирулина на месте концлагеря «Озаричи» был построен мемориал, который представляет собой памятник из трёх стелл, на которых указы имена узников. В 2004 в посёлке Озаричи был создан Музей памяти жертв Озаричского лагеря смерти[10].

По числу жертв в одном наряду с концлагерем «Озаричи» находится Колдычевский концлагерь. Он был создан в 1942 г. в 20 км от города Барановичи на месте бывшей усадьбы помещика Томаша Салевича. В 1964 г. вблизи деревни Колдычево была установлена скульптура пожилой женщины с надписью: «Здесь и в окрестностях похоронены 22 тыс. советских патриотов, замученных немецко-фашистскими захватчиками в 1942-44 гг.». В 2007 г. в д. Колдычево было завершено строительство мемориала в виде трехстворчатой арки [5].

Кроме гетерогенных концлагерей существовал ряд концлагерей, предназначенных для конкретной группы узников, например в 1941-1944 гг. на территории бывшего БССР действовало 16 концлагерей для детей. «Красный берег» был одним из самых крупных детских донорских концлагерей Беларуси. Точное количество детей, погибших в«Красном береге», не установлено; предположительно их число достигает 5,3 тыс. человек, из которых 4,5. тыс. – дети до 15 лет. 18 июня 2007 г. в деревне Красный Берег в честь погибших в концлагере детей был открыт мемориальный комплекс [6].

В Беларуси не существует полностью сохранившихся либо реконструированных зданий бывших концлагерей, что снижает их репрезентативность и увеличивает зависимость от интерпретаций в туристическом показе. Наиболее распространенной формой мемориализаци и мест концлагерей являются мемориальные комплексы и памятники.

Места памяти концентрационных лагерей в экскурсионном показе

В настоящее время существует ряд экскурсий с использованием мест памяти концентрационных лагерей. Ниже представлен анализ программ туров от компаний Республики Беларусь.

Туристическая фирма «KaktusTours» предлагает автобусный тур «Красный Берег – Жлобин». Во время 10-часовой экскурсионной программы туристам предлагается посетить следующие объекты: мемориал «Красный берег», памятник дворцово-парковой архитектуры 19 века и аквапарк. Маршрут объединяет объекты историко-культурного наследия, в том числе мемориал памяти узников концентрационного лагеря «Красный Берег», и объекты развлекательного характера[20]. Подобные экскурсионные программы предлагают также турагентство «Катэлина», бюро туризма «Спутник», туристическая компания «Омега-тур».

Белорусский туроператор «Holiday.by» организует экскурсию «Дорогами Жлобинщины», которая включает посещение религиозных объектов Жлобинщины (Свято-Троицкого храма, Пиревичского храма Всех Святых и др.), мемориального комплекса на месте детского концлагеря «Красный Берег» и Центра олимпийского резерва (бассейна, аквапарка и ледового дворца)[17] .Таким образом, маршрут не учитывает тематическую направленность тура.

Белорусский туроператор «Голливудтрэвел» предлагает однодневный тур «Бобруйск (крепость на Березине) – Красный Берег». В ходе поездки экскурсанты знакомятся с историей города Бобруйска, посещают фирменный магазин предприятия «Красный пищевик» -  производителя кондитерских изделий в Республике Беларусь, и в самом конце тура посещают мемориальный комплекс «Красный Берег» [15].

Белорусские туристические компании предлагают также экскурсии военного характера (экскурсия по Минску «Знать, чтобы помнить», организуемая туроператором «Holiday.By»). Данная экскурсия объединяет некоторые историко-культурные объекты Великой Отечественной войны: памятник-обелиск воинам Советской армии и партизанам, Площадь Победы, мемориал «Яма» в память о погибших в Минском гетто [19].

Некоторые туроператоры в процессе трансформаций экскурсионных программ военной тематики исключают посещение мемориальных комплексов из маршрутов, несмотря на то, что последние являются неотъемлемой частью истории Великой Отечественной войны. Например, в 2014 г. туроператор «Автоматизированные технологии туризма»  предлагал тур «Дорогами военной истории». В  качестве главных пунктов посещения выступали: мемориальный комплекс «Хатынь», Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, музейная площадка «Партизанский лагерь» и Минское гетто. В 2015 году название данного тура было заменено на «Дорогами победы (3 дня)», и Минское гетто было исключено из программы экскурсии [18, 21].

Ряд туристических компаний разрабатывает экскурсионные маршруты по Беларуси для школьников. Например, туроператор «Сектор туризма, путешествий и экскурсий» предлагает учащимся школ посетить 12-часовую экскурсию «Красный берег – Жлобин» [20]. Турагентство «Tetour.by» реализует для школьных групп однодневный экскурсионный тур «Восточные земли Беларуси», объединяющий Бобруйск, Жиличи и Красный Берег. Наряду с посещением памятников архитектуры 19-20 вв. (Бобруйского замчища, дворцово-паркового ансамбля в Жиличах и др.), программой тура предусмотрен показ мемориала «Красный Берег» [16]. 

Таким образом, на рынке Беларуси представлены туры с использованием места памяти концлагерей, однако экскурсионные маршруты не учитывают эмоцинальной и коннотативной специфики данного ресурса. За исключением туров военной направленности, экскурсионные программы с использованием мемориалов концлагерей дополнены объектами развлекательного характера, что отрицательно сказывается на тематической целостности тура. 

Проблемы туристско-экскурсионного показа мест памяти концлагерей Беларуси вызваны совокупностью политических, правовых и социокультурных факторов, препятствующих процессу рационального построения интерпретационной концепции рассматриваемых объектов. Прежде всего, понятие «тёмный туризм» не закреплено в нормативно-правовойбазе Республики Беларуси. Мемориальные комплексы жертвам концлагерей относятся к объектам познавательного туризма, объединяющей показ историко-культурного наследия Беларуси. С одной стороны, подобная систематизация является вполне дискурсивной, так как познавательный туризм предполагает изучение исторического прошлого страны, что в полной мере соответствует характер у исследуемых объектов [12]. Вместе с тем, данная категория туризма, объединяя историческую уникальность и эмоциональный фон мест памяти концлагерей. Тёмный туризм, в силу своей объектно-ориентированности, способен объективно отразить концептуальную доминанту данных объектов. Стимулирование развития научно-исследовательской деятельности в данном направлении будут способствовать развитию интерпретационных методик для туристско-экскурсионного показа мест памяти концлагерей.

Среди политических факторов в наибольшей степени влияющих на развитие тёмного туризма в Беларуси, следует отметить, что до сегодняшнего дня феномен белорусского геноцида не получил должного подтверждения ни на национальном, ни на международном уровне. Немецкий историк Д. Стратиевский, объясняет это следующими причинами: отсутствием лоббизма в политической системе Беларуси, отсутствием концептуально утверждённого нарратива о геноциде белорусского народа, трудностями с определением понятия геноцида [14].

Артефакты, имеющие отношение к бывшим концлагерям Беларуси, хранятся в военных и краеведческих музеях страны, т.е. отдельно от исторического места событий. Такая разобщённость негативным образом сказывается на туристско-экскурсионном показе концлагерей, так как влечёт за собой нарушение непрерывности процесса презентации данных объектов.  С целью успешного развития концепции концлагерей в перспективе, необходимо территориально совместить мемориальные комплексы и музейное учреждение, создав при этом единую организацию, которая специализировалась бы на сохранении, интерпретации и репрезентации мест памяти концлагерей.

В настоящее время в Республике Беларусь существуют экскурсионные программы, которые используют мемориальные комплексы жертвам концлагерей, однако они не отражают семантические особенности данных объектов. В связи с этим, целесообразно использовать методологическую основу тёмного туризма для разработки и реализации программ, где будет учтён многогранный и комплексный характер данного вида памятников истории.

 

Список литературы:
1. Безыменский Л.А. Германские генералы – с Гитлером и без него. Планы на бумаге и в жизни. М.: Мысль, 1964. 533 с. 
2. Геллер М.Я. Концентрационный мир и советская литература. Лондон, 1974. 356 с.
3. Земля святая. Кровь и пепел под ногами. Библиотека XXI века, 2012, 44 c. 
4. Знать, чтобы помнить [Электронный ресурс] URL: http://by.holiday.by/excursions/264 (дата обращения: 01.10.2016).
5. Концлагерь в д. Колдычево – следы истории войны [Электронный ресурс] URL: http://www.barturizm.by/pamyatniki-i-pamyatnye-mesta/voennye-pamyatniki/71-kontslager-v-d-koldychevo-sledy-istorii-vojny (дата обращения: 04.09.2016).
6. Красный берег – мемориальный комплекс на месте детского концлагеря [Электронный ресурс] URL: http://govorim.by/gomelskaya-oblast/zhlobin/stati-o-zhlobine/37278-tomkad-krasnyy-bereg-memorialnyy-kompleks-na-meste-detskogo-konclagerya.html (дата обращения: 12.09.2016).
7. Лагерь смерти Тростенец, документы и материалы [Электронный ресурс] URL:  http://archives.gov.by/index.php?id=973276 (дата обращения: 11.08.2016).
8. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] URL: http://www.library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1290343086&archive=1290362895&start_from=&ucat=8&(дата обращения: 07.06.2016).
9. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными  преступниками. В 7 т. Москва: Юрид.изд., 1957 – 1961. 
10. «Озаричи» концлагерь [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Озаричи_(концлагерь) (дата обращения: 10.06.2016).
11. Памяць Беларусі.У 145 т. Рэдакцыя Усесаюзнай Кнігі Памяці. Мінск: БЕЛТА, 1985-2005. Кн. 1. Гістарычна – дакументальнаях роніка Мінска.  2001. 576 с.
12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», 24 августа 2005, № 927.
13. Содержательный отчет проекта «Места памяти» с января по декабрь 2010 года[Электронный ресурс] URL: http://www.gttp.ru/subs/acc_6.htm (дата обращения: 06.09.2016).
14. Стратиевский Д.В. Историческая память в Германии и окупационная политика германского вермахта в Белоруссии в 1941 – 1945 гг. Объединение контактов со странами бывшего Советского Союза[Электронный ресурс] URL: http://www.kontakte-kontakty.de/russisch/belarus.php. (дата обращения: 06.09.2016).
15. Экскурсия «Бобруйск (крепость на Березине) – Красный Берег» [Электронный ресурс] URL: http://www.hollywood.by/ekskursionnie-turi-v-belarus-2013/ekskursiya-dlya-organizovannich-grupp-v-bobruysk-krepost-na-berezine-krasniy-bereg-iz-minska-2013. (дата обращения: 05.06.2016).
16. Экскурсия «Восточные земли Беларуси» [Электронный ресурс] URL: http://www.tetour.by/avtobusnyie-turyi/belarus1/etyudyi-vostochnoj-belarusi.html. (дата обращения: 05.06.2016).
17. Экскурсия «Дорогами Жлобинщины» [Электронный ресурс] URL: http://by.holiday.by/excursions/238/guides (дата обращения: 07.06.2016).
18. Экскурсия «Дорогами Победы» [Электронный ресурс] URL: http://www.ekskursii.by/?Dorogami_voennoj_istorii . (дата обращения: 06.06.2016).
19. Экскурсия «Знать, чтобы помнить» [Электронный ресурс] URL: http://by.holiday.by/excursions/264 (дата обращения: 07.06.2016).
20. Экскурсия «Красный Берег – Жлобин» [Электронный ресурс] URL: http://www.kaktustour.com/index.php/bus-travel/exkursii-po-belarusi/item/816-красный-берег-жлобин (дата обращения: 06.06.2016).
21. Экскурсионные туры по Беларуси 2015 год для взрослых [Электронный ресурс] URL: http://belviptour.by/index.php/prises.html (дата обращения: 07.06.2016).
22. Concentration camps, 1933-1939 [Электронный ресурс] URL: <http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005263. (дата обращения: 07.06.2016).
23. Concentration Camps: How many camps [Электронный ресурс] URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/Holocaust/howmanycamps.html (дата обращения: 21.08.2016).
24. Davis Shannon, BowringJacky. Connecting with tragedy through landscapes of memory: memorial design, tourism, and the post – genocide memoryscapes of Cambodia, Rwanda and Germany. Memory connection, 2011, vol. 1, p. 377 – 391. 
25. Kearl M. Sogiology of death and dying [Электронный ресурс] URL:  https://www.trinity.edu/mkearl/death.html (дата обращения: 5.07.2016).
26. Lennon John; and Foley Malcolm. Dark tourism – the attraction of death and disaster. In: Internationa Journal of Tourism Research. London and New York: 2002, vol. 4, p. 485 – 486.
27. Lennon John; and Foley Malcolm. JFK and Dark Tourism: A fascination with assassination. In: Journal of International Heritage Studies. Glasgow: Caledonian University, 1996, vol.2, p. 198 – 211.
28. Seaton Tony. Thanatourism and its discontents: an appraisal of a decade’s work with some future issues and directions. In: The Sage Handbook of Tourism Studies. Edited by T. Jamal, M. Roberson. London: SAGE Publications Ltd., 2009, p. 521 – 542. ISBN 978 – 1 – 4129 – 2397 – 2. 
29. Sharley Richard; and Stone Philip. The Darker Side of Travel. The Theory and Practice of Dark Tourism. Canada: Channel View Publications , 2009. 288 p. 
30. Stone Philip. Death, Dying and Dark Tourism in Contemporary Society: A Theoretical and Empirical Analysis: Doc. thesis: Lancashire, 2010. 497 p.