Статья:

Компонентный состав коммуникативно-прагматической ситуации колебания

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Долженкова А.И. Компонентный состав коммуникативно-прагматической ситуации колебания // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 94-97.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Компонентный состав коммуникативно-прагматической ситуации колебания

Долженкова Алена Игоревна
кандидат филологических наук, старший преподаватель Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород

 

The component structure of communicative-pragmatic situation fluctuations

 

Dolzhenkova Alena

Сandidate of Philological Sciences, senior lecturer Belgorod state technological University. V. G. Shukhov, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению компонентной структуры речевой ситуации колебания. Анализируются смысл колебания и составляющие коммуникативной ситуации колебания. Выявляется специфика компонентного состава данной ситуации. Основными методами анализа являются функциональный и описательный, применяемые для решения поставленных задач.

Abstract. The article is devoted to the component structures of the speech situation fluctuations. The meaning of oscillation and components of the communicative situation fluctuations are analyzed. Specifics of the component composition of a given situation are revealed. The main methods of analysis, such as functional and descriptive, are used for solving the tasks.

 

Ключевые слова: колебание; коммуникативно-прагматическая ситуация; субъект; адресат; мотивы; цель.

Keywords: oscillation; communicative-pragmatic situation; subject; destination; motives; purpose.

 

Каждый субъект, находящийся в процессе поиска какого-либо решения, подвержен состояниям колебания, сомнения, неуверенности. Данные операции ментального уровня помогают субъекту понять окружающую действительность, выразить свое отношение к ней, оценить перспективы и результаты принятого субъектом решения проблемы.

Колебание универсально по своей сути, так как оно применяется по отношению к самым различным явлениям, процессам, действиям, состояниям, временным и пространственным координатам. Колебания посещают человека каждую минуту. Обстоятельств (событий), в которых разворачивается ситуация колебания, может быть бескрайнее множество (покупка товара, смена работы, вложение денег, сборы куда-либо и т.д.). Операция колебания относится к числу коммуникативно-прагматических ситуаций. Она развивается на основе событийных денотативных ситуаций, осложненных обстоятельствами общения и указанием на точку зрения говорящего.

Как и в любой ситуации общения, участниками ситуации колебания выступают говорящий или пишущий адресант и воспринимающий эту информацию адресат. Главным участником ситуации колебания является говорящий, поскольку в коммуникативном процессе именно говорящий так или иначе должен каким-то образом проявить себя, хотя бы как создатель своего высказывания [2, с. 62-65].

В ситуации колебания всегда имеет место «присутствие» авторской точки зрения на событие, при этом автор сам устанавливает свое отношение к высказываемому: - Кофе? Едва ли… Хотя… потом я выпью вина (А. Грин); Пусть даже небольшого и бывшего. Только я сомневаюсь сильно, что небольшого. А что бывшего… так ведь бывший и благородный у нас синонимы (А. Битов).

Говорящий стремится донести до слушающего свою позицию колебания, неуверенности, сомнения относительно квалифицируемого события: Вряд ли найдёт она жениха, всё равно достанется кому-нибудь так (А. Солженицын); Внуков бы он любил. А может быть, нет. Сейчас кажется, что любил бы (И.Грекова); – Потому что тебе, Витя, – сказала она, – вряд ли когда-нибудь будет хорошо (Ю.Трифонов).

Особенностью высказываний со значением колебания является не сам факт наличия позиции говорящего, а способ указания на этот факт. В данных высказываниях говорящий выражает свою оценочную позицию внеязыковыми средствами (жестами, мимикой и т.д.) и формальным способом – при помощи введения языкового средства, актуализирующего неуверенность говорящего в однозначном развитии ситуации: – Так-то оно так, да все как-то, знаешь, оно… – продолжал колебаться Алексей. – Что еще? (П. Мельников-Печерский); – Может быть, попробуем, – несмело сказал Сеня, – поискать в другой области? (М. Сергеев); Для того, чтобы предъявить людям такого кота, достаточно владеть первыми основами чревовещания, а вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что искусство Коровьева шло значительно дальше этих основ (М.Булгаков).

Итак, говорящий, определяющий цель коммуникативного акта, стремится донести свою позицию колебания, неопределенности, сомнения до другого участника коммуникативного акта – адресата, являющегося лицом, от которого зависят уместность цели акта и успешность ее достижения в определенных условиях общения.

Адресат может быть рассмотрен с нескольких позиций: роль в общении, индивидуальные и социальные характеристики. О. Н. Гришина выделяет три типа адресатов в зависимости от роли в ситуации общения: а) непосредственный, к кому обращен отправитель информации; б) случайный, при обращении высказывания к другому лицу; в) опосредованный, кому предназначено сообщение, хотя отправитель формально обращается к другому лицу [1, с. 40-46].

Для ситуации колебания, в которой размышления субъекта направлены в основном на коммуниканта-партнера или опосредованное лицо, этот параметр оказывается наиболее значимым. Ср.: Тебе можно колебаться, задумываться, а у меня все должно быть последовательно и логично (Б. Пастернак); А он всё не мог решиться: идти или нет? (И. Грекова); Вероятно, вы с Николаем Николаевичем сделали что-нибудь не так, как нужно (А. Куприн).

При создании высказывания адресанту приходится учитывать разнообразные характеристики адресата: культурный и образовательный уровень, социальный статус, степень отношений между участниками общения и т.д. Все это влияет на выбор языковых средств и способов при построении сообщения, выбор манеры и стиля общения, так как при непонимании высказывания слушающим, говорящего постигнет коммуникативная неудача, при которойдо собеседника не будет донесена позиция говорящего и общение, следовательно, будет несостоятельно.

В результате сказанного можно отметить, что адресат приобретает важное значение для ситуации колебания, ведь именно от него зависит удачность коммуникативного акта, правильность выбора языковых средств и способов при построении сообщенияговорящим.

Таким образом, в высказываниях, выражающих колебание субъекта, представлены, с одной стороны, событийные ситуации, с другой стороны, авторское мнение, базирующееся на неуверенности правильности/неправильности трактовки события говорящим или адресатом: – Это к кому посетители? – раздался негромкий голос дежурного. – Ко мне будто, – отвечал Николай (В.Михайлов);  Бывают на свете Хорошие дети, Но вряд ли найдутся на нашей планете Такие, кто был бы прелестнее Пети... (К.Чуковский). Следовательно, колебание субъекта всегда чем-то мотивировано.

Немотивированного колебания не бывает, так как всегда имеются какие-то причины, диктующие невозможность на данный момент времени принятия однозначного решения субъектом. Такими причинами, на наш взгляд, могут являться: - неосведомленность субъекта относительно квалифицируемого события (Он все колебался, не зная, где Женя (Ю. Шилова)); -заинтересованность в том, чтобы быть правильно понятым (Можно надеяться? – Едва ли. Умрет девочка…  (М.Шолохов)); - некомпетентность (– Да не знаю я, как это делается, что ж ты от меня хочешь? Ну, может быть, на токарном попробовать выточить… (Е. Челнышев)); - нерешительность как психологическая черта характера (Нет, нет, у меня всегда так. Не решаюсь сразу позвонить первая (Д. Донцова)); - категоричность в оценке события говорящим (Полжизни не заступило, а уж все, конец. Да почему ж на меня-то, а не иначе? Столько народу в мире…(В. Распутин)); - намеренное уклонение говорящего от категоричности изложения собственной позиции адресату по тому или иному вопросу (– Не знаю, не знаю… Не думаю, что стоит это делать… Но сам решай (Ф. Херберт)).

Таким образом, колебание – это реакция субъекта на объективную действительность. В основе появления колебания лежат событийные ситуации, определяющие мотивы, причины колебания, на которые накладывается субъективный фактор в виде мнения, точки зрения говорящего. Правильно выбранная форма подачи речевого сообщения позволяет говорящему достичь того коммуникативного эффекта, к которому он стремится. Так как реализация коммуникативного намерения возможна не одним способом, то говорящий делает свой выбор, опираясь на сложившиеся обстоятельства и руководствуясь конкретными причинами, побудившими к этому.

 

Список литературы:
1. Гришина О.Н. Уровни коммуникации и информационная структура высказывания: Коммуникативные единицы языка и принципы их описания // Сб. науч. трудов. – М., 1988. – С. 39-49.
2. Лекант, П. А. К вопросу о модальных разновидностях предложения / П. А. Лекант // Современный русский язык. Лингвистический сбор-ник. – Вып. 6. – М.: Изд. МОПИ, 1976. – С. 92-102.
3. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / Под ред. Г.А.Золотовой. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 528 с.