Статья:

Оценочная лексика: лексикографический аспект

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Соловьева О.Н. Оценочная лексика: лексикографический аспект // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 98-102.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценочная лексика: лексикографический аспект

Соловьева Ольга Николаевна
ассистент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург

 

The evaluative lexicon: lexicographical aspect

Solovyeva Olga

Assistant ,"Orenburg state pedagogical University", Russia, Orenburg

 

Аннотация. В статье представлено наше понимание термина «оценка», исследуется проблема лексикографического описания лексики с  оценочным значением, рассматривается  систематизация лексикографических помет в  «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, «Оренбургском областном словаре» Б. Моисеева,  «Словаре русского языка»  С.И. Ожегова.

Abstract. The article presents our understanding of the term "assessment", studies the problem of lexicographic description of the lexicon with the evaluation value, the systematization of lexicographical litter in the "Explanatory dictionary of the Russian language," D. N. Ushakova, "Orenburg regional dictionary" B. Moiseeva, "Dictionary of Russian language" S. I. Ozhegova.

 

Ключевые слова: оценка; оценочные слова; аксиология; лексикография; словарная помета.

Keywords: assessment; evaluation words; axiology; lexicography; dictionary of the litter.

 

Главной задачей языка является отражение объективной действительности. Передать и описать предметы и явления окружающего мира возможно только с учётом взаимодействия его (окружающего мира) с человеком, чья деятельность связана с оценкой.

Пик развития лингвистической аксиологии приходится на 80 – 90-е годы XX столетия. Категория оценки получила описание в исследованиях Н. Д. Арутюновой,  В. В. Виноградова, Е. М. Вольф, Н. А. Герасименко, Г. А. Золотовой, В. В. Леденёвой, П. А. Леканта, Т. В. Маркеловой,  Л. А. Сергеевой, В. Н. Телия и др.

Категория оценки является объектом исследования разных разделов лингвистики. Следует отметить, что в различных источниках представлена разная интерпретация данного термина. Это объясняется тем, что оценка является предметом исследования и логики,  и языкознания.

В «Словаре лингвистических терминов» понятие «оценка» рассматривается как «суждение говорящего, его отношение – одобрение или неодобрение, желание, поощрение и т.п.» [1, с. 305].

Н. В. Ильина дает следующее определение термину «оценка»: «Оценка – умственный акт, являющийся результатом взаимодействия человека с окружающей его действительностью. Человек оценивает способность того или иного объекта удовлетворять его потребности, желания, интересы или цели. Найдя предмет или его свойство полезным, приятным, добрым, красивым и т.п., он совершает оценку» [2, с. 63].

Е. А. Чернявская, в отличие от Н. В. Ильиной, интерпретирует оценку как «языковую категорию, являющуюся отражением логической категории, мыслительных процессов, приводящих к установлению ценности всевозможных объектов» [8, с. 86].

С категорией ценности связывает оценку Л. А. Сергеева: «Оценкой можно считать лишь такое мнение о предмете, которое выражает характеристику последнего через отнесение его с категорией ценности» [6, с. 13].

Несмотря на многообразие определений оценки, мы не находим существенных противоречий в интерпретации данного термина; инвариантом можно признать некий умственный акт, мнение говорящего о предмете, положительная или отрицательная характеристика предмета или  явления, которая дается на основе признаков данного предмета (или явления).

Мнение о  предмете, человеке или явлении субъект речи (говорящий) выражает посредством оценочной лексики.

Словари отражают информацию о человеке, явлениях окружающей действительности, следовательно, для лексикографии характерен антропоцентризм. В современном русском языке лексика с оценочной семантикой представлена довольно широко. Оценочная лексика оказывает большое влияние на сознание современного общества. Одной из первостепенных задач языка является системное, упорядоченное лексикографическое описание лексики с оценочным значением.

На сегодняшний день существует  несколько словарей, которые описывают оценочную лексику. Например, словарь В. Ю. Меликяна
«Эмоционально-экспрессивные обороты живой речи» (2001), в котором представлены нечленимые предложения с понятийной семантикой (А как же! Какой разговор! Вот еще! Ну ты даешь! Черт побери и  т.п.), «Аксиологический фразеологический словарь русского языка. Словарь ценностей и  антиценностей» Л. К. Байрамовой, в котором описывается оценочная фразеология (Лучше нищий праведный, чем богач ябедный. Умный и без денег богат.), «Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика» под ред. Г.Н. Скляревской, описывающий современную оценочную лексику   (добровольно-принудительный, воротила, бабло, впаривать, лохануться).

Как известно, в лексикографии дополнительная информация о слове передаётся с помощью словарных помет.

Словарная (лексикографическая) помета – это   применяемый в лексикографических изданиях способ краткой грамматической, стилистической или иной характеристики слова, выраженный принятым сокращением соответствующего термина [3].

Рассмотрим, каким образом представлена система помет в некоторых словарях русского языка, обращая особое внимание на пометы, которые указывают на слова, имеющие значение оценки.

Большая  часть лексики в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (под редакцией Л. И. Скворцова, 2007) стилистически нейтральна. Но многие слова по характеру и кругу своего употребления, по принадлежности к различным стилям речи не равноценны. При таких словах даются такие пометы, как книжн. (книжное), высок. (высокое), разг. (разговорное), прост. (просторечное), указывающие на стилистическую принадлежность слов; пометы презр. (презрительное), неодобр. (неодобрительное), пренебр. (пренебрежительное), шутл. (шутливое), ирон. (ироничное), бран. (бранное), ласк. (ласкательное) и др.  означают, что  в слове содержится та или иная эмоциональная, выразительная оценка обозначаемого словом явления. Например:

ВОРОНА, -ы, ж. 1. Всеядная птица, серая с черным или черная, родственная ворону. Белая ворона (о человеке, чем-н. резко отличающимся от других, непохожем на окружающих; неодобр.). Ворон считать (перен.: ротозейничать). 2. перен. Зевака, ротозей (разг. неодобр.).

НЕГОДЯЙ, -я, м. (презр.). Подлый, низкий человек [5].

В «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова (1935-1940 гг.) приводятся различные виды помет, в том  числе пометы, указывающие на выразительные оттенки (экспрессию) слов (бран., ирон., неодобрит., шутл., презрит., пренебр., укор., ласкат., торж., ритор., эвф.). Например:

КАЛАНЧА, каланчи, р. мн. каланчей, ж. (от араб. - крепость). 1. Сторожевая вышка пожарной части для наблюдений за возникающими пожарами. Пожарная каланча. 2. Дозорная башня в крепости или на сторожевом посту для наблюдений за передвижением врага (истор.). 3. перен. О человеке очень высокого роста (разг. шутл.). - Ну и рост! экая каланча![7].

ЮБОЧКА, юбочки, ж. Уменьш.-ласкат. к юбка. || очень короткая юбка. Детская юбочка. Шотландская юбочка (одежда шотландских горцев, напоминающая очень короткую женскую юбку).

В Оренбургском областном словаре Б. Моисеева, помимо грамматических помет, представлены стилистические пометы. Стилистиче­ские пометы находятся при словах, имеющих какую-то эмоциональную (экспрессивную) окраску: груб.(грубое слово),  ирон. (иро­ническое), неодобр. (неодобрительное), пренебр. (прене­брежительное), презр. (презрительное), ругат. (ругательное), шутл. (шутливое) и др. Например,

АЙДÁШКА, и, ж. Пренебр.Девушка лёгкого по­ведения. Есть такие айдашки, скажешь им «айда», и они пойдут, куда ты захочешь.

БЕЗБÁШИЙ, ая. Неодобр.Бестолковый, глупый. Такой безбаший, не мог сообразить, что надо сде­лать.

ВАСЮ́РКА, и, м. Уменьш.-ласк. Вася, Василий. Найди Васюрку и домой приведи.

КУНБÁР, а, м. Ругат. Неповоротливый, нерас­торопный человек. Ах ты, кунбар такой [4].

Итак, в рассматриваемых словарях  существует свой арсенал помет, указывающий на оценочное значение слова. На оценочную семантику слов в лексикографических изданиях также указывают суффиксы субъективной  оценки (водичка, бабёшка),  употребление слов в переносном  значении (ворона, колхозник); кроме того, элемент оценки  заключается в самом значении слов (красотка, красавец, хвастун).

 

Список литературы:
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966. – 486 с.
2. Ильина Н. В. Структура и семантика оценочных конструкций. – М.: Русский язык, 1982. – 84 с.
3. Лагута О. Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. – Новосибирск: Новосибирский госуниверситет, 1999. – 71 с.
4. Моисеев Б.А. Оренбургский областной словарь. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – 192 с.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 53 000 слов. – 24-е изд., М.: Оникс, 2007. – 1200 с.
6. Сергеева Л. А. Оценочное значение и категоризация оценочной семантики: опыт интерпретационного анализа: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. – Уфа, 2004. – 316 с.
7. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: ГИС, 1935-1940.
8. Чернявская Е. А. К вопросу о семантике оценки и способам ее выражения в современном русском языке. – М.: Просвещение, 2001. – 147 с.