Статья:

Основные черты армянской вышивки

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Чурсина Э.С., Торосян М.А. Основные черты армянской вышивки // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 6-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные черты армянской вышивки

Чурсина Эльвира Сазитовна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Сургутский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Сургут
Торосян Мариам Арамовна
студент, Сургутский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Сургут

 

The main features of Armenian embroidery

Chursina Elvira

  Ph.D., senior lecturer of the Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut

Mariam Torosyan

student, Surgut State Pedagogical University of Russia, Surgut

 

Аннотация. В наше время люди часто утрачивают традиции своего народа и культуры. В данной статье рассматриваются особенности традиционной армянской вышивки, передающейся из поколения в поколение.

Abstract. Nowadays people often lose the traditions of its people and culture. This article discusses the features of traditional Armenian embroidery, transmitted from generation to generation.

Ключевые слова: Армения; вышивка; рукоделие; традиции; орнамент; цвет.

Keywords: Armenia; embroidery; needlework; tradition; ornament; color.

 

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей традиционной армянской вышивки, передающейся из поколения в поколение.

Армянская вышивка — один из древнейших видов рукоделия, в котором сохранилось мышление народа начиная от дохристианской эпохи до нашего времени, основанное на традициях христианства. Одна из вышивальщиц старых школ до сих пор хранит образцы спасенных со времен геноцида вышивок. Это урфинские и марашские вышивки. Ей удалось спасти семьдесят три неповторимые вышивки и более двухсот тридцати схем вышивок. В настоящее время образцы хранятся в Национальной галерее Армении[1].

Необходимо отметить, что в Армении вышивка - одно из самых распространенных ремесел. Вышивка отражает характерные черты, свойственные разным регионам Армении. Во второй половине XIX века школы вышивки: Киликии, Малого Айка, Ширак-Джавахк, Ван-Васпураканская, Арарата, Сюник-Арцах, Высокого Айка. Каждая школа имела свои отличительные черты в технике, цветовых оттенках, орнаментике. Армянская вышивка отличается богатством технических средств, мастерством и тонкостью вышивки, со стилизованными растительными и геометрическими мотивами, полихромными орнаментами. Многие вышивки получили свое название от городов и регионов: Мараша, Айнтапа, Вана и другие.Рассмотрим более подробно традиционныеурфинские и марашские вышивки.

Вышивка Урфы конца XIX века – начала XX веков отражает эстетические вкусы многих поколений. Урфа (Эдесса) – это древний город, основанный армянами еще до нашей эры, который был эпицентром вышивки в Великой Армении. Эта вышивка сочетает в себе растительные, геометрические, животные и архитектурные мотивы. Но главным в этой вышивке является растительный орнамент, выявляя связь человека с природой и преклонение перед нею. Роскошная флора Урфы – незабудка, колокольчик, гранат, ежевика, шиповник, роза, ромашка и мак, которыми украшаются одежда и предметы была, обретают в вышивке новую жизнь, благодаря умелым вышивальщицам, которые сочетают условное с реальным [2].

Вышивка Мараш, или по-другому Мальтийская вышивка, получила свое название в средние века, когда пришла на остров Мальта, но появилась и активно развивалась в Армении. Данная армянская вышивка имеет несколько названий: «Переплетенная», «Мараш» и «Мальтийская вышивка». Мотивы перечерчиваются на ткань с подлинника специально предназначенным карандашом. Затем начинается сам процесс вышивки. Выполняется первый ряд, затем второй ряд стежков «Косичка». На этом этапе необходимо точно проследить, чтобы концы стежков были либо под, либо над другим стежком. Далее оплетаются верхние и нижние сетки, завершая узор. При желании можно сделать еще несколько рядов, проведя рабочую нить между тканью и нитками сетки. Вышивка получается рельефная и приятная на ощупь. Эту технику можно развить и получить более сложный узор «Мальтийский крест» [4].

Изучая образцы традиционных вышивок, можно отметить, что характерной чертой данных вышивокявляются растительные, зооморфные и геометрические узоры, стилизованность орнамента и реалистические сюжеты. Эти вышивки пленяют изяществом рисунка, архаичностью символов и отточенностью своей композиции.

Вышивка гладью и крестиком были самыми распространенными в Армении, нотрадиционное искусство плетения иглой особо выделяется. При помощи этой техники исполнялись искусные кружевные цветы для налобников национального женского наряда, салфетки, скатерти и много других изделий. Рассматривая мотивы, цветовые решения, переплеты нитей, можно найти сходство с мотивами кружевной резьбы камнерезов, армянских миниатюристов.

В целом, рассматривая и изучая национальный орнамент Армении, можно его разделить на 3 группы: растительный, геометрический и зооморфный. Остановимся более подробно на этих группах орнамента.

Для сюжета растительного орнамента характерны различные виды деревьев, стеблей, ветвей и листьев.Символом бесконечной жизни в данном орнаменте является волнистая линия с лепестками и ростками, которой украшаются края одежды. Замысловатым орнаментом отличаются мужские и женские куртки и безрукавки западных армян. Цветы являются символом юности, вечной молодости и непорочности. По поверьям миндалевидный орнамент, который встречался на передниках, был символом плодородия и защиты от зла.

Зооморфный орнамент использовался на одежде редко, так как он очень стилизован, с характерным акцентом внешних признаков животного. Самым распространенным мотивом являются «рожки» - стилизованный орнамент, состоящий из рогов быка, коровы или овна. Используется на женских передниках и других элементах костюма. Орнамент символизирует плодородие, обилие и благополучие. На тканных орнаментах наиболее распространенным является закодированная змея, в S-форме, для женской одежды.

Геометрический орнамент особенно свойственен Западной Армении. Им украшают женскую и мужскую одежду. Геометрический орнамент имеет большую смысловую нагрузку, чем другие орнаменты. Одним из самых часто встречающихся орнаментов является  круг. Распространентакже квадрат, который означает пространство, а четыре угла имеют значениечетырех стихий, сторон света, времен года. Треугольник имеет двоякое значение. Женский символ, треугольник, изображен вершиной вниз, а мужской символ изображался вершиной вверх. Ромб символизирует плодородие как объединение двух начал.

Порой вместо орнамента можно встретить надписи, вышитые или же вытканные, которые на ряду с орнаментом считываются в виде знаковблагопожелания. Утратив свой сакральный магический смысл, орнамент сохранился в народной одежде до начала двадцатого века. В современном мире традиционные орнаменты часто стилизуются и широко применяются в декоративно – прикладном искусстве.[3]

Стилизованный орнамент широко использовался в ковроткачестве Армении. Орнамент армянских ковров был очень разнообразен. Орнаментальными мотивами для армянских ковров служили стилизованные изображения людей, животных и растений.В некоторых работах главное место занимал орел, а также крест. Характерной чертой являлись яркие краски, узоры и загадочные символы ковров.

В завершение можно отметить, что каждая точка и цвет в армянской вышивке имеет свое значение и ничего просто так не делается. Можно отметить преданность своим традициям, которые передаются из поколения в поколение. Спустя века традиции сохранились и активно развиваются, несмотря на частичную утрату семантики образов. Таинственные знаки, подтекст в каждом символе и вдохновляющие цветовые соотношения подчеркивают основные черты армянской вышивки, делают ее узнаваемой среди тысячи других.

 

Список литературы:
1. Варданян Л.М, Саркисян Г.Г, Армяне / Отв. ред. Тер-Саркисян А. Е. Армяне / — Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — М.: Наука, 2012. С. 247-274. 648 с. 600 экз. ISBN 978-5-02-037563-5.
2. Вышивка Урфы // [Электронный ресурс]–Режим доступа - URL: https://www.armmuseum.ru/articles-blog/2016-06-21-1 (дата обращения 15.11.2016) 
3. Особенности армянской вышивка // [Электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://barev.today/news/vishivka (дата обращения 20.11.2016)
4. Армянская (мальтийская) вышивка Марах // [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.liveinternet.ru/tags (дата обращения 18.11.2016)
5. Народная вышивка Армении //[Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.vishivayu.ru/u17.html (дата обращения 17.11.2016)