Статья:

История денег в формате 3-D: мультимедийный комплекс экспозиции АО «Гознак» в Санкт-Петербурге

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Тапакова-Боярская Е.В. История денег в формате 3-D: мультимедийный комплекс экспозиции АО «Гознак» в Санкт-Петербурге // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 49-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История денег в формате 3-D: мультимедийный комплекс экспозиции АО «Гознак» в Санкт-Петербурге

Тапакова-Боярская Елизавета Вилорьевна
руководитель Экспозиционно-выставочного центра Выставочного комплекса АО «Гознак» , РФ, г. Санкт-Петербург

 

The history of money in the format of 3- D: multimedia complex of JSC ‘Goznak’ exhibition center in St. Petersburg

 

Elizaveta Tapakova-Boyarskaya

the chief of the exhibition center ‘The history of money’ JSC ‘Goznak’, Russia, St.-Petersburg

 

Аннотация. В статье выявляются особенности проектирования современной интерактивной экспозиции с использованием мультимедийных технологий для показа традиционного подлинного предметного ряда нумизматической коллекции, на примере корпоративного выставочного центра АО «Гознак».

Abstact. The specifics of project planning of modern interactive museum basing on the experience of corporate exhibition center of JSC “Goznak” are observed in the article. The multimedia technologies are widely used to show the authentic items of numismatic collection.

 

Ключевые слова: мультимедийный комплекс; интерактивный; контент; мультимедиа технологии; мультимедиа оборудование.

Keywords: multimedia complex; interactive; information content; multimedia technologies; multimedia equipment.

 

В век информационных технологий, почти каждый человек не представляет себя без каких либо технических средств, которые делают его жизнь ярче, интереснее, насыщеннее. Особенно, молодежь, которая воспринимает визуальную информацию намного легче, чем текстовую. Для нее характерен экранный тип культуры, в основе которого лежит теле-видеоряд; уже сформировалось поколение, ориентированное на этот тип культуры, не желающее (или неспособное) воспринимать и осваивать информацию в виде письменного и печатного текста, а предпочитающее получать информацию, представленную визуально (виртуально).

Музейные экспозиции ХХI века, как каналы культурной коммуникации вынуждены изменять характер своей деятельности, стремительно насыщая выставочные пространства технологиями мультимедиа, перспективными в сфере популяризации историко-культурного наследия и нацеленными на оптимизацию обратной связи с посетителями.

Недавно открытая в Петропавловской крепости Санкт – Петербурга интерактивная экспозиция АО «Гознак», посвящена истории российского денежного обращения. Обширная тематика экспозиции и применение современных интерактивных технологий были отмечены почетным Дипломом жюри конкурса «Музейный Олимп 2016» в номинации «Экспозиция года».

 

Рисунок 1. Инсталляция «Миллион рублей»

 

Все в экспозиции - экспонаты, автоматические макеты, инсталляции, рассказывают об истории российского денежного обращения   с древнейших времен – до XXI века: от первых, обращавшихся на территории Древней Руси монет – до особенностей современного производства денежных знаков и бесконтактных платежей.

Основу для показа составляет подлинный предметный ряд, более 3 тысяч экспонатов: монеты, банкноты, штемпельный инструмент, эскизные проекты, из собрания Специального фонда АО «Гознак» (Москва), размещенные на площади 1, 187 м. кв. в здании Аннинского кавальера Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Нумизматические коллекции можно назвать самыми распространенными собраниями. Собирать и показывать их стали давно, они хранятся в художественных и исторических, корпоративных и частных музеях.

Традиционный музейный подход к показу таких коллекций ограничивался раскладкой по хронологии: аверс, реверс, гурт, легенда. Взгляд на монеты как на предметы коллекционирования значительно потеснил исторический подход, ведь нумизматика не только наука и профессия, но и страсть. Специалисты в области нумизматики, в том числе и коллекционеры, достаточно замкнутое общество, не склонное к взаимодействию с музейщиками с целью показа самого для себя дорогого…

Выстроить историческую экспозицию в комплексе Гознака удалось только в творческом союзе широкого круга специалистов: историков, нумизматов, проектировщиков. Ушло время на подбор специалистов и единомышленников, ведь для Гознака, как производственного предприятия, создание экспозиции – не профильный вид деятельности. Работу осложнила слабая степень изученности коллекции, так как Специальный фонд АО «Гознак» существует в статусе склада готовой продукции предприятия, и весь предметный ряд приходилось изучать в ходе работ по отбору и фото-фиксации.

Сама по себе монета обладает необычайной «информативной многослойностью», но в своем оригинальном виде – без увеличения, мало что говорит обычному человеку, он не сможет разглядеть изображение, прочесть надпись, разобрать сюжет. Новые мультимедийные технологии существенно изменили ситуацию…

При проектировании экспозиции Выставочного центра «Монетный двор» ведущая часть была отведена мультимедийному комплексу, в состав которого вошли тачскрины, размещенные прямо в витринах, в которых лежат монеты и посетители получили возможность увидеть их увеличенное изображение.

 Основная задача мультимедийного комплекса Выставочного центра «Монетный двор» - информационное сопровождение коллекции подлинных предметов, представленных в экспозиции: монет, банкнот и наград с целью обеспечения доступности информационно-справочного ресурса путем перевода экспликаций на несколько языков.

Контент для информационно-справочной системы представляет собой фотографии экспонатов, ведущие тексты к разделам экспозиции, развернутые аннотации и этикетаж к предметному ряду. Все текстовые файлы снабжены иллюстративными материалами и представлены на русском и английском языках.

 

Рисунок 2. Витрина горизонтальная с сенсорным монитором.

 

Электронные этикетки содержат не только текстовую информацию о предмете, но и фото экспоната в разных проекциях. 

 

Рисунок 3. Витрина горизонтальная. Краткая этикетка внутри витрины

 

Такой прием позволяет развить исторический подход к показу монет, так как создается возможность для посетителя прочесть надпись на монете, разглядеть изображение.

Специально для экспозиции, созданы 64 сюжета аудиовизуальных произведений. Это контент энциклопедического характера, выполненный, на высоком техническом и художественном уровне c применением 3-D моделирования и эффекта Parallax. Сюжеты роликов посвящены истории и технологиям российского денежного обращения.

 

Рисунок 4. Фрагмент видеролика «Чеканка монет»

 

Доступность контентного наполнения комплекса обеспечивают отдельно стоящие информационные киоски и сенсорные экраны, встроенные прямо в витрины.

 

Рисунок 5.  Вертикальная витрина с встроенным сенсорным информационным киоском

 

По словам В. Дукельского: «.. Монеты и монетные клады образуют в культуре особую реальность, множеством нитей связанную с историческими событиями, известными и безымянными личностями, складыванием государств и торговых путей, потерей независимости и освобождением от чужеземного господства, хозяйственным подъемом отдельных стран и крахом прежних экономических систем..»[3, с.10]

Стать участником этой реальности позволяет интерактивная инсталляция «Русь торговая», которая посредством дисплейных сенсорных технологий в совокупности с работой художников и ученых наглядно знакомит посетителей с темой истории и географии торговых отношений Древнерусского государства, движением и обращением денежных средств.

 

Рисунок 6. Интерактивная инсталляция «Русь торговая».

 

Показать все разнообразие бумажных денег в России в период Гражданской войны 1917 – 1922 годов – около 14 000 различных видов банкнот, позволяет мультимедийный интерактивный стол с функцией распознавания меток с применением игрового компонента. Основу контента для этого периода составляет база данных денежных знаков по выпускам и номиналам, а так же разработанное тематическое, политическое и географическое деление. Оборудование позволяет пользователю проследить появление и исчезновение различных государственных образований, рассмотреть изображения, получить информацию о выпуске, названиях (прозвищах) денежных единиц

 

Рисунок 7. Интерактивная иснталляция «Гражданская война 1917 – 1922»

 

Современные платежные системы и новые технологии для реализации платежей развиваются гораздо стремительнее, чем человечество успевает их изучать... Получить актуальные знания о современном безналичном денежном обращении в экспозиции Гознака можно через интерактивное взаимодействие посетителя с видео-стеной и контент образовательного характера. Видеоряд передает динамичное красочное изображение, наглядно поясняющее сложные финансовые процессы:

-Как устроена современная денежная система;

-Как работает банкомат;

-Превращение виртуальных денег в реальные банкноты (снятие наличных);

-Пути денежных трафиков из он-лайн кошелька до различных адресатов;

-Узнать о принципиально новых вариантах денежных взаимоотношений (крипто-валюта), совмещенных с платежными средствами системы идентификации (Универсальная электронная карта)

Словарь-глоссарий раскрывает толкование около сотни современных терминов на тему денежного обращения в 21 веке: биткойн, эквайринг, блокчейн и пр.

 

Рисунок 8. Интерактивная зона «21 век» с сенсорным киоском и информационными сенсорными стенами внутри зоны

 

Нумизматические коллекции, как категория музейных предметов отличаются большой информативной многослойностью. В экспозиции АО «Гознак» представлено более трех тысяч предметов: монет, банкнот, жетонов, наград, эскизных проектов, штемпельного инструмента. Такое разнообразие уникальных подлинных предметов позволило проектировщикам избежать в работе по созданию экспозиции скучного и монотонного экспозиционного пояса…Им удалось выделить несколько интересных линий для проектирования, не только историческую, связанную с межгосударственными связями и торговыми путями страны, но и корпоративную и рассказать о    двухсотлетней  истории предприятий Гознака,  избежав традиционного мемориального подхода…

На стену Аннинского кавальера в антресольном этаже транслируются ролики о современных и конкурентно способных предприятиях АО «Гознак», которые сохранили и преумножили лучшие традиции Экспедиции, объединив  в себе все стадии производства денег — от отлива бумаги до разработки их дизайна и последующей печати.

 

Рисунок 9. Проекторные технологии экспозиции с трансляцией тематического контента.

 

Денежные знаки всегда считались произведениями искусства, над их разработкой трудились лучшие художники страны: И. Билибин, Р. Заррин, Дубасов….Интерактивные мультимедийные книги с проекторной технологией рассказывают о самых ярких представителях разных поколений художников Гозака, «оживляют» сюжеты  банкнот и портреты их создателей, повествуя о творчестве людей, создавших подлинные шедевры графического искусства: «Катеньку»  и «Петеньку»  Р. Заррина, герб СССР  И.И. Дубасова

 

Рисунок 10. Интерактивная сенсорная книга «Художники Гознака»

 

Тема не профильного использования монет, в частности для украшения женских народных костюмов показана с применением технологии трехмерной графики. На основе панорамной съемки предметов из собрания Российского этнографического музея были воссозданы реалистичные изображения женских фигур в этнических костюмах, украшенных разнообразными монетами из различных регионов страны и ближнего зарубежья: Сибири, Кавказа, Поволжья, Северо-Запада. Витрина с костюмами позволяет посетителям по новому взглянуть на предмет, который все постоянно держат в руках, но не придают значения красоте и информативности монеты, как подлинному произведению искусства.

 

Рисунок 11. Витрина с костюмами тематического раздела «Этнонумизматика»

 

Технология трехмерной графики позволила дополнить подлинный предметный ряд экспозиции трехмерными реалистичными изображениями редчайших монет, которых нет в собрании Гознака. Например, 3-D моделью Константиновского рубля в витрине c системой Promovisor.

«…Мультимедиа объединяет четыре разнородных данных (графику, текст, звук и видео) в единое целое. Это четыре элемента, четыре информационные стихии..» [4, с. 11], которые, сплетаясь, затягивают посетителя в «информационную воронку» образов, предметов, впечатлений и сюжетов, позволяя экспозиции реализовать информационный, художественный и образовательный потенциал.

В результате работ по созданию экспозиции Выставочного центра «Монетный двор», удалось добиться экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов, создать новое музейное измерение, включающее понятие времени, гармоничное и увлекательное…

 

Список литературы:
1. А.В. Трачук, Н.М. Никифорова. ЭЗГБ – ФГУП «ГОЗНАК» ИСТОРИЯ В СОБЫТИЯХ, ФАКТАХ, СУДЬБАХ 1818-2008. М., 2008.
2. Богомазова Т.Г. Экспозиция без границ: от музейной базы данных к информационно-экспозиционному пространству музея// Электронные библиотеки: рос. Науч. Электронный журн. -2005., -Т. 8, вып.4.
3. В пересчете на историю//Мир музея.- 2016.- №3, С. 8-12
4. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. Семь шагов в мир мультимедиа. СПб, 1999.
5. Лебедев А.В. Музей будущего: Информационный менеджмент: Сборник статей- М. 2001.
6. Никишина Н.А. Музей и новые технологии: Сборник статей -М., 1999.
7. Официальный сайт Экспозиции «История денег»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.museum.goznak.ru (дата обращения 15.01.2017)
8. Поляков Т. Творческое проектирование экспозиции//Мир музея.- 2016.- №8, С. 27-29.