Статья:

Белорусский государственный академический музыкальный театр в контексте мирового искусства

Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Театральное искусство

Выходные данные
Полицковая Н.Г. Белорусский государственный академический музыкальный театр в контексте мирового искусства // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 20-27.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Белорусский государственный академический музыкальный театр в контексте мирового искусства

Полицковая Надежда Геннадьевна
магистрант, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Республика Беларусь, г. Минск

 

The Belarusian state academic musical theatre in the context of world art

 

Nadezhda Politskovaya

master student of faculty correspondence course Belarusian state university of culture and arts, Republic of Belarus, Minsk

 

Аннотация. В статье приводится анализ деятельности Белорусского государственного академического музыкального театра и его роли в развитии мирового искусства.

Abstract. In article the analysis of activity of the Belarusian state academic musical theater and its role is provided in development of world art.

 

Ключевые слова: театр; искусство; спектакли; творчество.

Keywords: theater; art; performances; creativity.

 

На современном этапе развития общества мировое искусство является  важным фактором регулирования взаимоотношений между разнородными субъектами искусства. Мировое искусство обеспечивает усвоение элементов культуры через воздействие ярких форм и жанров, способствуют взаимному обогащению и обмену.

Целью статьи является анализ вклада БГАМТ в развитие мирового искусства путем реализации проектов различных направлений.

Литературно-аналитический обзор показал, что на сегодняшний день отсуствуют научные работы, посвященные анализу различных аспектов деятельности БГАМТ и расширенному исследованию его художественного продукта – спектаклей. В профессиональной печати чаще всего встречаются публикации, посвященные обзору деятельности театра в целом и его постановок, а также его гастрольной деятельности. На сегодняшний день отсутствуют труды, в которых был бы обобщен опыт работы театра, проведен анализ статистических данных его деятельности, а также научные исследования, содержащие расширенный анализ спектаклей, в частности,различных его элементов, в том числе хореографической составляющей. Все вышесказанное и предопределяет актуальность данной статьи.

Белорусский государственный академический музыкальный театр (далее БГАМТ) один из самых известных театров в Республике Беларусь. Его без преувеличения можно назвать символом белорусской театральной культуры. Художественным руководителем театра  является Адам Османович Мурзич. 

На современном этапе развития Белорусский государственный академический музыкальный театр является одним из крупнейших театрально-релищных учреждений Беларуси. Театр имеет высокую репутацию у зрителей и коллег-профессионалов из разных стран, является одним из самых популярных театров республики, который  посещает более 250 тысяч человек в год.

Основную цель БГАМТ на современном этапе развития можно представить следующим образом: сохранение культурных традиций белорусского народа, развитие творческих принципов национального музыкального сценического искусства в современных условиях, создание творческих проектов (спектаклей, концертов и т.п.), способствующих нравственному, эстетическому и культурному воспитанию населения, создание условий для диалога европейских культур и формирование общеевропейского культурного пространства.

БГАМТ вносит значительный вклад в развитие мирового искусства посредством организации международной гастрольной деятельности, реализации ряда значимых проектов, а также организации вытуплений на своей сцене трупп именитых театров и, безусловно, постановкой произведений мирового масштаба собственными силами. Рассмотрим данные аспекты более подробно.

Белорусский государственный академический музыкальный театр в своей деятельности стремится к установлению новых творческих контактов и созданию оригинальных проектов. С 2010 г. коллектив театра начал развивать свою гастрольную географию, в первую очередь со специальными проектами, по Республике Беларусь и по странам СНГ и ближнего зарубежья в рамках программ межгосударственного культурного обмена [1].

Так, за период с 2010 г. по настоящее время осуществлен ряд гастрольных поездок со спектаклями и концертными программами в пределах Республики Беларусь (Брест, Кобрин, Барановичи, Гомель и др.), а также за пределами – в России (Тула, Калуга, Смоленск, Екатеринбург), Республике Карелия (Петрозаводск), Литве, Латвии, Польше, Чехии, Испании, Португалии, Китае и Германии. В настоящее время театр продолжает расширять творческие контакты с музыкальными театрами Прибалтики и СНГ [3].

В таблице приведена динамика организации гастрольных мероприятий БГАМТ за период с 2010 по 2016 гг. [1].

Таблица.

Динамика организации гастрольных спектаклей и мероприятий БГАМТ

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Гастрольные спектакли и мероприятия по Беларуси

6

15

25

14

10

15

4

Гастрольные спектакли и мероприятия за рубежом

11

7

15

20

41

36

Общее количество

6

26

32

29

30

56

40

 

Гастрольная деятельность БГАМТ не имеет определенной динамики развития. Общее количество спектаклей и мероприятий, проводимых в рамках гастролей в 2010–2012 г. имеет положительную тенденцию, в    2013 г. общее количество мероприятий уменьшается, в 2014–2015 гг. значительно увеличивается, а в 2016 г. снова значительно уменьшается.

На рисунке представим долю мероприятий, реализованных в рамках гастролей по Беларуси и за рубежом.

К 2016 г. году наблюдается тенденция снижения доли гастрольных мероприятий в Беларуси по сравнению с гастрольными мероприятиями за рубежом. Такая тенденция сложилась в 2013 г. и наблюдается до настоящего времени. До 2013 г. большинство мероприятий организовывалось на территории Беларуси.

 

Рисунок. Структура гастрольных мероприятий БГАМТ в период 2010-2016 гг.

 

Гастрольные мероприятия в совокупности занимают незначительную долю в общем объеме организованных спектаклей.

БГАМТ подтверждает свою принадлежность к мировому искусству не только организуя гастрольную деятельность, но и реализуя ряд оригинальных творческих проектов. Одним из наиболее ярких и запоминающихся проектов БГАМТ является представление «Ночное бродвейское шоу в музее под открытым небом» (режиссер-постановщик – А. Гриненко, дирижеры – Н. Макаревич, М. Третьякова).  Хореография поставлена международным дуэтом балетмейстеров – Полом Эмерсоном из США и белорусом Дмитрием Якубовичем. Среди участников – ведущие артисты Музыкального театра и приглашенные бродвейские звезды. Бродвей представляет собой символ американской театральной культуры. Знаменитый театральный квартал Бродвея подарил миру лучшие музыкальные  постановки, созданные здесь спектакли заслужили феноменальную популярность и стали образцом для подражания. Легендарные «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна, «Кошки» Эндрю Ллойда Уэббера, «Кабаре» и «Чикаго» Джона Кандера и другие мюзиклы в исполнении артистов и симфонического оркестра  БГАМТ были показаны в завораживающей атмосфере летней ночи.

Представление «Ночное бродвейское шоу в музее под открытым небом» являлось совместнымпроектом БГАМТ и Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта, который был осуществлен при содействии Посольства Соединенных Штатов Америки в Республике Беларусь.

БГАМТ принимает на своей сцене знаменитые и популярные мировые театральные группы. Так, уже стало традицией принимать на сцене БГАМТ Тульский академический театр драмы, в гастрольную афишу которого вошли три спектакля: комедии в двух действиях «Тетка в законе»  и «Знойные мамочки» и сказка в двух действиях «Анчутка».

Постоянным гостем БГАМТ является Русский драматический театр Литвы  из города Вильнюса. Спектакли единственного в Литве государственного русскоязычного театра уже многократно показывались в гастрольных поездках и на фестивалях в Минске, Гродно, Бресте, Могилеве и других городах Беларуси.

Продолжая сложившуюся традицию, Белорусский государственный академический музыкальный театр и Русский драматический театр Литвы в 2017 году решили вновь обменяться сценами и представить зрителям свои лучшие спектакли. Русский драматический театр Литвы представил пьесу «Анна Каренина», сказку в двух частях «Белоснежка и семь гномов» и драму в двух частях под названием «Отель двух миров».

БГАМТ на своей сцене принимал и гостей из г. Паневежис –Драматический театр имени Юозаса Мильтиниса. Минским зрителям была представлена трагикомедия в двух частях «Вишня в шоколаде» [3].

Одним из приоритетных направлений работы театра является постановка всемирно известных спектаклей собственными силами без привлечения приглашенных артистов.

Так, к примеру, труппой БГАМТ была организована постановка оперетты в двух действиях венгерского композитора Пала Абрахама на либретто Альфреда Грюнвальда и Фрица Лёнер-Беда «Бал в «Савойе»[1].

Сотрудники БГАМТ не стали останавливаться на уже известной версии и предложили свою литературно-сценическую и музыкальную редакцию этого сочинения с учетом музыкальных и актерских данных артистов театра. Новаторский подход белорусской постановки «Бала в Савойе» включает оригинальные идеи постановочной группы, например, вокалистам театра пришлось на равных с балетом освоить сложную хореографию в стиле степа, джаза и др.  «Бал в «Савойе» – это красочный, динамичный, жизнерадостный спектакль, насыщенный запоминающимися мелодиями и энергичными танцевальными ритмами.

Не менее яркой является оперетта в двух действиях «Мистер Икс» Имре Кальмана, прдставляющей собой режиссерскую версию А. Моторнойпо мотивам либретто Дж. Браммера, А. Грунвальда и пьесы       И. Зарубина[2, с. 12].

Создатели белорусской версии спектакля попытались найти баланс между историей и современностью. Такие элементы как музыка и стилистика спектакля наполнены ностальгическим настроением, в то время как сценография и хореография приобрели современные черты.  На сцене БГАМТ оперетта «Мистер Икс» получила прекрасное воплощение: команде, работавшей над спектаклем, удалось сделать самое главное – прочувствовать и передать атмосферу той волшебной и местами грустной истории, которая произошла в цирке Чинизелли. Действо наполнено красками и живой энергией актерской игры. Танцы, цирковые трюки, акробатические номера, красивые песни делают его еще более динамичным.

Мюзикл «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу в сценической редакции Д. Богославского по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» и либретто А. Лернера «Моя Прекрасная леди» [4, с. 198].

В белорусской версии спектакля «Моя прекрасная леди» создатели решили не просто осовременить происходящее на сцене, но и смешать элементы разных эпох и стилей. В мюзикле есть и нувориши, одетые по моде поствикторианской эпохи, и хипстеры. Такое же разнообразие наблюдается в пластике – степ, ирландские танцы. Примечательно, что в этой постановке наряду с артистами балета танцуют и солисты, и хор.

По результатам IV Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия» (2016) спектакль «Моя прекрасная леди» назван победителем в номинации «Лучший спектакль музыкального театра».

Балет в двух действиях Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» – еще одно произведение мирового уровня, поставленное на сцене БГАМТ [5, с. 16].

Труппа БГАМТ представила зрителям свою версию знаменитого балета. В отличие от стандартных четырехактных спектаклей постановка Музыкального театра состоит из двух актов и четырех картин (по две картины в каждом акте). В основу хореографии второй и четвертой картин положена классическая редакция Петипа-Иванова. Первая же и третья картины балета представлены в редакции балетмейстера-постановщика театра народной артистки Республики Беларусь Екатерины Фадеевой. В данной редакции из постановки был убран танец больших лебедей, также были произведены сокращения в массовых танцах. В целом, стоит отметить, что постановка осталась неизменно яркой и зрелищной.

Говоря о всемирно известных спектаклях, отдельно стоит упомянуть произведения белорусских авторов. Так, получил широкую известность и любовь зрителей не только Беларуси, но и стран зарубежья, спектакль «Софья Гольшанская», созданный на музыку Владимира Кондрусевича. Движущей силой анализируемого произведения является хореографическая составляющая. Балетмейстер-постановщик народный артист Республики Беларусь Владимир Иванов предложил оригинальное решение. Хореография присутствует на протяжении всех действий в виде своеобразной живой пластической «декорации»: извивающиеся на заднем плане вороны, танцующие нимфы и придворные, – все эти образы придают постановке значительный художественный объем. Иногда кажется, что через пластику тела артистами передаются невысказанные чувства.

В спектакле «Софья  Гольшанская», который позиционируется постановщиками как первый национальный мюзикл, заметен отказ от точной передачи исторических событий, что дает возможность режиссеру и балетмейстеру свободно их интерпретировать. При этом стоит отметить, что во всех основных составляющих спектакля (драматургия, вокал, музыка, хореография) заметно видимое стремление сохратить национальный колорит и исторический дух.

Пластическая сцена о нашествии крестоносцев на наши земли в начале спектакля погружает зрителя в атмосферу сражения.  Балетмейстер В. Иванов нашел такие выразительные средства как действенная лексика, динамичный танцевальный рисунок и многозначительные жесты, которые делают сцену масштабной, убедительно передающей дух ожесточенной борьбы за свою родину. Появление в конце этой сцены матерей, забирающих своих раненых сыновей с поля боя, является символом того, что война – это сражение для всех и каждого.

Сцена «Купалье» – одна из наиболее колоритных в спектакле. В этой сцене балетмейстер очень точно передал атмосферу языческого праздника. Хороводные и игровые композиции создают ряд жанровых зарисовок, передающих настроение деревенской молодежи в разгар купальских игрищ. Весь спектакль пронизан пластическими дополнениями к сценам. Так, можно несколько раз видеть свиту короля, нарочито выражающую ему почтение и уважение. К примеру, в танце «Полонез» в исполнении свиты сохранена историческая лексика. Очень выразительной является сцена с эльфами в костюмах деревьев, – этот ход помог балетмейстерусоздать атмосферу волшебного леса в постановке.

Балетмейстеру также удалась сцена, где наиболее гармонично сливаются драматическое, мызыкальное, вокальное и хореографическое искусство. Это сцена борьбы темных и светлых сил. В ней Владимир Иванов синтезировал элементы классического и современного танца, дополнил комбинации зрелищными поддержками, которые передали эмоциональную чувственность происходящего и дух сердечных терзаний. В сцене «Пьянка» балетмейстер максимально передал атмосферу мужского веселья и кутежа. Здесь, наоборот, присутствует лексика народного танца, которая помогает зрителю проникнутся абсолютным чувством радости и безразсудства.Подводя итог краткому анализу спектакля «Софья Гольшанская», можно заключить, что балетмейстер нашел выразительные средства, которые дают возможность зрителям воспринимать эту постановку как  живую иллюстрацию к историческому роману.

Таким образом, исходя из проведенного анализа деятельности БГАМТ, можно заключить, что на сегодняшний день театр живет интенсивной жизнью, активно развивается в различных направлениях и  вносит свой вклад в развитие мирового искусства.

 

Список литературы:
1. Белорусский государственный академический музыкальный театр [Электронный ресурс]. URL: http://musicaltheatre.by/ (дата обращения: 03.03.17).
2. Брылон, В. Настальгія па “Прынцэсе…” / В.Брылон // Мастацтва. 2013. № 7. С. 12-13.
3. Культпросвет: интернет–журнал о театре и взаимодействии искусств [Электронный ресурс]. URL: http://kultprosvet.by/ (дата обращения: 12.03.17).
4. Лысенко, З. Найти среди знакомых незнакомку / З. Лысенко // Нёман. 2016. № 3. С. 197-206.
5. Марціновіч, Д. Адэпты спадчыны Вайнонена / Д. Марціновіч // Мастацтва. 2012 . № 2. С. 16-17.