Статья:

ДВЕРНАЯ ФУРНИТУРА КОНЦА XVIII – XIX ВЕКОВ В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ

Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Выходные данные
Несветайло Т.Н. ДВЕРНАЯ ФУРНИТУРА КОНЦА XVIII – XIX ВЕКОВ В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(75). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДВЕРНАЯ ФУРНИТУРА КОНЦА XVIII – XIX ВЕКОВ В СТРОГАНОВСКОМ ДВОРЦЕ

Несветайло Татьяна Николаевна
старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, РФ, Санкт-Петербург

 

DOOR FITTINGS AT THE END OF THE 18TH - 19TH CENTURIES IN THE STROGANOV PALACE

 

Tatiana Nesvetailo

Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования коллекции дверной фурнитуры Строгановского дворца и ее сопоставление с натурным расположением в соответствующих интерьерах.

Abstract. The article presents the results of the study of the door fittings collection of the Stroganov Palace and its comparison with the actual location in the corresponding interiors.

 

Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.

Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.

 

В дворцовых сооружениях дверная фурнитура являлась не только функциональным предметом, но и настоящим произведением искусства. Дверные ручки говорили о принадлежности хозяев дома к высокому сословию или знатному роду, являлись отражением характера и вкусов хозяина. Во дворцах, принадлежавших состоятельным людям, крупным сановникам, богатая отделка интерьера была не столько свидетельством материального благополучия, сколько обязательным предметом престижа. Кроме того, дверные приборы являются аксессуаром, который согласовывался с общим стилем интерьера, подчеркивал его изысканность, гармонично дополняя его.

Данное исследование основано на изучении коллекции комплектов дверных ручек филенчатых дверей Строгановского дворца, которая относится к концу XVIII – XIX векам. Большое разнообразие дверных приборов: ручек, личин, накладок и ключевин, составляющих коллекцию, отражает многообразие и разновременность архитектурной отделки интерьеров дворца. В процессе изучения коллекции ее элементы были сопоставлены с существующей в натуре дверной фурнитурой и распределены на группы, соответствующие времени создания интерьеров различными архитекторами.

Запорные приборы филенчатых дверей в первой половине XIX в. имели две разновидности: накладные и врезные. Более архаичный накладной тип еще достаточно широко бытовал и в начале XIX в., но корни его уходят в XVIII в. Основной тип сохранившейся дверной фурнитуры Строгановского дворца — врезной. На двустворных дверях замок крепился на подвижной створке, а на неподвижную монтировались шпингалеты, продольные задвижки, закрепляющие полотнище к притолоке и полу или порогу.

«Комплекты врезной фурнитуры на двустворных дверях разного типа в первой половине XIX в. состоят из следующих приборов: четыре петли: две правые и две левые; на дверях значительных габаритов — шесть петель: три правые и три левые; два шпингалета автономных: верхний и нижний, к ним два пробоя; замок на подвижной створке с запорной планкой на неподвижной створке; замков может быть два: один, верхний, с косым засовом и другой, нижний — с прямым засовом; ручка фалевая (нажимная), с прямоугольным стержнем, приводящим в поступательное движение косой засов; личины, каждая с двумя отверстиями: круглыми для ручки и в форме ключа – для ключевины. В более ранних вариантах личина состоит из двух элементов: накладки и ключевины» [3, с. 4].

Личины общие объединяют накладку с ключевиной. Они декорируют местоположение замка и предохраняют древесину полотна от повреждения в районе ручки и ключевины. При всем типологическом разнообразии они обладают и общими чертами. Личина общая вытянута по вертикали. Накладка всегда выше ключевины. Крепление личины — в верхней и нижней частях.

Обычно для симметрии ручки и личины устанавливались на обеих створках, но на неподвижной створке они были не функциональны. В этом случае ручек и личин было две пары. Нефункциональные ручки вставлялись в специальные пластины с квадратным отверстием, предварительно набитые на обвязку под личины — для предохранения от расшатывания. Нефункциональные личины лишены отверстия для ключа.

Ручки поворотные с личинами обычно составляли комплект, поэтому продавались вместе, по номерам, которые определяли их габариты и взаимную соразмерность. Рельефные, рифленые ручки соответствовали рифленым деталям личины; гладким, округлым формам ручек соответствовали такие же формы личин.

 

       

Рисунок 1. Дверная ручка в Большом зале Строгановского дворца

Рисунок 2. Дверная ручка в Старой передней

Рисунок 3. Дверная ручка из коллекции Строгановского дворца

 Рисунок 4. раздельная личина, состоящая из накладки и ключевины (из коллекции)

 

Несмотря на кажущееся типологическое многообразие поворотных ручек, в каждый определенный промежуток времени преобладал определенный тип. Ручки костылькового типа, односторонние, символизирующие рог изобилия, характерны для первой четверти XIX века (рис. 14). Ручки 1830 — 1840-х годов, условно сохраняя объемную схему рога изобилия, приобретают оплывшие, упрощенные и схематизированные формы, теряют деталировку и тонкую пластичную разработку поверхности, уступая предшествующему типу в декоративности, но зато приобретая безусловную комфортность. Ручки 1850—1860-х годов, сохраняя гладкую поверхность, изгибаются в другую сторону. Они рассчитаны на соприкосновение со всей поверхностью ладони, в то время как предшествующие типы костыльковых ручек были рассчитаны на работу рычага в оптимальном режиме, т. е. на нагрузку в крайней его точке.

В парадных интерьерах Строгановского дворца второй половины XIX века ручек второго и третьего типа не обнаружено, хотя в коллекции они есть. Пышность интерьеров в стиле историзма диктовала определенный тип фурнитуры: они отличаются декоративной изысканностью, а более лаконичные варианты, видимо, использовались в непарадных помещениях дворца.

 

          

Рисунок 5. Дверная ручка в Арабесковой гостиной

Рисунок 6. То же, вид сбоку

Рисунок 7. Дверная ручка в Кабинете Сергея Григорьевича

Рисунок 8. Аналогичная дверная ручка из коллекции

Рисунок 9. Общая личина, объединяющая накладку с ключевиной (из коллекции)

 

Рисунок 10. Дверная ручка в кабинетах С. В. Строгановой

Рисунок 11. Дверная ручка в Комнате с дубовым камином

Рисунок 12.  Дверная ручка из коллекции

Рисунок 13. Личина, совмещенная с ключевиной из коллекции

 

Нефункциональные, фальшивые, личины лишены замочной скважины, но для симметрии снабжены ключевиной. Отверстие для ручки у рабочей личины круглое — для беспрепятственного поворота ручки. У фальшивой личины отверстие квадратное, фиксирующее ручку в одном положении и не дающее железному стержню ручки расшатывать дерево.

 

Рисунок 14. Дверная ручка в Малой гостиной

Рисунок 15. Дверная ручка из коллекции

Рисунок 16. Личина из коллекции

Рисунок 17. Ключевина из коллекции

 

Расположение дверных ручек в интерьерах дворца не всегда точно соответствует времени создания интерьера. Например, ручки дверей Большого зала, вероятно, установленные в период его реконструкции А. Н. Воронихиным, используются вместе с более ранними автономными личинами (Рис. 1). Точно такие же ручки двери из коридора в Старую переднюю установлены вместе с цельной личиной (Рис. 2). Показанная на рис. 3 аналогичная ручка из коллекции, соединенная с накладкой (как в Большом зале) подтверждает предположение о том, что во втором случае соединение ручки и личины не соответствует изначальному комплекту.     

Аналогичная ситуация наблюдается с дверными приборами в Комнате с дубовым камином: ручка и личина происходят из разных комплектов. Это очевидно при сравнении их с ручкой из коллекции, которая сохранилась вместе с накладкой, являющейся частью раздельной личины (рис. 11,12).

 

        

Рисунок 18.  Дверная ручка из коридора в Новую переднюю

Рисунок 19.  Дверная ручка в Парадной столовой

Рисунок 20. Аналогичная ручка из коллекции

Рисунок 21. То же, вид сбоку

 

Эта публикация – первое обращение к теме, которое только ставит проблему. Размеры статьи не позволяют рассмотреть здесь сопоставление дверной фурнитуры Строгановского дворца с дверными приборами в других особняках Санкт-Петербурга. Такое сравнение позволило бы сделать более глубокие выводы, выявить, например, какие типы ручек использовал тот или иной архитектор. Но даже такое небольшое исследование наглядно показывает, как менялась дверная фурнитура в зависимости от смены архитектурных стилей и как важно при реставрации понимать логику компоновки различных элементов дверных приборов.

 

Список литературы:
1. Гацура Г., Эпштейн Ю. Двери и стили. Энциклопедия. – М., 2018.
2. Строгановский дворец: послойная расчистка. Из истории реставрации знаменитого здания Санкт-Петербурга. – М.: Эксмо, 2017. С.458-487.
3. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/9821793/page:4/ (дата обращения: 15.09.2023).