Статья:

Деятельность оркестровых коллективов как компонент учебного процесса вуза (на примере кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов ТГМПИ им. С.В. Рахманинова)

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Музыкальное искусство

Выходные данные
Ежова Н.А. Деятельность оркестровых коллективов как компонент учебного процесса вуза (на примере кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов ТГМПИ им. С.В. Рахманинова) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 18-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Деятельность оркестровых коллективов как компонент учебного процесса вуза (на примере кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов ТГМПИ им. С.В. Рахманинова)

Ежова Надежда Алексеевна
канд. филос. наук, проф. кафедры камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано, доцент, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, РФ, г. Тамбов

 

Определяющими составляющими учебного процесса современного вуза являются практическая направленность обучения, воспитание общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компе­тенций, связанных с различными аспектами музыкального образования, исполнительства и педагогики. Выполнение требований к результатам освоения образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры предполагает наличие у студентов музыкальных вузов широкого спектра знаний, умений и навыков, позволяющих им раскрыть свой творческий потенциал в области исполнительства на музыкальных инструментах в оркестрах и ансамблях, руководства твор­ческими коллективами. В ряду профессиональных задач, на решение которых направлена творческая деятельность коллектива педагогов и студентов музыкального образовательного учреждения – готовность выпускников к исполнению оркестровых и ансамблевых партий, овладению формами репетиционной работы с партнёрами по ансамблю и в творческих коллективах.

Для совершенствования навыков оркестрового взаимодействия студентов в учебном плане ТГМПИ им. С.В. Рахманинова предус­мотрены следующие дисциплины: в базовой части блока «Дисциплины (модули)» – дирижирование, руководство творческим коллективом, методика работы с творческим коллективом. Дисциплины по выбору включают чтение партитур, изучение оркестровых партий, совершен­ствование навыков работы с творческим коллективом, историю оркестровых стилей, инструментовку. Магистрами, согласно учебному плану, реализуется исполнительская (оркестровая) практика.

В рабочих программах и аннотациях к ним, в фондах оценочных средств по дисциплинам и видам практики, утверждённых на кафедре оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, обозначены цель и задачи образовательного процесса, годовые и семестровые требования, формы текущей и промежуточной аттестации студентов. Так, программе дисциплины «Руководство творческим коллективом» (направление подготовки: 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, профиль: «Оркест­ровые духовые и ударные инструменты») особую роль играют форми­рование у студентов целостной системы знаний в области методики работы с творческим коллективом, осмысление способов руководства творческим коллективом с точки зрения актуальных задач музыкальной культуры.

В целом, подготовка студентов кафедры к профессиональной деятельности артиста и дирижёра оркестра основана на формировании знаний о сущности художественно-творческой составляющей будущей практической деятельности и основных приёмов работы с творческим коллективом, умений анализировать и, по необходимости, корректи­ровать различные исполнительские функции членов оркестрового коллектива. Реализация учебных требований по дисциплинам и видам практики на кафедре оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов ТГМПИ им. С.В. Рахманинова проходит под руководством опытных педагогов, имеющих большой опыт взаимодействия с оркестровыми коллективами, владеющих методикой репетиционной работы, и молодых специалистов, ярко проявляющих организаторские способности в осуществлении своих творческих намерений.

На кафедре по освоению студентами навыков оркестрового дирижирования работают заслуженный работник культуры РФ профес­сор И.Л. Артемьев, заслуженный артист России профессор О.И. Федянин, доцент Д.А. Чернов, главный дирижёр Тамбовского симфонического оркестра Р.С. Петров. В различное время руководителями студенческого симфонического оркестра ТГМПИ им. С.В. Рахманинова были профессор А.М. Черемисин, доцент А.И. Артемьев.

Весомую помощь в воплощении практической направленности учебного процесса оказывает член кафедры, кандидат искусство­ведения, заслуженный артист России профессор М.Ю. Кустов в рамках деятельности в качестве художественного руководителя музыкально-литературного лектория ТОГАУК «Тамбов концерт». Будущих возмож­ных абитуриентов вуза из числа учащихся ДМШ им. С.М. Старикова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова готовят преподаватель кафедры, руководитель сводного оркестра отделения струнно-смычковых инстру­ментов и отделения духовых и ударных инструментов В.Н. Тулупов и зав. отделением струнно-смычковых инструментов Е.А. Решетникова.

Благодаря усилиям профессорско-преподавательского состава кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов на базе ТГМПИ им. С.В. Рахманинова активно функционируют симфони­ческий оркестр, с 2018 года – камерный оркестр (руководитель – И.Л. Артемьев), концертный духовой оркестр (руководитель – Д.А. Чернов). Только с октября 2016 года, с момента реорганизации кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов, названными коллективами были подготовлен впечатляющий ряд концертных программ, постоянным ведущим которых является доцент кафедры теории и истории музыки ТГМПИ им. С.В. Рахманинова О.Н. Ромашкова.

В Рахманиновском зале ТГМПИ прошла серия концертов симфонического оркестра (дирижёр: И.Л. Артемьев), среди которых тематическую направленность имели программы «Играем Моцарта», «Шедевры русской симфонической музыки», концерт, посвященный 80-летию Тамбовской области.

Концертный духовой оркестр (дирижёр: Д.А. Чернов) выступил в зале МБУ «Культурно-досуговый центр “Мир”» с программой «Шедевры оркестровой музыки», в Рахманиновском зале с программами «Голоса духового оркестра» (дирижёры: Д.А. Чернов, Р.С. Петров, К. Ильин, «Жгучие танцы» (дирижёр: К. Ильин). Вызвавшая живой интерес у слушательской аудитории программа Hollywood (дирижёр: К. Ильин) дважды исполнена в Рахманиновском зале и повторена в зале МБУ «Культурно-досуговый центр “Мир”».

Концертный духовой оркестр принимал участие в проводимых в Рахманиновском зале Больших весенних концертах – отчётных концертах кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов (2017, 2018), концерте педагогов кафедры «От всей души», посвящённом памяти народного артиста России, профессора А.А. Федотова, торжественном вручении премии «Лучший работник образовательного учреждения культуры» в зале Администрации Тамбовской области.

Интенсивные репетиции концертного духового оркестра проходили в ходе подготовки к VI Международному фестивалю им. В.И. Агапкина и И.А. Шатрова, торжественному открытию XI международного фестиваля «Дни Германии в Тамбове» в концертном зале «Ивушка». Высокий профессиональный уровень подготовки оркестрового кол­лектива, убедительность интерпретации музыкальных произведений в концертной программе «В созвучьях вечной красоты» отметили представители посольства Федеративной Республики Германия в Москве.

Ярким, запоминающимся событием стало выступление концертного духового оркестра вуза со сводным хором ТГМПИ им. С.В. Рахманинова (руководитель – профессор О.В. Немкова) в состоявшемся 25 декабря 2017 года в зале Тамбовского государственного академического дра­матического театра вечере памяти художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, народного артиста Российской Федерации, генерала-лейтенанта В.М. Халилова. Программа вечера включала исполнение лирических и патриотических произведений В.М. Халилова, оставившее в сердцах слушателей волнующий отклик, отразивший чувства скорби личной трагедии и гордости за великую Родину.

Возможность подготовки концертных программ различных жанров, сопереживание действиям опытных руководителей оркестровых кол­лективов, стремление к профессиональной самореализации служат побудительными мотивами для творческой активности студентов кафедры. За дирижёрским пультом концертного духового оркестра выступают бывшие выпускники ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, лауреаты международных конкурсов Д.А. Чернов, Р.С. Петров.

Значительное влияние на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков студентов вуза оказывает творческое общение с известными деятелями культуры, признанными мастерами в области музыкальной педагогики и исполнительства. В этой связи особенно следует выделить возможность участия педагогов и студентов в мастер-классах в рамках международного проекта «Дни науки в ТГМПИ им. С.В. Рахманинова».

Так, проведённый в феврале 2017 года мастер-класс по дирижиро­ванию заслуженного артиста РФ, профессора И.Ю. Громова (Москва) затрагивал две актуальные темы. Мастер-класс «Работа над музыкальным произведением в классе оркестрового дирижирования» рассматривал аспекты подготовки дирижёра в учебном процессе музыкальных образовательных учреждений в ходе индивидуальной работы профессора И.Ю. Громова со студентами и концертмейстерами ТГМПИ им. С.В. Рахманинова.

Симфонический оркестр вуза участвовал в проведении в Рахманиновском зале мастер-класса профессора И.Ю. Громова на тему: «Работа дирижёра с оркестром как процесс совместного творчества». Искренняя увлечённость маэстро любимым делом, молодой блеск в глазах и необыкновенная мудрость в действиях по достижению согла­сованности звучания оркестра произвели незабываемое впечатление, вселяющее уверенность в активизации устойчивого интереса студентов кафедры к оркестровой работе.

Формирование настойчивого стремления студентов к оркестровой работе, подкреплённого прочными профессиональными навыками и методическими знаниями, является одним из приоритетных направлений учебного процесса института. Важным фактором является востребован­ность выпускников ТГМПИ им. С.В. Рахманинова на рынке труда. Студенты вуза располагают уникальной возможностью непосредствен­ного взаимодействия с будущими работодателями, педагогами кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов: художествен­ным руководителем городского духового оркестра им. В.И. Агапкина Д.А. Черновым, главным дирижёром Тамбовского симфонического оркестра Р.С. Петровым.

В настоящее время почти треть состава городского духового оркестра им. В.И. Агапкина составляют студенты и выпускники кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов ТГМПИ им. С.В. Рахманинова (9 человек из 28 артистов оркестра). В качестве солистов и концертмейстеров Тамбовского симфонического оркестра выступают бывшие выпускники ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, ныне принимающие участие в работе кафедры оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов в качестве преподавателей и иллюстраторов (Е.А. Решетникова, М.В. Медведева, А.С. Тафинцева, Н.С. Еланская, О.В. Малькова, Е.А. Дворкина).

Выпускники вуза занимают прочные позиции в областном губер­наторском оркестре, исполняя сольные и ведущие оркестровые партии вместе со своими педагогами: старшим преподавателем А.Н. Бородиным, преподавателем В.Н. Тулуповым. Некоторые выпускники кафедры (А.Ю. Корякин, Р.С. Петров и др.) используют возможность работы с несколькими оркестровыми коллективами. Интенсивная репетиционная и концертная деятельность молодых специалистов свидетельствует о способности организовать рабочий график, соотнести свои возмож­ности с требованиями руководителей оркестровых коллективов, готовности к систематическому совершенствованию исполнительского мастерства, расширению концертного репертуара для решения музыкально-просветительских задач.

Таким образом, изучение стилевых особенностей творческого наследия композиторов различных стилей и национальных школ, знакомство с оркестровыми партитурами посредством предварительного слухового анализа, впоследствии с некоторыми из них – в процессе непосредственной работы в оркестре, образуют прочный фундамент для плодотворного участия студентов и выпускников ТГМПИ им. С.В. Рахманинова в деятельности учебных и профессиональных оркестровых коллективов и успешного освоения компетенций федераль­ного государственного образовательного стандарта высшего образования.

Ключевые профессиональные компетенции в области музыкально-исполнительской деятельности, среди которых – способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения, готовность к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста, готовность к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением – требуют планомерного подхода к развитию у студентов вуза художественного кругозора, активизации мыслительных процессов.

Подтверждением эффективности педагогических методов работы со студентами музыкальных образовательных учреждений является разносторонняя профессиональная самореализация выпускников, счастливая долгая творческая жизнь как свидетельство правильности выбора профессии, что, в свою очередь, послужит воспитанию их собственных учеников и последователей в области музыкального исполнительства и педагогики.

 

Список литературы:
1. Ежова Н.А. Работа в концертмейстерском классе [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов высш. и сред. музык. учеб. заведений / Н.А. Ежова; Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. — Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2010. — 72 с.
2. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова. От века XIX – к XXI столетию [Текст]: монография / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова; отв. ред. О.В. Немкова. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2016. — 576 с.
3. Архивные материалы музея истории ТГМПИ им. С.В. Рахманинова.