Статья:

Культура речи как основной элемент общей культуры человека

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Аджаматова Н.К. Культура речи как основной элемент общей культуры человека // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 37-40.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Культура речи как основной элемент общей культуры человека

Аджаматова Нина Карамовна
д-р филол. наук, профессор Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

The culture of speech as the main element of the general culture of man

 

Nina Adzamatova

Doctor of Philology, professor Dagestan State University, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. В статье раскрыто содержание культуры речи через определение данной категории, рассмотрение функций языка, пред­ставление роли грамотной речи в эффективном развитии личности.

Abstract. The article reveals the content of the culture of speech through the definition of this category, consideration of the functions of the language, the presentation of the role of literate speech in the effective development of the personality.

 

Ключевые слова: культура речи, речевая деятельность, функции языка, субкультура, русский язык, гуманизация образования.

Keywords: speech culture, speech activity, language functions, subculture, Russian language, humanization of education.

 

Состояние духовности многонационального общества зависит от степени стабильности и устойчивости социокультурной среды, а также многообразия механизмов взаимодействия поколений, народов и народ­ностей [6]. В основе коммуникативных процессов лежит культура взаимоотношения между людьми, морально-нравственные и этические нормы.

В научной литературе существует более ста определений категории «культура», начиная от рассмотрения ее с позиций влияния косми­ческих сил на формирование этноса, и заканчивая совокупностью достижения людей в различных сферах. На наш взгляд, справедливым является определение Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, отра­жающее культуру как общественное явление – «… это совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных и накапливаемых определенной общностью людей. Культура – это продукт социальной активности человеческих коллективов; она имеет исторический генезис и играет определяющую роль в становлении отдельной человеческой личности» [2, с. 40].

Важной особенностью культуры является ее объективное существование и неустранимое воздействие на субъект. Так, изучение малых социальных групп, таких как семья, соседи, рабочий коллектив, класс и пр. – показало, что каждая из них имеет свою культуру, собственный набор ценностей, своеобразие взаимодействие, так называемую субкультуру. Последняя является производной культуры более высокого порядка, имеет свои нормы речевого поведения, струк­туру норм и ценностей, разговорный сленг, стиль жизни и мышления.

Культура речи является важнейшим компонентом культуры общества, тесно связанным с языковой компетенцией, формированием и развитием личности. Культура речи выступает значимым разделом филологии, исследуя речь на определенном этапе исторического развития, устанавливая правила пользования языком как основным средством коммуникации и используя научный подход.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации выступает системообразующим фактором сохранения целостности РФ, ключевым элементом выражения воли граждан страны, а также необходимым инструментом реализации прав и свобод [5].

Профессиональная культура речи включает в себя совокупность навыков и знаний человека, позволяющих целесообразно и неза­трудненно использовать язык с целью профессионального общения. В профессиональную культуру речи входят такие признаки как точность речи, логика рассуждений, чистота языка, выразительность и разно­образие речи, ее уместность.

Гуманитарное образование, рассматриваемое как получение определенных знаний, навыков, умений и компетенций в области общественных наук, предполагает овладение выпускниками опреде­ленными коммуникативными навыками – умение слушать, убеждать, говорить. В своей работе специалисты гуманитарного профиля практи­чески ежедневно сталкиваются с вопросами, требующими отличного знания русского языка, как устного, так и письменного.

Функции языка выражаются в речи. В теории выделяют следующие функции:

  1. коммуникативная функция, связанная с общением между субъектами;
  2. мыслеформирующая функция, связанная с воплощением и выражением мысли;
  3. экспрессивная функция, отражающая внутреннее состояние говорящего;
  4. эстетическая функция, выражающаяся через создание литера­турных и иных произведений искусства.

Носителем информации и средством воздействия в деятельности человека является речь, выступающая результатом аналитико-синтетической деятельности мозга. Культура речи подразумевает правильность и грамотность речи, то есть соблюдение языковых норм [4]. В структуру культуры речи включаются три компонента: нормативный, коммуникативный и этический [8].

В научной литературе речевая деятельность человека подразде­ляется следующим образом [1]: устная и письменная, внутренняя и внешняя, диалогическая и монологическая речь, обыденная и профес­сиональная речь, подготовленная и неподготовленная речь.

Устная речь выступает важнейшим инструментом общения, от ее грамотности зависит процесс коммуникации между людьми.

Для письменной речи характерно отсутствие собеседника и зависимости от реальной обстановки. При этом она предполагает знание и соблюдение норм русского языка, использование различных стилей, умение анализировать и грамотно излагать мысли.

Культура речи должна базироваться на следующих принципах [3]:

  • ясность, которая выражается через убедительность излагаемых аргументов, четкость и глубокое знание материала;
  • точность, которая создается благодаря использованию грамотных профессиональных терминов и оказывает влияние на правильную интерпретацию речи;
  • логичность, то есть последовательное выражение смысловых связей и компонентов речи и мыслей;
  • лаконичность, выраженная в четкости мыслей и отсутствии лишних слов, не имеющих смысловой значимости;
  • уместность, выраженная в соответствии языкового средства содержанию, обстановке и служебному положению [7].

В целом, культура речи человека имеет важнейшее значение для его профессиональной деятельности. Результаты исследования взаимо­связи между уровнем культуры устной и письменной речи работника и его успехами на профессиональном поприще показали наличие прямой зависимости между ними [5].

В этой связи следует говорить о высокой значимости необходи­мости получения фундаментальных знаний в области русского языка и документоведения, делать акцент на повышении целесообразности самообразования для обеспечения карьерного роста.

 

Список литературы:
1. Большакова С.Е. Основы речевой культуры сотрудников органов внутренних дел. - М., 1992. – 134 с.
2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: учеб. пособие для студентов филол. специальностей и преподавателей русского языка и литературы иностранцам. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 233 с.
3. Воронцова Ю.А., Хорошко Е.Ю. Особенности формирования речевой культуры юриста // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2012. - № 3. – С. 28-30.
4. Гарибова А.Д. Культура речи юриста // Научно-методический электрон¬ный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2496–2500. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86529.htm (Дата обращения: 10. 12. 2018).
5. Жабенко В.С. Формирование у слушателей юридических вузов культуры письменной речи. Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. – СПб. – 2003. – 233 с.
6. Новикова Т.А. Формирование профессиональной культуры речи // Омский научный вестник. – 2013. - № 3. – С. 1-5.
7. Сергеич П.С. Искусство речи на суде // Учебник по праву «Риторика» – М., 2008. – С. 152.
8. Gorin S.V., Koroleva A.M., Ovcharenko N.A. The Russian Science Citation Index (RSCI) as a new trend in scientific editing and publishing in Russia // European Science Editing. – August 2016; 42(3). Р.60-62.