Статья:

Педагогические идеи Ш.А. Амонашвили, оказавшие особое влияние на развитие гуманной педагогики

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Макарова Ю.В., Тихомирова О.Б. Педагогические идеи Ш.А. Амонашвили, оказавшие особое влияние на развитие гуманной педагогики // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 6-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогические идеи Ш.А. Амонашвили, оказавшие особое влияние на развитие гуманной педагогики

Макарова Юлия Вадимовна
студент, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)», РФ, Арзамас
Тихомирова Ольга Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)», РФ, Арзамас

 

Pedagogical ideas S.A. Amonashvili had little influence on development of humane pedagogy

Tikhomirova Olga

Ph.D., Associate Professor of National Research Nizhny Novgorod University named after NI Lobachevsky Arzamas branch, Russia, Arzamas

Makarova Julia

Student of National Research Nizhny Novgorod University named after NI Lobachevsky Arzamas branch, Russia, Arzamas

 

Аннотация. Статья посвящена анализу вклада Ш. А. Амонашвили в процесс образования и воспитания детей и его педагогических идей по нравственному воспитанию достойной, гуманной личности.

Abstract. This article analyzes the contribution of Sh. A. Amonashvili in the process of education and upbringing of children, and his pedagogical ideas on moral education of decent, humane personality.

 

Ключевые слова: гуманизм; Ш. А. Амонашвили; гуманная педагогика; педагогика сотрудничества.

Keywords: humanism, Sh. A. Amonashvili, humane pedagogy, pedagogy of cooperation.

 

Гуманизм – мировоззрение, основными принципами которого являются: любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. История гуманистической системы воспитания восходит ко временам Древней Греции, где Сократ и Платон общались с учениками в духе взаимоуважения и сотрудничества. Основой гуманного воспитания стали – ориентация на воспитанника, уважение его интересов. Педагогические идеи мыслителей дошли до современности в качестве афоризмов: истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу; воспитание должно оказаться в силах сделать и тела, и души наипрекраснейшими и наилучшими; нельзя врачевать тело, не врачуя души; в каждом человеке солнце, только дайте ему светить. Предпосылки к развитию личности ребенка были уже в древние времена. Эти выводы совпадают с мнениями педагогов спустя века [4].

На протяжении столетий, как отмечает Е. Б. Попов, происходили изменения в политической и социальной сферах общества. Традиционное образование достигло кризисного положения. Возрастала необходимость создания «новой школы», массовой и общедоступной. Идейной основой социально-педагогических преобразований стали новые концепции в психологии, философии, социологии [6, с.25].

Предпосылки для формирования идеи гуманной педагогики зародились в конце 19 – начале 20 века и нашли своё развитие в трудах Н. И. Пирогова, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого, Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского и К. Д. Ушинского. Противопоставляя официальному образованию идеи общечеловеческого воспитания, они развивали идею о гуманном отношении к ученикам. Сделать «человека человеком», учитывать индивидуальность ребенка, забыть о показном поведении – к этому призывают педагоги. В. С. Безрукова отмечает, что главным средством перевоспитания людей в духе гуманизма стало просвещение. Через него люди воспитывались свободными и творчески направленными.

В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой гуманизм определяется как «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям» [5, с. 145]. На основе этого принципа в 80-х гг. двадцатого века имела широкое развитие педагогика сотрудничества, представляющая систему методов и приёмов воспитания и обучения, построенных на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности ребенка. Здесь соединились лучшие мысли и идеи зарубежной и советской педагогики, авторами этой теории можно назвать таких педагогов-новаторов того времени как: В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванов и И. П. Волков.

Массовая проповедь идеи гуманной педагогики конца 20 – начала 21 века связывается с именем Ш. А. Амонашвили. Это педагог, доктор психологических наук, профессор, член Российской академии образования, президент Международного центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики. Несмотря на свой немолодой возраст, он постоянно путешествует по разным городам, проводя семинары и тренинги для тех, кто хочет воспитать достойных детей. Лейтмотивом педагогической симфонии, которая разыгрывается на страницах его книг, неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка, которую так легко ранить, задеть неосторожным словом или поступком.

Профессор пишет: «Ребенок есть единство заключённых в нем духовных и природных сил, он есть суть союза Неба и Земли, Души и Тела; он есть проявление Космоса в Микрокосмосе. Но он есть также неповторимая частица Целого, уникум среди уникумов» [1, с. 320].

Шалва Амонашвили создал памятку для родителей, которая содержит в себе основные идеи гуманности в воспитании и образовании. Приведем некоторые положения этой памятки: дети от рождения несут в себе добрые намерения; важно разумно сочетать нежность любви с суровостью долга; бережное воспитание открывает возможности образованию; каждый ребенок имеет свой характер, важно разглядеть это вовремя, возможно за отдельными чертами характера скрывается дарование; ребенок может всё; основную информацию ребенок получает до пяти лет; в воспитании детей недопустимы ложь, грубость и насмешка; научите детей искать позитивное в каждом моменте и другое [2].

Ш. А. Амонашвили в своих выступлениях определяет основные постулаты гуманной педагогики: вера в возможности ребенка; раскрытие его самобытной природы; уважение и утверждение личности воспитанника, направление его на служение добру и справедливости. Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

Многие встречи Шалва Александрович начинает с небольшого задания. Он просит всех наполнить «Чашу добра». Нижний слой – это вера, куда входят следующие заповеди: верить в безграничность ребенка; каждые мама и папа от Бога родители, учитель тоже может стать от Бога, если сам того захочет; верить в силу, преобразующую силу педагогики добра, любви, понимания, сочувствия, помощи. Далее в чашу нужно положить прощение, радость, романтику воспитания. Образование стоит добавить как раскрытие конечного образа ребенка, а не внушение знаний, а воспитание – как питание духовного стержня.

Нельзя научить тому, чего сам не знаешь. Если в учителе нет духовности и нравственности, он не сумеет воспитать это в учениках. Педагогика – мера всех наук. Все науки подчиняются педагогике. Гуманная педагогика – это педагогика, с помощью которой ребенок находит свет в себе и в окружающих. Педагогический процесс – это Вы, Ваше настроение, Ваше состояние. Человек должен осознать свою судьбу, свой путь, свою маленькую, но миссию. Причем поиски ведет сам человек, но направить его еще в раннем детстве обязан учитель. Гуманная педагогика – самоотверженно помогать детям открыть в себе судьбу [3].

В манифесте Гуманной педагогики от 17 июля 2011 года приняты классические педагогические ценности с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Здесь поднимаются вопросы о поиске смысла жизни, разнице гуманной и авторитарной педагогик, дается указание, на что направить творческую энергию, а также рассказывается об отношении властей и международном движении последователей гуманной педагогики [1, с. 275-309].

Гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном процессе, один из возможных вариантов реализации гуманного педагогического мышления в практике школы XXI века. Зародившись ещё в древности, пройдя долгую историю, и получив стремительное развитие в 19-20 веках идея гуманизации образования как никогда актуальна именно сейчас. Безусловно, найдется немало учителей, осознающих сегодня, что это единственный путь сохранения главного достояния России – ее подрастающих поколений.

Педагог должен вглядываться в лицо своего юного собеседника, вслушиваться в его реакцию, в его вопросы, замечания, ждать его согласия или расхождения в мыслях. Чувствовать, когда следует задержаться там, где нужно задержаться, и дать ребенку поразмыслить, и ускорить ход разговора там, где это ускорениие пойдет ему на пользу.

 

Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики / Шалва Амонашвили, книга 3, М. : Амрита, 2012. – 230 с.
2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М. : Москва, 2001. – 110 с.
3. Геращенко И. Г. Педагогическое творчество и формализм // Школа. – 2000. – № 1. – С. 2-5.
4. Кожевников А. Ю., Линдберг Т. Б. Афоризмы античных мудрецов. – М. : ОЛМА Медиа групп, 2010. – 60 с.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80000 слов и физиологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры. – М. : АЗЪ, 1999. – 928 с.
6. Попов Е. Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика : учебное пособие. – Книга вторая – Оренбург : ИПК ОГУ, 2003. – 156 с. (Серия «Педагогика и гуманизм»).