Статья:

Благоприятная семейная обстановка как условие эмоционального благополучия дошкольников

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Юденкова И.В., Хохлова В.А. Благоприятная семейная обстановка как условие эмоционального благополучия дошкольников // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Благоприятная семейная обстановка как условие эмоционального благополучия дошкольников

Юденкова Ирина Викторовна
кандидат психологических наук, доцент, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, РФ, г. Арзамас
Хохлова Валерия Александровна
студент, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, РФ, г. Арзамас

 

Favorable family environment  as a condition of emotional well-being of preschool children

Yudenkova Irina

candidate of psychological sciences, associate professor,
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch, Russia ,Arzamas

Khokhlova Valery

student , Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas branch, Russia, Arzamas

 

Аннотация. В статье рассмотрены факторы, обуславливающие семейное воспитание, приведены результаты исследования по методике Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи».

Abstract.The article describes the factors causing the family education, the results of research by the method ofR. Burns and C. Kaufman, «Kinetic drawing of a family».

 

Ключевые слова: семейное воспитание; дошкольники; методика Р. Бернса и С. Кауфмана.

Keywords:family education; preschool children; method of R. Burns and S. Kaufman.

 

Семья всегда была важным социальным институтом, оказывающим влияние на воспитание ребёнка. Поведение родителей, семейные традиции, взаимоотношения между представителями разных поколений способствуют формированию у детей как позитивных личностных характеристик, так и негативных и зависеть это будет в целом от того какой психологический климат в конкретной семье.

И.А. Зайцева отмечает, что ребёнок в семье приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае – членов семьи)[1, с. 30]. Он адаптируется к системе семейных и родственных отношений, что даётся не всегда легко, именно это является его первым жизненным опытом и сказывается на отношении с социумом. И если в семье есть какие-либо отрицательные моменты, то они обязательно отразятся на мировосприятии и самочувствии ребёнка.

Под семейным воспитанием понимают процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми, в рамках которого должны быть созданы необходимые социальные и педагогические условия, способствующие гармоничному развитию личности ребёнка, формированию у него жизненно важных качеств и свойств личности.

В современном обществе функционирование семьи имеет свои специфические особенности, что связано с рядом условий.  В.В. Чечет [2] выделяет несколько факторов, обусловливающих жизнедеятельность семьи и, как следствие – семейное воспитание:

1.  Социально-культурные факторы, которые являются стержнем семейных отношений, мерилом гражданственности супругов и смыслом их личного существования. Сегодня, всё чаще мы наблюдаем тенденциюпередачи эти функций бабушкам и дедушкам.

2.  Микроклимат семьи, непосредственно влияющий на эмоциональное самочувствие, благополучие всех членов семьи.

3. Уровень образования и профессиональной квалификации родителей – понимая важность получения качественного образования, многие родители стремятся загрузить ребёнка с самого детства посещением различных центров развития, забывая о том, что он очень много трудится каждый день на занятиях в детском саду.

4.  Общая культура семьи. На наш взгляд, не меньшее значение имеют такие факторы семейного воспитания, как духовное и моральное единство семьи, которая чувствует потребность не только в родственном объединении, но и в духовном единстве её членов.

Современный ритм жизни требует большей занятости родителей на работе. В связи с этим не у всех хватает времени поиграть с ребёнком, сходить на прогулку, отвести в кружок дополнительного образования. Можно сказать, что некоторые родители видят своих детей «на бегу». Следствием этого является их отчуждение друг от друга, эмоциональная холодность в отношениях и как итог – отсутствие чувства общности со своей семьёй.

Структура и состав семьи – количество детей, наличие обоих родителей, других родственников, также определяют особенности воспитания. Но, к сожалению, в настоящее время всё чаще встречаются неполные семьи, возникновение которых связано с повышением уровня разводов, ранней беременностью, кризисом, вызванным внешними событиями. Всё это, оказывает также негативное воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Чтобы изучить субъективную семейную ситуацию ребёнка и выявить взаимоотношения в семье мы использовали методику Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи». Каждому ребёнку индивидуально был предложен лист бумаги и карандаши, он должен был нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке. Результаты данного теста мы анализировали по пятисимптомокомплексам: первый – благоприятная семейная ситуация, второй – тревожность, третий – конфликтность в семье, четвёртый – чувство неполноценности в семейной ситуации, пятый – враждебность в семейной ситуации. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6 лет, 5 мальчиков и 5 девочек. Результаты обследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели дошкольников по тесту «Кинетический рисунок семьи»

Дети

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

Яна

0,9

0,3

0,2

0,2

0

Даша

0,9

0,1

0

0

0

Даша

0,8

0, 2

0,1

0

0

Юля

0,4

0,2

0,5

0,4

0,4

Аня

0,1

0,3

0,9

0

0,6

Богдан

0,7

0,2

0,2

0,2

0,2

Юра

0,7

0,1

0,2

0

0,1

Кирилл

0,9

0,2

0,2

0,4

0

Стёпа

0,2

0,2

0,6

0,3

0,9

Артём

0,8

0,1

0,3

0,5

0,1

 

Анализируя рисунки детей, мы увидели, что в рисунках 70% детей  преобладает благоприятная семейная ситуация, что позволяет сделать вывод, о том, что в семье созданы комфортные условия. В своих рисунках детибыли заняты с родителями одним и тем же видом деятельности, на лицах были изображены улыбки. Свои рисунки дети сопровождали рассказами о том, как и где они вместе с родителями проводят время (ходят в парк, на природу, ездили на море и т.д.). Самый высокий показатель конфликтности в семье выявлен у 20% детей. На одном рисункеребёнок не нарисовал себе уши, часто использовал ластик, чтобы стереть, только что нарисованное; на рисунках преобладали предметы, а не люди.Отсутствие ушей ребёнок объяснил тем, что его часто дома ругают. Чувство неполноценности в семейной ситуации не испытывают только 40% ребят. Дошкольники рисовали себя между родителями, взявшись с ними за руки.Остальные нуждаются в заботе и внимании со стороны родственников. Враждебности в семейной ситуации не испытывают 40%детей, у 30% он не ярко выражен и у 30% наблюдается высокий уровень данного показателя. Дети рисовали фигуры с шипами, колючками, некоторые дети не нарисовали своих младших братьев. Дети отмечали, что их часто ругают и наказывают родители. Хотелось бы отметить такой показатель, как тревожность. Он был выявлен у всех детей в той или иной степени. В рисунках тревожность проявлялась в штриховке, некоторые рисовали пол, использовали линии с сильным нажимом. Несколько детей в процессе рисования спрашивали, всё ли правильно они рисуют.

Таким образом, мы видим, что семья оказывает влияние на эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к окружающим детям и взрослым. В результате он или принимает социум или считает его враждебным. Воспитатель, это тот человек, который проводит с ребёнком много времени. Он видит его переживания, психологическое состояние, взаимоотношения с другими, поэтому его задача вовремя заметить проблему и помочь решить её вместе с родителями.

 

Список литературы:
1. Зайцева И.А. Семья — ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа. -  №1. – 2014.
2. Чечет В.В. Педагогика семьи: учеб.пособие // В.В.Чечет. – Минск: БГПУ, 2015.
3. Юденкова И.В., Воронцова Н.И. Влияние внутрисемейных отношений на личностное развитие ребенка //  Материалы II Международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований». - Пенза: «Социосфера», 2011 (5-6 октября 2011г.).- С.135-138.