Статья:

Особенности формирования эмпатии у будущих учителей информатики, математики и физики

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Павлова Е.В. Особенности формирования эмпатии у будущих учителей информатики, математики и физики // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 82-88.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности формирования эмпатии у будущих учителей информатики, математики и физики

Павлова Евгения Вячеславовна
старший преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Features of formation of empathy at the future teachers of computer science, mathematics and physics

 

Pavlova Evgenia

lecturer, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Russia, Volgograd

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития профессионально-психологических характеристик у будущих учителей-предметников, которые являются внутренним условием формирования у студентов вуза компетенций, сформулированных в ФГОС ВПО. В ней представлены результаты проведенного эмпирического исследования, показывающие особенности формирования эмпатии у будущих учителей информатики, математики и физики.

Abstract. The article is devoted to an actual problem ofdevelopmentof the professional-psychological characteristics of futuresubject teachers, which are the internal condition of the formation at students of higher education institution of the competences formulated in FGOS VPO.It presents the results of empiricalstudy, showing the features of formation of empathy at the future teachers of computer science, mathematics and physics.

 

Ключевые слова: профессионально-психологические характеристики; эмпатия; профессиональные компетенции.

Keywords: professional-psychological characteristics; empathy, professional competences.

 

Коренные изменения в социальной, экономической и культурной жизни, происходящие в России, актуализируют потребность в высококвалифицированных профессионалах. В данных условиях существенно возрастает роль учителя, поскольку образование – важнейший стратегический ресурс развития общества. В связи с этим усиливаются требования к уровню сформированности профессиональноважных характеристик педагога, которые в значительной степени закладываются на вузовском этапе его профессиональной подготовки. Одной из личностных характеристик учителя, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, является эмпатия.

Эмпатия– внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Способность к эмпатии – необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность [3, с. 564].Для А.Э. Штейнмецасодержание этого понятия заключается в способности приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, переживать его состояния как свои собственные, сочувствовать ему. Именно эмпатия, по мнению автора, проявляется в тех эмоциональных ситуациях, когда, говоря словами В.А. Сухомлинского, «человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями» [15, с. 79].

Эмпатия признается А.А. Бодалевым, Ф.Н. Гоноболиным, В.А. Крутецким, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Н.А.Мозговой, С.В. Недбаевой, А.А. Реаном, Т.В.Романовой, С.В. Салыковой и др. профессионально важным качеством педагога [13].Она обусловливает успешность решения педагогических проблем, требующих ориентации в психологии школьника, понимания его личности. Учитель с неразвитой эмпатией нередко допускает педагогическую бестактность, прибегает к неоправданным наказаниям.

С точки зрения Е.И. Кустовой, эмпатия присутствует среди личностных качеств учителя, которые чаще всего встречаются в психолого-педагогической литературе[6, с. 11].

А.К. Маркова, согласовав психологические характеристики педагога с решаемыми им профессиональными задачами, отметила, что эмпатия сопрягается с формированием благоприятного психологического климата, осуществлением педагогического общения, стимулированием резервов развития личности всех участников общения [7].По мнению автора, педагогическая эмпатия относится к важным психологическим качествам педагога, которые являются составляющими его компетентности [8, с.34].

Учитывая сказанное, с нашей точки зрения, рассматриваемая профессионально-психологическая характеристика является фактором, способствующим формированию у будущих педагогов такой профессиональной компетенции, как ПК-6 [11, с. 6-8], [12, с. 6-8].

Анализ современных психологических исследований показал, что внимание ученых, обращенное к формированию профессионально важных характеристик будущих учителей, сосредоточивалось, в частности, и на эмпатии педагога. Изучению формирования эмпатии у будущих учителей в различных контекстах посвятили свои работы Т.А. Ахрямкина (2003),Д.В. Белых (2004),Д.М. Даудова (2005), Н.В. Мухаметзянова(2005),И.Н. Нестерова (2007),Н.А. Скляр (2005),С.А. Шмелева(2010) и др.

Однако обзор представленных научных исследований показал, что существует небольшое количество работ, дающих представление о формировании эмпатии у студентов физико-математического факультета. Так, обсуждаемый вопрос нашел отражение в исследованиях И.Н. Нестеровой (2007) и С.А. Шмелевой (2010).

В тоже время обращение к проблеме развития профессионально-психологических характеристик будущих преподавателей информатики, математики и физики обусловлено тем, что современные условия ускорения научно-технического прогресса предъявляют высокие требования к их профессионализму. Отсутствие специальных работ, посвященных формированию эмпатии у названных учителей-предметников, негативно отражается на качестве их обучения и воспитания в вузе. Таким образом, проблема целенаправленного формирования эмпатии у будущих преподавателей информатики, математики и физики относится к ряду актуальных задач современной психологии.

Настоящая статья посвящена описанию опыта выявления уровня сформированности эмпатии у будущих учителей информатики, математики и физики.

Исследование проводилось с использованием методики «Диагностика уровня эмпатии», разработанной В.В. Бойко [5, с. 455-457]. Методика состоит из 36 утверждений, на основе которых возможно вычислить значения показателей по шести шкалам: «рациональный канал эмпатии», «эмоциональный канал эмпатии», «интуитивный канал эмпатии», «установки, способствующие эмпатии», «проникающая способность в эмпатии», «идентификация в эмпатии». Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. Если в сумме по всем шкалам 30 баллов и выше – у человека очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний; 21-15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий.

Исследование выполнялось на базе факультета математики, информатики и физики Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). Экспериментальная выборка включала студентов 1-го (36 чел.), 2-го (36 чел.), 3-го (36 чел.), 4-го (32 чел.) и 5-го (40 чел.) курсов бакалавриата направления «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки («Информатика», «Физика» и «Математика», «Информатика»)очной формы обучения. В общей сложности группу испытуемых составили 180 чел. в возрасте от 17 до 23 лет.

Обратимся к результатам сравнительного анализа средних групповых значений изучаемых показателей (по шкаламрациональный, эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность в эмпатии; идентификация в эмпатии) у студентов разных профилей обучения с первого по пятый курс. Это позволит раскрыть особенности развития эмпатииу будущих преподавателей-предметников через определение ведущих каналов структуры эмпатии и их выраженности.

Данные проведенного исследования говорят о том, что практически у всех будущих педагогов (кроме студентов первого курса) наиболее выраженным является эмоциональный канал эмпатии (средний балл на 2 курсе 3,81, 3 курсе – 3,53, 4 курсе – 3,81, 5 курсе –3,58). Вместе с тем, уровень развитости эмоционального канала эмпатии свидетельствует о наличии у студентов некоторых затруднений в способности вступать в эмоциональный резонанс с окружающими, искренне сочувствовать им и сопереживать. Однако необходимо отметить, что способности к эмоциональному эмпатированию более развиты у студентов профиля «Математика», «Информатика» (средний балл для всей выборки 3,68) по сравнению со студентами профиля «Информатика», «Физика» (средний балл для всей выборки 3,33). Возможно, эмоциональная отзывчивость связана с особенностями профессиональной деятельности, осваиваемой студентами.

В структуре эмпатии у первокурсников преобладает рациональный канал (средний балл 3,19). Его основной характеристикой является направленность психических процессов эмпатирующего(внимания, восприятия и мышления) на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы и поведение. При этом важно отметить, что он более выражен у студентов профиля «Математика», «Информатика» (средний балл для всей выборки 3,32) по сравнению со студентами профиля «Информатика», «Физика» (средний балл для всей выборки 2,79).Можно предположить, что студенты проявляют некоторый интерес к партнеру по общению.

У всей выборки (не зависимо от курса) интуитивный канал менее выражен по сравнению с рациональным и эмоциональным компонентамиэмпатии. Интуитивная составляющая эмпатических способностей недостаточно развита у будущих педагогов математики и информатики (средний балл для всей выборки2,58), а также у будущих учителей информатики и физики (средний балл для всей выборки 2,35). И те, и другие испытывают трудности в оценке возможного поведения партнеров по общению. Данный факт можно объяснить недостаточностью опыта социального взаимодействия с окружающими.

Установки, способствующие эмпатии, облегчают восприятие и понимание эмоций другого человека. В меньшей степени присутствуют препятствия для эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия у студентов профиля обучения «Математика», «Информатика» (средний баллдля всей выборки 3,47). Соответственно, таких препятствий относительно больше у будущих учителей информатики и физики (средний балл для всей выборки 3,16). Причем, наличие такой установки более выражено на пятом курсе (средний балл3,50)по сравнению с первым (средний балл3,14). Возможно, это связанно с тем, что пятикурсники стремятся устанавливать личные контакты, проявляя интерес к другим личностям, к переживаниям и проблемам окружающих.

Проникающая способность в эмпатии, которая рассматривается как важное коммуникативное свойство человека, помогает создавать в коммуникациях открытость, задушевность, доверительность. Обеспечение подобных условий вызывает некоторые затруднения как у будущих педагогов математики и информатики (средний балл для всей выборки 3,14), так и у будущих учителей информатики и физики (средний балл для всей выборки 3,11). Причем, проникающая способность более выражена у пятикурсников (средний балл3,45) по сравнению с первокурсниками (средний балл 3,06). Можно предположить, что к концу обучения студенты приобретаю определенный опыт в содействии информационно-энергетическому обмену с партнером с помощью своего поведения и отношения к нему, а также в создании атмосферы, позволяющей раскрыть и эмпатически постичь партнера по общению.

Идентификацию, т.е. умение понять другого человека на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера, ярче продемонстрировали будущие педагоги математики и информатики (средний балл для всей выборки 3,15) по сравнению с будущими преподавателями информатики и физики (средний балл для всей выборки 2,87). Они проявили более выраженные способности к подражанию, гибкости эмоций и отождествлению себя с другим человеком. Однако проявление данных способностей оказалось заметнее на первом курсе (средний балл3,11) по сравнению с пятым (средний балл2,80). Возможно, это связанно со стереотипностью оценок пятикурсниками себя и окружающих как носителей социальных ролей.

Обратимся к результатам сравнительного анализа средних групповых значений показателей по интегральной шкале методики, характеризующей уровень эмпатии у студентов разных профилей обучения с первого по пятый курс.

Статистическая обработка данных с помощью t-критерия Стьюдента не выявила достоверных различий в выраженности эмпатии у пятикурсников профиля обучения «Математика», «Информатика» (средний балл 19,78) по сравнению с пятикурсниками профиля обучения «Информатика», «Физика» (средний балл 17,76).Интересным является тот факт, что у студентов рассматриваемых профилей обучения («Информатика», «Физика» и «Математика», «Информатика») уровень эмпатии на первом курсе ниже, чем на последующих курсах. Так, у будущих учителей информатики и физики средний балл на 1 курсе 17,36, 2 курсе – 17,55, 3 курсе – 17,62, 4 курсе – 17,73, 5 курсе – 17,76; средний балл у будущих педагогов математики и информатики на 1 курсе 18,76, 2 курсе – 19,24, 3 курсе – 19,48, 4 курсе – 19,52, 5 курсе – 19,78. Однако статистическая обработка данных с помощью t-критерия Стьюдента не выявила достоверных различий в выраженности эмпатии у пятикурсников по сравнению с первокурсниками. Полученные результаты согласуются с мнением Н.А. Скляр о том, что формирование эмпатических качеств у студентов педагогических вузов признается специалистами наиболее слабым звеном в системе высшего педагогического образования [13, с. 4].

Таким образом, за время обучения в вузе уровень эмпатийности у будущих учителей информатики, математики и физикиповышается. В то же время оностается недостаточным с точки зрения осваиваемой студентами вуза профессии. Все это указывает на необходимость целенаправленного формирования рассматриваемого качества, что внесет определенный вклад в развитие профессиональных компетенций у будущих педагогов-предметников.

 

Список литературы:
1. Ахрямкина Т.А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: дис. … канд. психол. наук. – Самара, 2003. – 161 с.
2. Белых Д.В. Психологические условия развития педагогическойэмпатии у студентов педколледжа: дис. … канд. психол. наук. – Тамбов, 2004. – 169 с.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
4. Даудова Д.М. Эмпатия как механизм профессионального саморазвития будущих педагогов: дис. ... канд. психол. наук. –Махачкала, 2005.–155 с.
5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
6. Кустова Е.И. Особенности формирования профессионально важных качеств личности учителя у студентов во время педагогических практик: автореферат дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2008. – 24 с.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. –М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. –312 с.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
9. Мухаметзянова Н.В. Особенности профессионально важных качеств будущих учителей физической культуры на разных этапах профессиональной подготовки: На материале студентов педагогического вуза: дис. … канд. психол. наук. –Казань, 2005. – 179 с.
10. Нестерова И.Н. Формирование коммуникативной компетентности у студентов педвуза средством решения ситуативных коммуникативных педагогических задач: дис. … канд. психол. наук. –СПб., 2007. – 171 с.
11. Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2015 г. № 1426 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации [офиц. сайт]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/7995, свободный.
12. Приказ Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки Российской Федерации [офиц. сайт]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/8073, свободный.
13. Скляр Н.А. Психолого-акмеологические условия формирования профессионально-педагогической эмпатии у будущих специалистов по физической культуре и спорту: дис. … канд. психол. наук. – Кострома, 2005. – 232 с.
14. Шмелева С.А. Психические состояния студентов педагогических специальностей и их взаимосвязь с профессионально важными качествами в процессе обучения в вузе: дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2010. – 206 с.
15. Штейнмец А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя (из опыта работы) // Вопросы психологии, 1983. № 2. – с. 79-83.