Статья:

Проблема формирования культурны межнационального общения студенческой молодежи в России и пути ее решения.

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Скворцова Ю.А. Проблема формирования культурны межнационального общения студенческой молодежи в России и пути ее решения. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 69-74.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема формирования культурны межнационального общения студенческой молодежи в России и пути ее решения.

Скворцова Юлия Александровна
преподаватель Алтайского государственного института культуры, РФ, г. Барнаул

 

The problem of formation of culture in interethnic communication in Russia and its solution

Skvortsova Yuliya

Lecturer at Altai State Institute of Culture,

Russia, Barnaul

 

Аннотация: В статье рассматривается опыт формирования культуры межнационального общения студенческой молодежи в трех наиболее знаковых на наш взгляд регионах России и делаются выводы о наиболее эффективных путях решения этой проблемы.

Abstract: This paper examines the experience of formation of culture of international dialogue of students in three of the most iconic in our opinion Russian regions and draws conclusions on the most effective ways to solve this problem.

 

Ключевые слова: культура межнационального общения, студенческая молодежь, межкультурные коммуникации, межнациональные отношения, поликультурная среда вуза, межнациональный конфликт.

Keywords: culture of interethnic communication, students, intercultural communication, international relations, multicultural environment of high school, ethnic conflict.

 

Проблема формирования культуры межнационального общения студенческой молодежи в последние годы привлекает внимание все большего количества специалистов из разных областей науки. Этот повышенный интерес свидетельствует о том, что вопрос межкультурных коммуникаций остро стоит на повестке дня и нуждается в глубоком изучении. В связи с особенностями политических событий последних лет во всем мире все чаще возникают конфликты на национальной и религиозной почве как между отдельными людьми, так и между народами и странами в целом. В стремлении к снижению напряжения в межкультурных отношениях краеугольным камнем становится формирование культуры межнационального общения студенческой молодежи, так как именно эта категория населения наиболее восприимчива к колебаниям общественного мнения, обладает самой высокой степенью мобильности,чаще подвержена вспышкам агрессии, не всегда имеет сложившееся, устойчивое представление о мире в целом и о своей роли в жизни общества и государства. Несомненно, современные события в мире не способствуют росту взаимопонимания и гармоничному сосуществованию представителей разных народов на одной территории. В данной работе раскрываются наиболее эффективные, на наш взгляд, пути решения проблемы формирования культуры межнационального общения студенческой молодежи в вузах нашей страны.

Изучив некоторый опыт работы вузов в этом направлении, мы пришли к выводу, что наибольшее внимание вопросу формирования культуры межнационального общения студенческой молодежи уделяется в национально-территориальных субъектах РФ, в составе которых русское население занимает второе место по численности. При этом в целом по России, по данным последней переписи населения, прошедшей в 2010 году, процентное соотношение русского населения составило около 80 % от общего числа национальностей [4].

Одним из лидирующих регионов по концентрации внимания к этой проблеме является Республика Татарстан. Об этом свидетельствует большое количество научно-практических конференций и форумов, посвященных проблеме межнациональных и межкультурных коммуникаций, обилие научно-исследовательских работ и диссертаций на эту тему, множество различных программ, направленных на содействие в формировании культуры межнационального общения молодежи. Так, профессор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор педагогических наук Н. Г. Маркова уделяет большое внимание этому вопросу [2]. По ее мнению, причиной растущей национальной нетерпимости в студенческой среде является «…наличие таких деструктивных элементов в межнациональных взаимодействиях, как нетерпимость к чужому мнению, эгоизм, внутренняя неприязнь, амбициозность, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных предрассудков, недопонимание реальных процессов, происходящих в обществе, мире, отсутствие у студентов культуры понимания и культуры восприятия различий, утрата правильности восприятия себя (концепция «Я») и других (концепция «Они»), культуроцентризм» [2, с. 4-5].

В качестве мер, направленных на снижения градуса межнациональной нетерпимости, Н. Г. Маркова предлагает: 1) создание лояльного поликультурного образовательного пространства, в рамках которого будет происходить этнопсихологическое, этнопедагогическое и этносоциальное просвещение студентов; 2) стимулирование развития у студентов готовности к конструктивным межнациональным отношениям посредством создания при этом благоприятного этнопсихологического климата, способствующего продуктивности общения; 3) включение студенческой молодежи в активное межкультурное взаимодействие с целью формирования значимых личностных качеств. Таким образом, большое внимание Н. Г. Маркова уделяет именно образовательному компоненту и созданию положительного этнопсихологического климата, который будет способствовать конструктивному межкультурному диалогу.

В отличие от густонаселенной Республики Татарстан, Республика Саха (Якутия), несмотря на свою обширную территория, населена слабо, в основном по причине расположения части территории за границей Северного полярного круга. Тем не менее, проблеме межнационального общения здесь уделяется большое внимание. Так, согласно исследованиям кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск) Е. А. Ерохиной, основной этнической проблемой студентов этого региона является «относительно невысокая значимость гражданского патриотизма в отношении России у русских студентов в сравнении со сверстниками – саха, в той поддержке, которую власти Республики Саха оказывают студенческой молодежи. На эту помощь в большей мере рассчитывают студенты титульной национальности. На их стороне – ресурс суверенизации и многочисленные родственные связи в городах и улусах республики. Свободное владение ими якутским и русским языком, рекрутирование элит по земляческому и родственному принципу – вот преимущества, которыми располагают студенты – саха в перспективе конкуренции за рабочие места с русскими сверстниками. Русские же студенты в Якутии должны рассчитывать в первую очередь на собственные силы и возможности своих родителей и родственников, в том числе и за пределами республики» [1, с. 118]

Основной задачей на пути формирования культуры межнационального общения в студенческой среде Республики Саха (Якутия), по мнению исследователя, является акцентирование внимания представителей разных национальностей на том, что их объединяет, а не на том, чем они отличаются. При этом упор делается на организацию свободного, неформального, позитивного и игрового общения в многонациональных группах.

Еще одним регионом с углубленным интересом к проблеме формирования культуры межнационального общения молодежи является Республика Чечня. На основании диссертационной работы кандидата социологических наук Х. Ф. Нальгиевой можно сделать вывод, что одной из наиболее значительных этнических проблем в среде молодежи этого региона является проблема агрессии и низкого уровня толерантности у представителей разных национальностей и религий. В своих рассуждениях об обозначенной проблеме исследователь делает акцент на следующем: «Сегодня одним из регионов напряженности в мире является Россия, а Чечня, как точка пересечения экономических, культурных, этнических и геополитических проблем, является таким же носителем напряженности и опасности на Кавказе. В силу вышесказанного приходит понимание того, что проблема толерантности (мера толерантности-агрессии) является архиактуальной в России и особенно в Чечне» [3].

Основными и наиболее эффективными мерами, направленными на решение этой проблемы, стало активное знакомство студентов с культурами соседствующими в регионе посредством организации большого количества национальных и межнациональных студенческих фестивалей, проведения традиционных праздников разных народностей, проживающих на территории Республики. Национальные культурные мероприятия в регионе занимают одно из главенствующих мест в организации массового досуга населения, благодаря чему знакомство студенческой молодежи с различными культурами, традициями, обычаями проходит в неформальной, дружелюбной, праздничной атмосфере, способствующей позитивному общению представителей различных народностей и обогащению знаний о той или иной культуре. Автор также отмечает, что привлечение студентов к участию в подобных мероприятиях позволяет активной молодежи направить свою энергию в мирное русло, заявив при этом о себе и своей культуре окружающим.

Анализ опыта формирования культуры межнационального общения студенческой молодежи в трех наиболее знаковых, на наш взгляд, регионах нашей страны (густонаселенной, близкой к центру и активно развивающейся Республики Татарстан, слабозаселённой и северной Республики Саха (Якутия) и южного региона с очень непростой историей – Республики Чечня), который представлен в рассмотренных в данной статье исследованиях, позволяет сделать вывод, что основными современными тенденциями в вопросе преодоления этноцентризма и национальной ограниченности молодежи (что зачастую и выступает в качестве основных причин конфликтов на национальной почве) является комплекс следующих мер:

1)  углубление знаний молодежи о своей собственной истории, культуре, традициях и обычаях;

2)  акцентирование внимания на том, что объединяет представителей разных национальностей, а не на том, чем они отличаются друг от друга;

3)  организация неформального, свободного, позитивного досугового общения студентов разных национальностей в одной группе;

4)  организация и проведение национальных и межнациональных фестивалей, во время которых происходит знакомство молодежи с другой культурой, с традициями и обычаями других народов, с их кухней и традиционной одеждой, с творчеством выдающихся представителей разных национальностей;

5)  организация молодежных форумов, съездов и саммитов, посвященных проблеме формирования культуры межнационального общения. Стимулирование студенческой активности в поиске новых идей, помогающих в решении этой проблемы.

Основываясь на вышеперечисленных вариантах решения проблемы формирования культуры межнационального общения студенческой молодежи, отметим, что при объединении опыта работы в этой сфере разных регионах нашей страны, мы можем получить универсальный комплекс мер, который будет одинаково эффективен для всей территории России. Именно этот комплекс мер, на наш взгляд, позволит наиболее продуктивно вести работу по формированию у студенческой молодежи культуры межнационального общения.

Список литературы:

1. Ерохина, Е. А. Этничность и межэтнические взаимодействия как факторы социокультурной и геополитической интеграции: теоретико-методологический анализ / Е. А. Ерохина  СОЦИС. – 2009. – № 3. – С  115-120.

2. Маркова, Н. Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: дис. … д-ра пед. наук / Н. Г. Маркова. – Казань, 2010. – 865 с.

3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] режим доступа - http://www.dissercat.com
/content/tolerantnost-kak-uslovie-sotsialnoi-stabilnosti-v-chechenskoi-respublike-sotsiokulturnyi-ana#ixzz4MrJtkcGs (дата обращения 10.10.2016).

4. Сайт Всероссийской переписи населения 2010 [Электронный ресурс] режим доступа - http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc
/perepis_itogi1612.htm (дата обращения 03.10.2016).