Статья:

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Стрельцова Е.В., Алешкина М.Г. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 51-54.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Стрельцова Елена Валерьевна
воспитатель МО ШИСП РФ, г. Ленинск-Кузнецкий
Алешкина Маргарита Геннадьевна
учитель начальных классов МО ШИСП РФ, г. Ленинск-Кузнецкий

 

Сivil-patriotic education of the younger schoolboys at lessons of literary reading

 

Streltsov Elena

Educator MO SHISP, Russia, Leninsk-Kuznetsky

Aleshkina Margarita

Teacher MO SHISP Primary school, Russia, Leninsk-Kuznetsky

 

Аннотация. Методические рекомендации посвящены вопросу гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения как важнейшей составляющей духовно-нравственной работы в начальной школе. Данные материалы разработаны на основе собственного опыта. Они помогут педагогам начальной школы, работающим по программе «Перспективная начальная школа» в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся на уроках литературного чтения.

Abstract. Guidelines address the issue of civil and patriotic education of the younger generation as the most important component of spiritual and moral work in an elementary school. These materials are based on their own experience. They will help elementary school teachers working on the program "Prospective Elementary School" in the organization of work on civil-patriotic education of students at lessons of literary reading.

 

Ключевые слова: литературное чтение; гражданско-патриотическое воспитание.

Keywords: literary reading; civil-patriotic education.

 

Уроки литературного чтения – прекрасная основа для осуществления гражданско-патриотического воспитания. Систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: погружение в историческое время, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ.          

Работая по УМК «Перспективная начальная школа», мне удалось проанализировать  содержание  учебников «Литературное чтение» с 1 по 4 класс автора  Чураковой Н.А. с целью выявления  произведений, способствующих  формированию  патриотизма и нравственных качеств младших школьников и их классификации по видам с кратким описанием возможностей каждого вида в формировании патриотических качеств личности.

Огромное значение для воспитания патриотических качеств учащихся имеют уроки по изучению лирических стихотворений. Поэтическая речь обращена к духовному миру ребёнка. Её воздействие на воображение, ассоциативное мышление, языковое чутьё, эмоциональную сферу огромно.

·     2  класс  

·      А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,

·      М.Ю. Лермонтов «Осень», «Утёс»

·      Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

·      3 класс

·      А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро»

·      С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

·      И. Бунин «Листопад»

·      Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце»

·      4 класс

·      И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды»

·      В. Жуковский «Весеннее чувство», «Славянка»

·      Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»

·      В. Набоков «Грибы»

·      А.С. Пушкин. Отрывки-описания природы из романа «Евгений Онегин»

·      Д. Самойлов «Красная осень»

            Приведем пример работы в группах при анализе лирического произведения.

Тема урока: А.С. Пушкин. Зимнее утро. (3 кл.)

Разбивка на группы

 Уч-ся выбирают по цвету снежинки и садятся в определённую группу.

– Ребята, какое время года олицетворяют снежинки? (Зиму)
– Вспомните названия произведений А.С.Пушкина, в котором есть однокоренное слово к слову зима? Подберите однокоренные слова. («Зимняя дорога», «Зимнее утро»).

Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» артистом (в исполнении И. Смоктуновского).

– Что вы ощущали, когда слушали стихотворение? Выразите ваше чувство с помощью прилагательных? (Восхитительное, превосходное, необыкновенное, великолепное).

- Я с вами согласна. Это образец прочтения, к которому мы с вами должны стремиться.

 Работа в группах

Каждой группе предлагается выполнить задание (7 - 8 минут)

Группа «Историки»

Задача: из энциклопедической статьи узнать историю создания стихотворения, тему, основные образы).

Группа «Литературоведы»:

Задача: найти в тексте выразительно-изобразительные средства.
Группа «Лингвисты»

Задача: составить   список (в алфавитном порядке) трудных для понимания слов с их пояснением с использованием лексического словаря.

В заключение хочется сказать, что специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, но прорастают они очень медленно, не скоро и не вдруг. И если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих пустой фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Рассказы о  сверстниках, живших задолго до нас; воспоминания о детских и юношеских годах самих писателей.     

Читая и анализируя такие произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, необходимостью говорить правду, ответственностью перед кем-то, уважением к старшим,  ценностями семьи и труда и т.д.

·        2 класс

·        В. Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства»

·        3 класс

·        В. Берестов «Большой мороз», «Плащ»

·        А. Гайдар «Чук и Гек»

·        Юрий Коваль «Берёзовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами»

·        В. Берестов «Большой мороз», «Плащ»

·        Б. Житков «Как я ловил человечков»

·        Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

·        Т. Пономарёва «Лето в чайнике»

·        4 класс

·        И. Бунин «Детство»

·        В. Набоков «Обида»

·        Ю. Коваль «Лес, лес, возьми мою глоть!»

·        Л. Андреев «Петька на даче»

·        А. Чехов «Ванька», «Мальчики»

Кроме того, во 2-ой части учебника «Литературное чтение (4 класс) предложен отдельный раздел «Задумываемся над тем, что такое Отечество. Без прошлого у людей нет будущего», который содержит 9 произведений гражданско-патриотической направленности.

 

Список литературы:

1. Белоусова, Т.Л., Казачонок, Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. [Текст] Методические рекомендации. Учебное пособие для учителей общеобразовательных. учреждений.  / Т. Л. Белоусова, Н. В. Казачонок. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с.

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 24 с.

3.  Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий [Текст] / Сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

4. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации. Режим доступа: http://www.guoedu.ru/userfiles/Sbornik  grazhdanskopatrioticheskoe (26.10.2016)