Статья:

Из опыта работы психолога сельской школы Билоус О.Н. с родительской общественностью

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Билоус О.Н. Из опыта работы психолога сельской школы Билоус О.Н. с родительской общественностью // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 104-108.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Из опыта работы психолога сельской школы Билоус О.Н. с родительской общественностью

Билоус Оксана Нурулловна
психолог высшей категории, ГУ «Средняя школа № 32» , Казахстан, Целиноградский р-н, с. Новоишимка

 

By working experience of the village school psychologist O.N. Bilous with parent public

 

Bilous Oksana

Master-level psychologist, SI “Secondary School № 32”, Kazakhstan, Tselinogradsky district, Novoishimka

 

Аннотация. В условиях обновления содержания системы образования Республики Казахстан, актуальными становятся вопросы привлечения всех возможных направлений содействия формирования конкурентоспособной личности учащегося.

Abstract. In conditions of updating the content of education system of the Republic of Kazakhstan, issues of attracting all possible directions to facilitate the formation of a competitive personality of the student become topical.

 

Ключевые слова: обновление методов и подходов сотрудничества; активизация социальной позиции; сотрудничество; социальная роль родителя.

Keyword: updating methods and approach of collaboration; activation of the social attitude; collaboration; parent’s social role.

 

Школа сегодня  – это открытая социальная система, включающая в себя взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, как равноправных партнеров, стремящихся к диалогу через межличностное взаимодействие, к широкому социальному сотрудничеству.

Взаимодействие всех категорий участников учебно-воспитательного процесса позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, пронаблюдать в разных жизненных ситуациях, а следовательно,  помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных проявлений в поведении, формировании социально значимых жизненных ориентаций.

За последние 10 лет, в связи с введением психологической службы общеобразовательной  школы,  накоплен опыт взаимодействия с семьей, сложилась система совместной деятельности с родителями.

Активное вовлечение родительской общественности в жизнедеятельность школы происходит через плановые специальные мероприятия психологической службы школы психопрофилактического, просветительского, диагностического, профориентационного, рефлексивного характера.

В школе созданы и работают родительские комитеты классов и школы.

На протяжении двух лет практикуется проведение «Родительского часа», как одной из форм консультативной работы и просветительской деятельности с представителями родительской общественности индивидуального и группового характера.

Плановые мероприятия с родительским коллективом проводятся строго в установленные, согласованные и утвержденные сроки или при возникновении необходимости по запросу классных руководителей, руководящего аппарата учебного заведения и отдела образования.

 Формы организации разнообразны: конференции, дискуссии, тренинги, практикумы.

Привлечение при необходимости смежных служб школы и администрации повышает заинтересованность родителей в подобного рода встречах.

В связи с происходящими преобразованиями в системе образования  актуальными становятся вопросы просвещения и эмоционально-психологической готовности всех категорий участников учебно-воспитательного процесса, совместных проектов образовательной системы с родительской общественностью.

Из проработанных на практике и положительно зарекомендовавших себя можно привести в пример походы и экскурсии, поездки в музеи и развлекательные центры, организованный и действующий культмассовый комитет, что естественно формирует и развивает партнерские взаимодействия семьи и школы. 

Использование активных форм психолого-педагогического просвещения родителей стимулирует работу органов родительского самоуправления, через работу родительских комитетов, советов, проведение конференций, круглых столов.

Все  плановые мероприятия работы психологической службы школы имеют непременное условие всесторонности, так организована информационно - методическая работа с педагогическим коллективом школы по освоению методов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.

Проводится поэтапная работа по созданию банка данных о семьях учащихся, с использованием диагностических методик и составлением социально-психологического паспорта семьи каждого учащегося, результаты обобщаются по классам, проводится анализ и составление свода информации в форме социально-психологического паспорта класса.

Основной целью является выполнение задач налаживания позитивного взаимодействия связей школа – ребенок – семья, выполнения условий формирования у родителей навыков и понятий гармоничного семейного воспитания, исключения противостояний в воспитательном треугольнике, своевременной психопрофилактической деятельности в частности и рекомендательного характера.

На данном этапе работы психологической службы следует указать прослеживающиеся позитивные тенденции: установленные партнерские взаимоотношения с семьями, родительской общественностью, созданной в атмосфере поддержки и общности интересов, отлаженная система просветительской деятельности психологической службы с родителями учащихся, педагогическим коллективом, администрацией, с использованием различных форм совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, уважительное отношение педагогов и администрации с представителями родительской общественности, с учетом культурной, религиозной и национальной принадлежности, реализация прав родителей на участие в вопросах управления образовательным учреждением, как лично, так и в составе родительских комитетов, активная включенность в случае необходимости в семейное воспитание всех специалистов служб школы: педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника.

Практическая деятельность специалиста психолога с родительской общественностью масштабна и многогранна:

 изучение образа жизни семей, выявление особенностей семейного воспитания, составление психологических карт учащихся, выявление положения  детей в системе семейных отношений, составление социально-психологических паспортов учащихся и классов, информирование служб школы о выявлении фактов затруднительных жизненных ситуаций (социальном неблагополучии семей, малообеспеченности, изменениях в составе семей), результатах посещения квартир семей учащихся и опекунов, создание условий для вовлечения родителей в общественную жизнь школы, содействие работе родительских комитетов и советов, просветительская работа с родителями, работа по организации общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся, пропаганда здорового образа жизни, выпуск тематических стенгазет, ведение «Уголка психологической помощи», организация профориентационной работы, посещения «Дней открытых дверей», проведение открытых уроков, тренингов, участие в предметных неделях, декадах, организация и проведение тематических дней «День познания себя», «День этикета», «День опекуна», акций «Дарю улыбку», «Горячее сердце», «Дорога в школу», выставки творческих работ специалиста - психолога, учащихся, родителей учащихся, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, оказание содействия администрации в вопросах взаимодействия с родительской общественностью, организационная деятельность по формированию контингента поступающих в школу учащихся первых классов, разъяснительные беседы, практические рекомендации родителям первоклассников, психопрофилактическая деятельность адаптационного периода 1, 5, 10 классов, прибывших учащихся, тренинги для родителей «Мой ученик», выступления на родительских собраниях «Готовность к школьному обучению», «Адаптация», «Роль родителей в формировании успешности ребенка»; повышение значимости социальной роли родителя относительно участия в формировании позитивного эмоционально- психологического настроя учащихся периода прохождения государственного контроля знаний (ЕНТ, ВОУД), экзаменационного периода, завершения учебных периодов (четверти, года, обучения в школе),  через установление личных контактов в представителями родительской общественности, личный пример, сопровождение инклюзивного образования, отслеживание показателей физического здоровья детей, наследственности, взаимодействие с ПМПК, и это только незначительная часть колоссальной работы специалиста – психолога общеобразовательной школы в направлении работы с родительской общественностью.

Максимальная реализация вышеперечисленных плановых мероприятий психологической службы,  в системе,  дает сдвиг как количественных, так и качественных показателей характеристик вовлеченности родителей в УВП: информированность увеличивает степень доверия родителей  к системе образования в целом и школе, привлечение повышает показатели удовлетворенности школьной жизнью ребенка, что ведет к формированию традиций сотрудничества, повышает активность родителей, готовность к участию в различных проектах общественной жизни школы, повышает скорость реакции родителей на запросы школы, повышает уровень психологической грамотности в целом.

 

Список литературы:
1. Галкина Т.И., Н.В. Сухенко. Организация и содержание методической работы в современной школе. «Феникс», Ростов – на – Дону, 2006.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Москва, 2003.