Статья:

Воспитание и формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы (на примере 3 взвода 2 роты УГСВУ)

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Логунова О.Н. Воспитание и формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы (на примере 3 взвода 2 роты УГСВУ) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 31-35.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание и формирование взглядов на жизнь старшеклассников средствами художественной литературы (на примере 3 взвода 2 роты УГСВУ)

Логунова Олеся Николаевна
кандидат филологических наук, воспитатель, Ульяновское гвардейское суворовское военное училище, РФ, г. Ульяновск

 

The education and formation of attitudes to life of seniors by means of literature (for example, 3 platoon 2 company PSWW)

Logunova Olesia Nikolaevna

Сandidate of Philological Sciences, educator Ulyanovsk guards Suvorov military school, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. Литературное образование должно рассматриваться как неотъемлемая часть воспитания. Только после этого мы сможем говорить о влиянии средств художественной литературы на формирование мировоззрения обучающихся. Таким образом, ведущей целью каждого урока литературы и всего литературного образования в целом должно быть формирование мировоззрения старшеклассников.

Аbstract. Literary education should be seen as an integral part of their education. Only then will we be able to talk about the impact of the tools of fiction in shaping attitudes of students. Thus, the leading goal of each lesson of literature and the literary education should be the formation of Outlook of the pupils.

 

Ключевые слова: Литературное образование; урок литературы; мировоззрение.

Keywords: Literary education; lesson literature, worldview

 

В 90 – е годы XX века педагогами, литературоведами, писателями активно обсуждалась проблема отсутствия у школьников интереса к чтению книг, указывались и социальные, и психологические причины. Прошло два десятилетия, выросло новое поколение. Что изменилось в приоритетах школьников?

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в условиях реализации ФГОС. Читательская компетентность-совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Художественная литература – база для эстетического воспитания, средство овладения богатствами русского языка. Уроки литературы  зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире не достаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный.

Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Содержание литературного образования старшеклассников характеризуется некоторой вариативностью и содержательной перегруженностью. Это можно объяснить сложностью литературного материала, недостатками в разработке содержания литературного материала 9-11 классов, а также пока еще не устоявшихся оценок литературных явлений 20 века. Негативными последствиями всего вышеперечисленного может быть эмоциональная перегрузка детей, которая, в свою очередь, будет препятствовать адекватному восприятию действительности, ее осмыслению, оценке, что влечет за собой негативное восприятие мира. Чтобы предотвратить это, литературное образование должно рассматриваться в системе УГСВУ как один из неотъемлемых компонентов системы воспитания. Только после этого мы сможем говорить о влиянии средств художественной литературы на формирование мировоззрения обучающихся. Таким образом, ведущей целью каждого урока литературы и всего литературного образования в целом должно быть формирование мировоззрения старшеклассников.

Следовательно, чтобы реализовать эту цель, урок литературы должен рассматриваться как урок общения с искусством, с чем-то высоким, прекрасным, к чему следует неустанно стремиться и что следует обязательно постичь. Чтение должно восприниматься как особый вид деятельности, не просто диалог автора с читателем, а диалог читателя с самим собой на основе осмысления прочитанного материала. Высокое искусство слова может быть постижимо только при соответствующем литературном и речевом развитии учащихся. Это необходимое условие для полноценного постижения искусства слова.

Среди суворовцев 3 взвода 2 роты (9 класс) был проведен небольшой эксперимент, характеризующий читательские интересы детей, на формирование которых оказывают влияние следующие показатели:

1.  Требование школьной программы

2.  Индивидуальное предпочтение детей определенных жанров и авторов

3.  Советы и мнение авторитетных для ребенка лиц

4.  Влияние родителей, СМИ

Чтобы наиболее полно раскрыть влияние средств художественной литературы на мировоззрение  обучающихся, суворовцам 3 взвода 2 роты было предложено написать отзыв о поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Ребята должны были высказать свое мнение о произведении (понравилось- не понравилось и почему), охарактеризовать главного героя (черты характера, тип героя, как он ведет себя в той или иной ситуации, что б я сделал на его месте и др.), раскрыть роль пейзажа в поэме, описать, какие показаны ценности в произведении. Обучающиеся могли пропускать какие-то пункты, на которые они затруднялись ответить. Заметим, что опрос проводился в неформальной обстановке, дети были предупреждены об отсутствии оценивания данной работы. Это позволило наиболее раскрепостить опрашиваемых, так как мысль об оценивании неизбежно заставляет ребенка загонять себя в рамки «правильно-неправильно» и зачастую не дает волю воображению и не позволяет наиболее полно высказать свое мнение или мысли.

Анализ работ старшеклассников позволил выявить уровень способности к рефлексии, самоанализу. Отзывы детей были проникнуты жалостью к герою, сочувствием. Дети так охарактеризовали Мцыри:

«Бедный ребенок, прожил в заточении всю свою жизнь, свои лучшие годы, мне очень жаль его, потому что человеку всегда нужна свобода, он должен быть свободен в своих действиях и помыслах. А герою ничего не дано: ни свободы общения с родными, ни так называемой свободы души, ни любви. Заточение физическое есть заточение душевное» (Козлов Максим 8В).

«Ребенку всегда нужны родители, в первую очередь, материнская ласка, без нее человек не может жить. Мцыри не мог жить без этого, поэтому он и сбежал из монастыря»(Кичаев Олег 8В).

«Мцыри был глубоко одинок в монастыре, мне жалко его, потому что я не люблю одиночество»(Петров Михаил 8В).

«Я бы хотел иметь такого друга, как Мцыри, потому что он доказал, что может добиваться того, чего хочет»(Кутмухамедов Нурлан 8В).

Особо поразил детей пейзаж, его роль в раскрытии образа Мцыри. Суворовцы писали о пейзаже:

«Природа за стенами монастыря – это то, что напоминает герою о его родине…»

( Кутмухамедов Нурлан 8В).

«Именно природа заставляет сильнее биться сердце Мцыри, так как этот мир солнца и полей является олицетворением  для героя мира свободы» (Кичаев Олег 8В)

«Даже сбежать из монастыря помогает герою природа: началась гроза. Гроза звучала в унисон с бурными чувствами Мцыри, придавала сил в побеге»(Чернов Иван 8В)

«Природа способствует возникновению воспоминаний у героя»(Пимахин Иван 8В)

В отзывах детей выявлены элементы восприятия, ярко выражены те или иные эмоции, показано осмысление содержания, видны работа воображения суворовцев, внимание к эстетической форме текста.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной компонент содержания литературного произведения представляет собой ценностный потенциал для реализации мировоззренческих функций, в частности, то или иное отношение к человеку (жалость, желание видеть его своим другом, сочувствие и проч.), воспитание любви к природе (природа может помогать).

Для того  чтобы мировоззренческие функции были реализованы, необходимо выполнение следующих условий. Во-первых, урок литературы должен рассматриваться как урок общения с искусством, отсюда вытекает множество метапредметных связей (в частности с такими науками, как история, искусствоведение, география и проч.). Особенности взаимодействия с учеником должны вытекать из его возрастных и личностных качеств, ведь, прочитав то или иное произведение в одном возрасте, он может не понять его так, как если бы он его прочел значительно позже. 

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что цель литературного образования должна рассматриваться как формирование мировоззрения ребенка.Как важно научить ребят видеть в чтении не неизбежную и скучную необходимость, а удовольствие; в книге - не «орудие пыток», а друга, у которого можно спросить совета и найти ответ на жизненно важный вопрос, а в писателе - не картинку на стене, а личность неординарную, интересную! Неслучайно одним из приоритетов государственной программы «Внедрение современной модели образования» является «формирование всесторонне развитой личности, освоившей интеллектуальную и практическую деятельность, владевшей знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире».