Статья:

Родительская компетентность как психологический феномен

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 43-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Родительская компетентность как психологический феномен

Кабанченко Екатерина Александровна
педагог-психолог, МБУ ДО ДОО(П)Ц «Валеологический центр», РФ, г. Барнаул

 

Parental competence as a psychological phenomenon

 

Ekaterina Kabanchenko

teacher-psychologist, MBU to OED (R) C "Valeological Center", Russia, Barnaul

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к пониманию феномена родительской компетентности. Автор выполнен теоретический анализ литературы, автор определил характеристики компетентного родителя.

Abstract. The article discusses different approaches to understanding the phenomenon of parental competence. The author made a theoretical analysis of the literature; the author has defined the characteristics of a competent parent.

 

Ключевые слова: компетентность; родительство; родительская компетентность; компетентный родитель.

Keywords: competence; parenting; parent competence; competent parent.

 

Актуальность проблемы родительской компетентности определяется существующим противоречием. С одной стороны, родители признают необходимость самообразования и      саморазвития в вопросе воспитания, а с другой стороны родители не понимают основной составляющей родительской компетентности. Поэтому, как отмечает Р. В. Овчарова, действия психологов по повышению уровня   компетентности родителя обычно направлены на решение конкретной трудности, а не на выявление единой закономерности в поведении компетентного родителя [3].

Цель данной статьи – через изучение различных подходов к пониманию феномена родительской компетентности сформировать собственной взгляд и понимание, как феномена родительской компетентности, так и характеристик компетентного родителя.

Компетентность означает обладание совокупностью знаний. Компетентный – это грамотный, информированный, сильный в какой-либо области. Д. Равен под компетентностью рассматривал как интеллектуальные, так и личностные свойства [4]. Определяя компетентность в рамках учения П. Я. Гальперина о психике как ориентировочной деятельности, можно сделать вывод, что компетентностью – это «способность субъекта деятельности правильно сориентироваться в ситуации, требующей действия, и правильно ориентировать его исполнение» [1, с.101].

В работах В. Н. Дружинина, И. С. Кона, М. И. Лисиной и др. психологов поднимались опросы о стилях и стратегиях семейного воспитания, о роли родителей в воспитании. На сегодняшний день родительство рассматривается в психологии как феномен, как интегральное психологическое образование личности, состоящее из ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, родительской ответственности, стиля семейного воспитания и строящееся на основе осознания духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям (ссылка на кона).  Р. В. Овчарова рассматривает родительство системно и многопланово. Она выделяет 3 типа родительских установок и ожиданий. Это:

1.  Репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений, что можно определить фразой «Мы – родители».

2.  Установки в детско-родительских отношениях, то есть «Мы – родители нашего ребенка».

3.  Установки и ожидания в отношении детей, то есть «Это – наш ребенок» [3].

Теперь остановимся на проблеме родительской компетентности. Проанализировав работы А. А. Бодалева, В. В. Столина, М. О. Ермихиной, Р. В. Овчаровой, Г. Г. Филипповой, И. Ю. Хамитовой и др. Мы выявили несколько точек зрений на феномен родительской компетентности. Под родительской компетентностью М. А. Евдокимова рассматривает способность родителей организовать для ребенка семейную социально-педагогическую среду, в которой произойдет формирование социальных навыков [2]. По мнению В. В. Селиной, компетентный родитель должен обладать определенными личностно-деятельностными характеристиками, а, следовательно, в итоге компетентный родитель способен принимать ребенка как ценность, владеть базовыми психолого-педагогическими знаниями, сотрудничать с ребенком в предметной деятельности, способствовать социализации ребенка через семейное воспитание [5].

Р. В. Овчарова в качестве критерия компетентности родителя определяет отсутствие страха за то, что он «плохой» родитель, отсутствие переноса чувство страха и вины на ребенка. Так, компетентный родитель способен видеть реальную ситуацию роста и развития ребёнка, он может что-то изменять и предпринимать. Компетентный родитель понимает, что необходимо меняться, учиться самому для изменения развития ребенка.

А. А. Бодалев и В. В. Столин отмечают зависимость чувствительности у родителей к ребенку, нормализации системы требований и ожиданий, наличию уверенности в своих силах как родителя от уровня родительской компетентности. Также по мнению А. А. Бодалева и В. В. Столина компетентные родители всегда могут обнаружить посторонние привнесения, которые мешают эффективному и конструктивному детско-родительскому взаимодействию.

Если исходить из понимания компетентности П. Я. Гальпериным, то можно за родительскую компетентность принять способность родителя правильно сориентироваться в ситуации воспитания, требующей родительского действия, и правильно ориентировать исполнение данного действия.

В работах Р. В. Овчаровой, Н. И. Мизиной, М. О. Ерохиной структура родительской компетентности рассматривается как совокупность трех составляющих:

1.  Когнитивная компетентность

2.  Эмоциональная компетентность

3.  Поведенческая компетентность.

В то время как Е. О. Смирнова определяет социально перцептивную компетентность родителей, социально-психологическую, ауто-психологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную компетентность родителей.

Таким образом, проанализировав точки зрения разных психологов по проблеме родительской компетентности, мы пришли к выводу, что данный феномен раскрывается через:

1.  Осознание родителями ценности собственного развития в сфере детско-родительских отношений.

2.  Признание приоритета собственного родительского опыта.

3.  Наличие определенных психолого-педагогических знаний по основным вопросам роста и развития ребенка.

4.  Наличие навыков и умений применять знания при решении воспитательных ситуаций.

5.  Умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка, то есть гибко реагировать на потребности ребенка, творчески подходить к вопросу воспитания.

6.  Умение создать атмосферу доверия, безоценочного принятия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества.

7.  Способность к саморегулированию, рефлексии, самооценке своего поведения как родителя.

Мы считаем, что компетентные родители будут выстраивать взаимоотношения с ребенком принимая во внимания его возрастно-психологические и физиологические особенности и потребности. Такие родители способны не только признавать потенциальные возможности ребенка, но и принимать его уникальность, индивидуальность и самостоятельность. Высокий уровень родительской компетентности будет способствовать открытому выражению со стороны родителей своих чувств и эмоциональных реакций в общении с ребенком, чувствительности к его переживаниям. С нашей точки зрения, компетентный родитель заинтересован в приобретении новых знаний и навыков эффективной коммуникации, взаимодействия с ребенком. Такой родитель отличается гибким, творческим подходом к воспитанию, способен признавать свои ошибки, саморазвиваться.

Таким образом, развитие родительской компетентности – одна из важных задач психолого-педагогического сопровождения. В процессе активного взаимодействия с родителями психолог может активизировать интерес к психологическим знаниям, с помощью методов активного обучения способствовать развитию умений и навыков построения эффективных и доверительных детско-родительских отношений. В результате обмена опыта с другими родителями в рамках специально организованных встреч появится возможность увидеть «другой взгляд» на ситуацию; возможность попасть в мир детства и тем самым стать ближе к собственному ребенку.

 

Список литературы:
1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 336 с.
2. Евдокимова, М.А. Дефицит социально-психологической компетентности как фактор депривации родительской компетентности // Ассоциация супервизоров: науч.-метод. журн. – 2014. — № 2. URL: http://www.victimolog.ru/index.html (Дата обращения 22.10.2016)
3. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с. 
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-Центр, 2002. – 396 с.
5. В.В. Селина - Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дис. … канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2009. - С.200.
6. Столин, В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – М.: Педагогика, 1989. — 208 с.