Статья:

Использование различных сыпучих материалов для активизации речевого взаимодействия детей раннего возраста

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Невраева А.С. Использование различных сыпучих материалов для активизации речевого взаимодействия детей раннего возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование различных сыпучих материалов для активизации речевого взаимодействия детей раннего возраста

Невраева Александра Сергеевна
учитель-логопед, МАДОУ №85, РФ, г. Томск

 

Use of different bulk materials for early childhood speech development.

 

Nevraeva Alexandra

Speech therapist teacher, MADOU №85, Russia, Tomsk

 

Аннотация.  В статье рассматривается организация и значимость занятий с различными сыпучими материалами для детей раннего возраста с целью развития речи.

Abstract. This article describes the organization and importance of lessons with a variety of  bulk materials for Early Childhood for the purpose of the development of speech.

 

Ключевые слова: ранний возраст (раннее детство), сыпучие материалы, развитие речи.

Keywords: Early Childhood, bulk materials, the development of speech.

 

Важным условием всестороннего полноценного развития детей является речь. У детей с правильной речью больше возможностей в познании окружающей действительности, динамичнее протекает их психическое развитие, речь дает им возможность содержательнее и полноценнее выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками, так как они могут самостоятельно высказывать свои мысли. Доказано, что в развитии речи ребенка большое значение имеет развитие мелкой моторики, а именно то, что умелая и слаженная работа пальчиков помогает развиваться как речи, так и интеллекту, оказывая положительное воздействие на весь организм в целом. Это происходит потому, что речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены рядом, и возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны, стимулируя артикуляцию. Таким образом, можно кисть руки рассматривать в качестве органа речи, такого же, как артикуляционный аппарат [3, с. 3].

Учеными доказано, что ранний возраст является важнейшим синзетивным периодом для двигательного развития ребенка, поэтому необходимо начинать работу над словесной речью детей с самого ее зарождения, а именно с развития движений пальчиков малышей. Как показывает практика, упражнения с сыпучими материалами помогают развитию пальчиковой моторики. Особенно такие упражнения важны для малышей, чьи пальчики излишне напряжены или, напротив, излишне вялые, что бывает несколько реже. Сыпучие материалы, а это крупы, семена, пуговицы, бусины и т.д. дают возможность развить достаточно точные движения детских пальчиков, а соответственно происходит активизация и речевых процессов.

Аккуратно выкладывать крупинки, пуговки, бусинки или нечто подобное ребёнок сможет научиться в старшем возрасте, но элементарную ловкость в обращении с зёрнышками или пуговками можно развивать уже у малышей от одного года. Даже если ребенок еще не говорит, он уже понимает, внимательно вслушается в слова, следит за действиями, движениями и хочет повторять, а повторяя, он учится каждую минуту всему, что умеют окружающие, что он видит и слышит.

Известно, что для раннего возраста определяющими становятся предметно-манипулятивные действия, с помощью которых малыши познают свойства и явления окружающего мира, наполненного множеством разнообразных предметов. В данной статье акцент сделан не на теоретическом обосновании необходимости развития предметно-манипулятивных действий, а на их практической организации [1, с. 4].

Во-первых, весь процесс выполнения упражнений с сыпучими материалами должен проходить под пристальным вниманием взрослых, так как это безопасность, ведь дети без присмотра могут проглотить и подавиться или совершить что-нибудь в этом роде, используя материалы для продуктивного вида деятельности не по назначению. В занятия с сыпучими материалами необходимо включать не только упражнения с крупой, пуговицами или бусинами, но и дыхательные упражнения, пальчиковые игры, простую артикуляционную гимнастику, стихи, потешки или песни, физминутки, упражнения на релаксацию.  У малышей от одного года большинство понятий только начинают формироваться, поэтому требуется наглядный показ, любые упражнения выполняются обязательно по подражанию, плюс подробная словесная инструкция и совместное выполнение заданий детьми вместе со взрослыми [2].

Сыпучие материалы скрывают в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе или в коробочке, изготовление панно или аппликация. Для пальчикового рисования лучше использовать мелкую крупу, высыпав ее на поднос ровным слоем. Взрослый рисует первым. Главное – заинтересовать, увлечь малыша. Рисовать можно разными пальчиками, одним или двумя кулачками, ладошками, можно использовать палочки, кисточки, рисовать двумя руками одновременно. Малышам от одного года очень нравится рисовать хаотичные линии, почти круги и другие фигурки, заборы, тучи, лес, волны, следы и т.п.

На первых этапах работы детям предлагается сортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Для изготовления панно или аппликации, необходимо заранее подготовить основу из картона покрытую слоем пластилина. На эту поверхность выкладывается узор из зерновых или чего-либо другого сыпучего, вдавливая в пластилин.

В возрасте от года до двух лет ребенок буквально «считывает» информацию о свойствах окружающих его предметов руками и глазами. Разнообразить сенсорное восприятие ребенка и активизировать его речевое общение поможет коробка с разнообразными наполнителями. Для этого упражнения понадобится любая коробка, наполненная мелкой крупой и более крупными, отличающимися формой, размерами, весом, составляющими. Необходимо тщательно закопать крупные составляющие в сыпучую часть наполнителя коробки и предложить ребенку поискать клад. Когда малыш почувствует руками интересный предмет, выясните качества предмета с помощью простых вопросов. Соберите все «сокровища» и отпразднуйте завершение игры поощрением. Многие дети нуждаются в поощрении и для начала занятий.

Разнообразие упражнений, игр и поделок, которые можно придумать, используя сыпучие материалы, огромно. Например, сыпучие материалы будут полезны в следующих упражнениях:

·        Вкладывание в сортеры-вкладыши, которые легко сделать своими руками, баночка с прорезями, разной формы и величины, и туда просовывать пуговки, счетные палочки, или те же фасолинки, горошинки, бусинки, изучая цвета, величину, счет и т.д.

·        Пересыпание: пересыпать крупу из одной емкости в другую руками и не только.

·        Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, горох и т.п.

·        Заполнение пластиковых бутылок семенами, крупой, песком.

Кроме подаренной радости такие упражнения разовьют у малышей мелкую моторику, координацию движений, внимательность, творческие способности, расширят их представления о цветах, формах, размерах предметов, а также словарный запас. Дети с превеликим удовольствием фантазируют и изобретают, а наша задача им в этом помогать.

 С течением времени, чем больше уделяется внимания развитию навыков ребёнка и обеспечению его материалами, тем большей будет польза от занятий. Чтобы занятия проходили веселее и ярче, обязательно проводить их в игровой форме и не более 15-20 минут.

Практика показывает, что регулярное проведение занятий с сыпучими материалами для детей от одного года способствует предупреждению речевых нарушений, и, соответственно, более быстрому развитию речи, формирует положительный настрой малышей на взаимодействие с взрослыми и сверстниками и влияет на развитие личности в целом. Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев, развивая мелкую моторику посредством «сыпучих» упражнений, у детей раннего возраста развивается усидчивость, воображение, мышление и т. д. Поэтому необходимо использовать каждую свободную минуту для того, чтобы дети росли умными и способными, а занятия с крупой, бусинами и пуговицами для любого ребёнка будут просто бесценны.

 

Список литературы:
1. Брыкина Е.К. Творчество детей с различными материалами. – Москва, 2002. – 147 с.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – Москва, 1990. – 158 с.
3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. – Москва, 2014. – 80с.