Статья:

Формирование патриотических чувств у учащихся средствами изобразительного искусства

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Бычкова Н.В., Широкова А.С. Формирование патриотических чувств у учащихся средствами изобразительного искусства // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 18-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование патриотических чувств у учащихся средствами изобразительного искусства

Бычкова Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент Брянский Государственный университет им. Петровского, РФ, г. Брянск
Широкова Александра Сергеевна
студент, Брянский Государственный университет им. Петровского, РФ, г. Брянск

 

Patriotism formation of students by the means of art

 

Bychkova Natalia

Candidate of Pedagogical Sciences Bryansk State University Petrovsky, Russia, Bryansk

Shirokova Alexandera

Student, Bryansk State University Petrovsky, Russia, Bryansk

 

Аннотация: Публикация посвящена актуальной проблеме «Формирование патриотических чувств у учащихся на уроках изобразительного искусства». В ней рассмотрены эффективные способы формирования патриотических чувств у учащихся.

Abstract: The publication is devoted to an actual problem "Formation of patriotic feelings of pupils at lessons of the fine arts." It discusses effective ways of formation of patriotic feelings of students.

 

Ключевые слова: патриотизм; патриотические чувства; чувства; патриот; патриотическое воспитание; формирование художественно-образного мышления.

Keywords: patriotism; patriotic feelings; feelings; patriot; patriotic education; the formation of artistic and creative thinking.

 

В условиях поиска новых социальных идеалов и ценностей, на основе которых можно было бы строить стратегию формирования личности гражданина-патриота России, особую значимость приобретает тщательное изучение исторического опыта нашей страны в этой области, выявление тех элементов содержащихся в нём традиций, которые позволили бы, сохраняя преемственные связи, выйти на новый уровень социальных запросов в подготовке подрастающего поколения к ценностному самоопределению как граждан своего Отечества[8,26].

Разрыв со своим прошлым, историей, верой, традицией означает духовную и физическую гибель страны и народа.

Изучение истории, традиций, культуры, искусства имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Память народа о прошлом - основная часть национального самосознания, которое составляет духовную основу государственной независимости[1,12].

Изобразительное искусство помогает наглядно изучить и уловить дух исторических эпох[6,30].

 Начало подлинно научному изучению художественно-эстетической ценности изобразительного искусства для формирования патриотических чувств было положено в конце XIX – начале XX веков. Всеобщее признание получили труды искусствоведов А. В. Бакушинского, В. С. Воронова. Значительный вклад внесли труды А. Б. Салтыкова, В. М. Василенко (50-е, 70-е гг. XX века)[7].

Знание истоков символического творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры как учителя, так и ученика[4].

Все вышесказанное определило тему работы: «Формирование патриотических чувств у учащихся средствами изобразительного искусства».

Целью исследования явилось: выявление эффективных методов и средств обучения по формированию патриотических чувств у учащихся  средствами  изобразительного искусства.

Задачами исследования явилось:

1.  Изучить  литературу   по проблеме формирования патриотических чувств у учащихся средствами изобразительного искусства

2.  Определить методы формирования  патриотических чувств у учащихся средствами изобразительного искусства

3.  Разработать методические материалы  и средства обучения для учителей по формированию патриотических чувств у учащихся средствами изобразительного искусства

4.  Провести психолого-педагогический эксперимент по выявлению эффективных методов и средств обучения по формированию патриотических чувств у учащихся средствами изобразительного искусства.

Гипотезой исследования явилось: процесс формирования патриотических чувств у учащихся на уроках изобразительного искусства будет эффективным, если:

- на уроках изобразительного искусства будут использоваться эффективные методы и средства обучения такие как беседа, упражнения, практическая работа и творческие задания, электронные презентации, видеоролики.

Для подтверждения гипотезы мы провели опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности методов и способов по формированности патриотических чувств у учащихся на уроках изобразительного искусства. Исследование проводилась в 2015-2016 г. году на базе МБОУ гимназия №2 г. Брянска.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: диагностико-констатирующий, формирующий, контролирующий. Исследование проводилась на протяжении педагогической учебной практики 2016 - 2017 года МБОУ гимназии №2 г. Брянска.  В педагогическом эксперименте участвовали 5-ые классы.  5''Б'' количество учащихся 22 человека. В эксперименте принимало участие 18 человек. В 5''А'' количество учащихся 26 человек. В эксперименте принимало участие 24 человека.

На первом этапе нашего эксперимента, опираясь на работы И. П. Волкова[2,32], Л. С. Перепелицы (школа №13, г.Оленегорска),  Л. Ф. Клеченова, мы проводили анкетирование для выявления  уровней сформированности патриотических чувств у учащихся. Анкетирование проводилось в двух классах: в 5''Б'', который был выбран нами как экспериментальный класс и 5''А''- контрольный класс. В  5''Б'' количество учащихся 22 человека. В эксперименте принимало участие 18 человек. В 5''А'' количество учащихся 26 человек. В эксперименте принимало участие 24 человека. Итак, в 5''Б'' классе анкетирование показало следующие результаты. На высоком уровне сформированности патриотических чувств находится 22,73% учащихся. На среднем - 36,37% учащихся. На низком - 40,9% учащихся.

В 5''А'' классе результаты показали следующее. На высоком уровне сформированности патриотических чувств находится 16,7% учащихся. На среднем – 50%. На низком – 33,3%.

Для повышения уровня сформированности патриотических чувств у учащихся в экспериментальном классе нами был проведён формирующий эксперимент по изменённой программе Б.М. Неменского[3].

В экспериментальном классе проводились уроки при использовании эффективных методов и средств обучения таких как беседа, упражнения, практическая работа и творческие задания, электронные презентации, видеоролики и т.д. На каждом из приведенных уроков мы демонстрировали электронные презентации и видеоролики на патриотическую тематику. На уроках мы использовали межпредметные связи с историей, литературой, музыкой, и др. Все использованные методы и средства обучения положительно влияли на познавательную деятельность учащихся и формирование патриотических чувств у учащихся.

Для того, чтобы узнать эффективность проведённых нами уроков мы повторно провели анкетирование в двух классах. Результаты оказались следующими.

В 5''Б'' классе процент учащихся, находящихся на среднем уровне повысился на 4,53%. Процент учащихся, находящихся на низком уровне понизился на 4,53%. Процент учащихся, находящихся на высоком уровне остался прежнем.

В ''5А'' классе результаты на всех уровнях остались неизменными.

Из этого можно сделать вывод, что методы и средства обучения, выбранные нами, являются эффективными для формирования патриотических чувств у учащихся.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза исследования нашла полное подтверждение.

В ходе нашей работы для достижения поставленной цели нами была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме, выявлены  наиболее эффективные методы обучения способствующие формированию патриотических чувств у учащихся. Среди наиболее эффективных методов мы выделили такие как беседа, упражнения, практическая работа и творческие задания, электронные презентации, видеоролики и т.д.

На основе полученных данных мы смогли составить календарно-тематический план по изобразительному искусству для учащихся пятого класса и провести психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов, на базе МБОУ гимназии №2 города Брянска в ходе которого эффективность выбранных нами методов по формированию патриотических чувств была подтверждена. Разработанные методические материалы используются в работе учителя изобразительного искусства данного учебного заведения.

Таким образом, исходя из того, что цель и задачи работы достигнуты, можно сделать вывод о справедливости выдвинутой нами гипотезы.

 
Список литературы:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в шко-ле.- М.: Айрисс – пресс, 2012. – 214c.
2. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисо-вания школы №2 г.Реутова Московской области – 2-е изд., с испр. и доп. – М.: Педагогика, 2013. – 96с.
3. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику ''Декоративно-прикладное искусство в жизни человека'': 5 кл./ Н.А.Горяева; Под ред. Б.М.Неменского.- М.: Просвещение, 2013. – 176с.
4. Калинкина Н.В., Колосов Ю.Б. Краеведение как средство патрио-тического воспитания учащихся: Краеведческие материалы в по-мощь учителям Брянской области. – Брянск: БИПКРО, 2012.
5. Краевский В.В. Методология и методы педагогических исследова-ний// Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогиче-ское общество России, 2013. – 31с.
6. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в обще-образовательной школе. Пособие для учителей. – М.: «Просвеще-ние», 2012. – 270с.
7. Петрушкин С.Ф. Основные направления воспитания школьников. Ч.1. патриотическое воспитание: Программа/ С.Ф.Петрушкин, Н.А.Захаркина, Г.В.Калистратова, Л.Ю.Лупоядова, Н.А.Мельникова, М.С.Сидорина, И.Г.Якимович. – Брянск: БИПК-РО, 2006. 
8. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей. – М.: « Просвещение», 2014. – 76с.