Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Литвиненко В.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 28-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Литвиненко Виктория Александровна
студент ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, РФ, г. Ялта

 

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF INCLUSIVE EDUCATION

 

Victoria Litvinenko

Student, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Russia, Yalta

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты теоретико-методологического анализа основ инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе отражены основные взгляды на проблему инклюзии различных авторов, цели и задачи инклюзивного образования.

Abstract. This article presents the results of a theoretical and methodological analysis of the foundations of inclusive education for children with disabilities. The work reflects the main views on the problem of inclusion of various authors, the goals and objectives of inclusive education.

 

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; интеграция; ограниченные возможности здоровья.  

Keywords: inclusion; inclusive education; integration; disabilities.

 

Введение. На сегодняшний день в рамках требований международных стандартов и прав человека все большее внимание уделяется участию каждого человека в общественной жизни на правах равенства. Общество стремится к отсутствию дискриминации и гибкой государственной политики, которая направлена на формирование специализированного образовательного института, который бы отвечал данным требованиям. Государственная политика направлена на модернизацию сферы образования и как следствие создание доступной образовательной среды. Такая образовательная среда обеспечит качественное профессиональное образование и развитие лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, особое внимание уделяется развитию инклюзивного образования, которое дает равные возможности для обучения лицам с ограниченными возможностями, учитывая их индивидуальные социально-психологические и физиологические потребности.

В данной статье пойдет речь о приоритетном направлении развития системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а именно об инклюзии. 

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является теоретико-методологический анализ основ и проблематики инклюзивного образования и инклюзии, как направления развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основное изложение материала. Стоит отметить, что проблематика инклюзивного образования является довольно актуальной на сегодняшний день. Анализ теоретических трудов говорит о большом интересе авторов к данной теме. Существует большое количество разнообразных исследований по задачам и особенностям инклюзивного образования лиц с ограниченными вопросами здоровья. Как правило, это попытки теоретически осмыслить опыт зарубежных коллег по вопросам инклюзивного образования и внедрить его в образование Российской Федерации. Кроме того, большое внимание коллег уделяется вопросам психологической готовности педагогов к организации инклюзивного образования. Уделяется большое внимание различным аспектам данного феномена от социальных и психолого-педагогических до особенностей взаимодействия педагогов и учеников с ОВЗ. Данными исследованиями занимались И. Зверева, Ю. Богинская, Н. Головко, И. Иванова, Е. Казакова, О. Купреева, Л. Шипицина, И. Лошакова, М. Тавакалова, И. Цимбалюк и другие.

Разумно будет начать с разделения и разъяснения основных понятий, касающихся инклюзивного образования. Начнем с самого понятия − инклюзивное образование. На сегодняшний день в России приоритетным является поиск эффективных методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В качестве основного принципа выдвигается возможность обучения и взаимодействия лиц с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, не имеющих ограничений здоровья, включение детей с ОВЗ в образовательный процесс в обычные образовательные учреждения. Именно такое обучение называется «инклюзивным».

В законе «Об образовании в Российской Федерации» [5] инклюзивное образование определяется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

По сути, главным принципом инклюзивного образования является возможность обеспечения права учиться лицам с ОВЗ в общеобразовательном учреждении по месту жительства с необходимой им социально-психологической и коррекционно-развивающей поддержкой.

В различных исследованиях авторы по-своему определяют это понятие. К примеру, Е.И. Пургина в понятии выделяет два важных аспекта. Первый аспект заключается в том, что во время включения человека с ОВЗ в социум происходит культурное обогащение как самого человека, так и общества в целом. Второй же аспект характеризуется возможностью реализации прав на образования ребенка с ОВЗ [3].

Н. Н. Рудь по-своему понимает процесс инклюзии. Автор определяет инклюзивное образование как часть общего образования, а рамках которого образование доступно для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию и детей с особыми потребностями [4].

Несмотря на это общим является взгляд авторов на то, что основу инклюзивного образования составляет именно равно отношение ко всем учащимся и создании особых условий для тех, кто в них нуждается. Важно подчеркнуть, что инклюзивное образование развивается на основе объединения традиционной и специальной систем образования.

Более того, инклюзивное образование не призвано подменить систему специального образования. Н. Н. Малофеев считает, что эффективная помощь для лица с ОВЗ возможна только при взаимодействии массового и специального образования. То есть, другими словами наряду с инклюзивной моделью должна существовать и традиционная модель для системы специального образования, предполагающая функционирование и дальнейшее совершенствование специальных образовательных учреждений [13].

На современном этапе развитие нашей системы образования инклюзивная модель вводится в учебных заведениях всех уровней образовательной системы. Ее цель создание условий для получения качественного образования детям с ОВЗ без дискриминации. Кроме того, на государственном уровне утверждены федеральные государственные образовательные стандарты, что позволяет таким учащимся получать адресную коррекционную помощь в рамках той программы, на которой они обучаются. Эта помощь в рамках процесса сопровождения образования детей с ОВЗ обеспечивается специально для этого подготовленными педагогами средствами специальных психолого-педагогических подходов. Такого рода помощь прежде всего направлена на интеллектуальное и самое главное личностное развитие детей, а также, что немало важно, на социализацию и адаптацию в коллектив и интеграцию в общество в целом. При этом предполагается получение образования лицами с особыми образовательными потребностями на наиболее подходящих для них языках, с использованием наиболее подходящих методов и способов общения, с созданием условий, в максимальной степени способствующих их обучению и социальному развитию [6].

В рамках инклюзивного образования перед педагогами стоят следующие важные задачи. Прежде всего им необходимо принимать детей с ОВЗ так же, как и других детей в классе, вовлекать их в те же виды деятельности, но по возможности ставить другие задачи. Так же немаловажно включать детей с ОВЗ в коллективную деятельность и групповую работу, например, игры, совместные проекты, различные лабораторные и групповые исследования.

Выводы. В заключении хотелось бы резюмировать вышесказанное. Говоря об инклюзивном образовании, стоит не забывать, что помимо результативности образования детей с ОВЗ нельзя игнорировать комфортность обучения. Обучение должно нравится и приносить удовольствие учащимся. Концепция инклюзивного образовании в России требует модернизации в системе образования в целом.

Система инклюзивного образования − это прежде всего эффективный механизм развития инклюзивного общества. Таким образом, мы развиваем инклюзивное общество, то есть общество для всех и каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

 

Список литературы: 
1. Аитов Н.А. Социальные аспекты получения образования в СССР // Социальные исследования. – М.: Наука, 1968. 
2. Тихонова, Е.А. Адаптивная школа глазами выпускника// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №3. – С. 3 – 9. 
3. Пургина Е. И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. // Педагогическое образование в России. – 2014 – № 2. – С. 152-156. 
4. Рудь Н. Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 28 с
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2013 г.
6. Границкая A.C. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с. 
7. – С. 187-196. 2. Гидденс Э. Социология / пер. с англ.; под ред. В.А. Ядова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – С. 397-398. 
8. Дименштейн, Р.П. Школа становится все менее интегративной // Школьное обозрение. [Электронный ресурс]: 2004. № 1. Режим доступа: http//res.fromru.com/sedlzip/DIMENS09.zip. – Название с экрана. 
9. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей: Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 136-203. 
10. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) / под ред. В.Н. Шубкина. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. 
11. Литвинова O. A. Система и окружающая среда социологии Никласа Лумана. – М.: Альфа-М, 2007. – С. 84. 
12. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. – Саратов: Издво СГУ, 2002. – С.15-21. 
13. Малофеев, H.H. Из истории отечественной специальной школы // Дефектология. – 2003. – №3. – С. 3-10.