Статья:

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Аканова А.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аканова Анеля Бахтияровна
магистрант, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

 

INNOVATIVE METHODS OF EVALUATING ACADEMIC ACHIEVEMENTS IN MODERN EDUCATION

 

Anelya Akanova

Master student, Kazakh National Pedagogical University named after Abay, Kazakhstan, Almaty

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию и анализу инновационных методов оценки учебных достижений в современном образовании. В контексте постоянных изменений в образовательной среде и возрастающих требований к уровню подготовки учащихся, оценка учебных результатов становится ключевым инструментом для обеспечения эффективности образовательного процесса. В статье рассматриваются различные направления инноваций в области оценки, включая использование технологий, формирующую оценку, гибкие методы оценивания, а также оценку мягких навыков и социально-эмоционального развития. Обзор этих методов позволяет выделить современные вызовы и перспективы в области оценки учебных достижений, а также обозначить направления дальнейших исследований и развития в этой области.

Abstract. The article is devoted to the research and analysis of innovative methods for evaluating educational achievements in modern education. In the context of constant changes in the educational environment and increasing requirements for the level of training of students, the assessment of educational results is becoming a key tool for ensuring the effectiveness of the educational process. The article examines various areas of innovation in the field of assessment, including the use of technology, formative assessment, flexible assessment methods, as well as assessment of soft skills and socio-emotional development. A review of these methods allows us to highlight current challenges and prospects in the field of academic achievement assessment, as well as identify areas for further research and development in this area.

 

Ключевые слова: оценка учебных достижений, инновации в образовании, методы оценки.

Keywords: assessment of educational achievements, innovations in education, assessment methods.

 

В современном образовательном контексте оценка учебных достижений играет ключевую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса и формировании качественных знаний у учащихся. Систематическое измерение и анализ успехов учащихся не только предоставляет информацию об индивидуальном прогрессе каждого студента, но и является важным инструментом оценки эффективности образовательных программ и методик.

Актуальность проблемы оценки учебных достижений проявляется в постоянно меняющемся образовательном ландшафте, где требования к уровню подготовки студентов постоянно возрастают. Современные технологии, новые методы обучения и разнообразные форматы образования создают необходимость постоянного совершенствования системы оценки с целью адаптации к переменам в образовательной среде.

Цель настоящей статьи заключается в проведении теоретического обзора инновационных методов оценки учебных достижений, предоставляя читателям глубокое понимание современных тенденций в этой области. В рамках структуры статьи будут рассмотрены основные направления инновационных изменений в методах оценивания, включая использование технологий, формативную оценку, гибкие методы оценивания, а также оценку мягких навыков и социально-эмоционального развития. Обзор этих аспектов позволит выделить актуальные вызовы и перспективы в области оценки учебных достижений в контексте современного образования.

В сегодняшнем быстро меняющемся образовательном пространстве оценка образовательных достижений приобрела новое значение как ключевой фактор успеха учащихся и качества образования. На фоне меняющейся педагогической практики, технологических достижений и изменений в обществе перед преподавателями стоит задача переосмыслить методологии оценки, чтобы удовлетворить разнообразные потребности учащихся и подготовить их к инновационным и постоянно развивающимся реалиям современности.

Значение оценивания в развитии образовательной системы играет ключевую роль, так как оно является основным индикатором диагностики образовательных достижений обучающихся [1, с. 121]. Традиционно под оценкой понимается процесс соотношения образовательных результатов с неким «эталоном», планируемым результатом учебной деятельности [2, с. 4].

Традиционные методы оценивания, которые когда-то считались основой оценки качества образования, в настоящее время подвергаются все более пристальному вниманию и критике в свете меняющихся требований и сложностей современного образования. Основанные на общепринятых нормах и практике, эти методы часто не отвечают разнообразным потребностям учащихся. Устаревший формат традиционных методов оценки – от стандартизированных тестов до оценок, основанных на механическом запоминании, – создает значительные препятствия для получения значимого опыта обучения и достижения справедливых результатов в современных образовательных условиях.

Одним из основных критических замечаний, выдвигаемых в адрес традиционных методов оценки, является их узкая направленность на оценку фактических знаний и воспоминаний, часто в ущерб навыкам мышления более высокого порядка и их применению в реальных условиях. Например, в стандартизированных тестах уделяется чрезмерное внимание запоминанию и повторному восприятию информации, что не позволяет адекватно оценить критическое мышление учащихся, способность решать проблемы и креативность. В эпоху, характеризующуюся стремительным технологическим прогрессом и глобальной взаимосвязанностью, способность критически мыслить, адаптироваться к изменениям и внедрять инновации как никогда важна. Традиционные методы оценки, основанные на устаревших форматах оценивания, могут препятствовать развитию этих важнейших навыков и компетенций у учащихся.

Более того, традиционные методы оценки, как правило, отдают предпочтение определенным стилям обучения и способностям по сравнению с другими, увековечивая неравенство в образовательных результатах и возможностях. Учащиеся, преуспевшие в стандартизированном тестировании или механическом запоминании, могут быть непропорционально вознаграждены, в то время как те, у кого разные таланты, опыт работы и потребности в обучении, могут быть изолированы или не замечены. Этот субъективный подход к оценке не учитывает уникальные сильные стороны и потенциал каждого учащегося, что препятствует усилиям по продвижению инклюзивности, разнообразия и социальной справедливости в образовании. На сегодняшний день все большее значение приобретает оценка мягких навыков и социально-эмоционального развития, что отражает растущее признание важности целостного образования. Чтобы преуспевать во все более взаимосвязанном и сложном мире, учащиеся должны развивать такие важные навыки, как креативность, гибкость, решение сложных задач, критическое мышление и умение работать в команде [3, с. 275]. Включение развития мягких навыков в учебную программу может предоставить студентам структурированные возможности для развития необходимых компетенций наряду с академическими знаниями.

Кроме того, традиционные методы оценки, такие как экзамены и выставляемые оценки, могут иметь пагубные последствия для включенности в учебный процесс и мотивации учащихся [1, с. 122]. Необходимость хорошо сдавать экзамены и получать высокие оценки часто приводит к повышенной тревожности, стрессу и даже недобросовестности в учебе среди учащихся. Вместо того, чтобы прививать любовь к учебе и установку на рост, традиционные методы оценки могут непреднамеренно способствовать развитию культуры соперничества, перфекционизма и страха неудачи, подрывая внутреннюю мотивацию и радость от обучения, которые необходимы для академического успеха и самореализации на протяжении всей жизни.

В свете этих недостатков становится очевидным, что традиционные методы оценки плохо подходят для удовлетворения разнообразных потребностей и устремлений современных учащихся. Чтобы решить проблемы, связанные с устаревшим форматом традиционных методов оценки, преподаватели должны использовать более инновационные, инклюзивные и ориентированные на учащихся подходы к оценке.

Одним из наиболее преобразующих нововведений в области оценки качества образования является использование технологий для улучшения практики оценивания. Цифровые инструменты и платформы предоставляют преподавателям беспрецедентные возможности для проведения оценок, предоставления своевременной обратной связи и персонализации процесса обучения в соответствии с разнообразными потребностями учащихся. Например, адаптивные технологии обучения используют аналитику данных для адаптации содержания обучения и темпа обучения к индивидуальным потребностям учащихся, оптимизируя результаты обучения и способствуя вовлечению учащихся. Кроме того, оценка с использованием современных технологий способствует интеграции мультимедийных элементов, интерактивного моделирования и реальных сценариев, предоставляя учащимся аутентичный и захватывающий опыт обучения, который выходит за рамки традиционных форматов оценки.

Практика формирующего оценивания представляет собой еще одну область инноваций, получившую широкое распространение в современном образовании. В отличие от традиционного итогового оценивания, которое направлено на измерение достижений учащихся в конце периода обучения, формирующее оценивание делает упор на постоянную обратную связь, самооценку и рефлексию на протяжении всего процесса обучения. Предоставляя учащимся своевременную обратную связь об их успеваемости, формирующая оценка дает им возможность взять на себя ответственность за процесс обучения, определить области для улучшения и поставить цели для роста. Кроме того, формирующая оценка позволяет преподавателям адаптировать свои учебные стратегии в режиме реального времени для удовлетворения меняющихся потребностей своих учащихся, что приводит к более персонализированному и эффективному обучению.

Общеизвестно, что психологическая ситуация является одним из важнейших факторов в образовательном процессе. Поэтому важно отметить, что формирующая оценка тесно связана с психоэмоциональным настроем учащихся [4, с. 31]. Создавая атмосферу доверия, поддержки и позитивного настроя, формирующее оценивание направлено на повышение самооценки учащихся, их жизнестойкости и внутренней мотивации к обучению. Более того, формирующая практика оценивания, в которой приоритет отдается сопереживанию, поощрению и конструктивной обратной связи помогает учащимся развивать чувство самостоятельности и сопричастности к своему учебному пути. Таким образом, симбиотическая взаимосвязь между формирующей оценкой и психоэмоциональным настроем учащихся подчеркивает важность целостных подходов к оценке, которые ставят во главу угла как академический прогресс, так и эмоциональное благополучие для создания благоприятной и обогащающей учебной среды.

Что касается гибких методов оценивания, то они дают преподавателям возможность адаптироваться к различным стилям обучения, предпочтениям и способностям учащихся, гарантируя, что методы оценивания будут всеохватывающими и справедливыми. Предлагая множество способов демонстрации навыков и понимания, преподаватели могут создавать более аутентичные, значимые и актуальные для жизни учащихся впечатления от оценивания. Оценки, основанные на успеваемости, такие как портфолио, презентации и проекты, позволяют студентам продемонстрировать свои знания, навыки и творческий потенциал способами, которые не могут быть отражены в традиционных тестах и экзаменах. Кроме того, гибкие методы оценки способствуют формированию у учащихся установки на рост, побуждая их рассматривать трудности как возможности для обучения и роста, а не как препятствия, которые необходимо преодолевать.

В заключение, исследование инновационных методов оценки академических достижений в современном образовании подчеркивает динамичный характер методов оценки и их ключевую роль в формировании будущего преподавания и обучения. Начиная с интеграции технологий и заканчивая внедрением формирующего оценивания и гибких методов оценки, преподаватели используют многогранный подход к оценке, который ставит во главу вовлечение учащихся, индивидуальное обучение и целостное развитие. Признавая взаимосвязь между академическими знаниями, мягкими навыками и социально-эмоциональным благополучием, преподаватели могут создавать опыт оценки, выходящий за рамки традиционных критериев успеха, способствуя обучению на протяжении всей жизни и жизнестойкости учащихся. Поскольку мы ориентируемся в сложностях образовательного ландшафта 21-го века, крайне важно продолжать изучать новые возможности для инноваций в области оценки, используя исследования, сотрудничество и передовой опыт, чтобы гарантировать, что методы оценки остаются актуальными, инклюзивными и справедливыми для всех учащихся. Внедряя культуру инноваций в области оценки и постоянного совершенствования, преподаватели могут помочь учащимся преуспевать в быстро меняющемся мире, обладая знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для достижения успеха в школе, колледже, карьере и за ее пределами.

 

Список литературы:
1. Тихонова Л. П., Попова С. И., Мироненко С. Н., Вахрамеев П. С., Питерцев М. Э. Исследование объективности оценивания образовательных достижений школьников на основе системы автоматизированного мониторинга и контроля // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12. – № 4. – С. 120–142.
2. Авсеенко Л.М. Формирующее оценивание образовательных достижений обучающихся // Наука и перспективы. – 2023. – №1. – С. 3–8.
3. Котенко В.В., Котенко А.В. Развитие «мягких» навыков обучающихся при изучении программирования // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 6 (103) – С. 274–278. 
4. Амирова А.С., Измагамбетова Р.К. Эффективность использования методов формативного оценивания в средних школах Казахстана // Наука и реальность / Science & Reality. –  2022. –  № 2 (10) –  С. 30–34.