Статья:

Специфика межличностных отношений в современной семье: феноменологический и проблематический анализ

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Нусинова Л.С. Специфика межличностных отношений в современной семье: феноменологический и проблематический анализ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 38-47.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Специфика межличностных отношений в современной семье: феноменологический и проблематический анализ

Нусинова Леся Степановна
соискатель учёной степени кандидата психологических наук, заведующий Психолого-диагностической лабораторией, Городская психиатрическая больница, РФ, г. Севастополь

 

SPECIFICITY OF INTERPERSONAL RELATIONS IN THE MODERN FAMILY: PHENOMENOLOGICAL AND PROBLEMATIC ANALYSIS

 

Lesya Nusinova,

Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department Psychological and diagnostic laboratory, City Psychiatric Hospital, Russia, Sevastopol

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности феномена межличностных отношений, его содержание и специфика проявления в различных типах семейных структур. Используя социально-психологический и системный подход к феномену, опираясь на различные классификации, констатируя в качестве одного из значимых новообразований современной семьи смещение социально-психологического центра, автор выявляет основные проблемы межличностных взаимоотношений в семье в корреляции с тем или иным типом семьи, в том числе в контексте межпоколенной передачи продуктивных и непродуктивных паттернов.

Abstract. The article examines the peculiarities of the phenomenon of interpersonal relations, its content and the specifics of manifestation in various types of family structures. Using a socio-psychological and systemic approach to the phenomenon, based on various classifications, stating in the study of one of the significant neoplasms of the modern family the displacement of the socio-psychological center, the author identifies the main problems of interpersonal relationships in the family in correlation with one or another type of family, including in the context of intergenerational transmission of productive and unproductive patterns.

 

Ключевые слова: межличностные отношения; семья; родители; дети; родительство; социальные отношения; межпоколенная передача.

Keywords: interpersonal relations; family; parents; children; parenthood; social relations; intergenerational transmission.

 

Межличностные отношения в семье представляют собой комплексный, многогранный феномен, который рассматривается в социально-психологической науке как динамическое явление, включающее процесс становления и развития, испытывающее неизменные трансформации под воздействием различных внутренних и внешних факторов – социального, социокультурного, социально-психологического, культурологического и другого порядка. В связи с этим прежде чем обратиться к исследованию специфики межличностных отношений в современной семье,  необходимо изучить первичную по отношению к данному феномену систему, составной частью которой он является, – то есть систему семьи.

Семью можно охарактеризовать как достаточно сложное культурно-историческое и социально-психологическое явление [1]. Этим объясняется интерес к данному феномену, проявляемый на протяжении многих веков многочисленными науками – психологией, педагогикой, философией, социологией, культурологией и др. В контексте социально-психологической парадигмы, на которую мы методологически опираемся в настоящем исследовании, также следует подчеркнуть тот факт, что семья представляет собой «социально-психологический институт, регламентированный явлениями иного социального и психологического порядка, чем действия отдельной личности» [2, c.33]. В соответствии с системным подходом [3] к данному феномену, семья как система аккумулирует в себе потенциал социально-психологических характеристик различных субъектов и возникающих между ними разнообразных типов и видов межличностных отношений как совокупности отдельных, обладающих индивидуальными, отличительными параметрами элементов, но в то же время не сводится исключительно к их единству. Это объясняется тем фактом, что входящие в состав семьи элементы – в нашем случае, в первую очередь субъекты и типы возникающих между ними межличностных отношений, выступают, с одной стороны, обособленными от системы, обладая индивидуальными характеристики, но в то же время – взаимодействующими между собой параметрами, действующими как единое целое. В то же время семья представляет собой открытую систему, которая находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Кроме того, семью можно назвать самоорганизующейся системой, что подразумевает тот факт, что число ее субъектов изменяется, а «поведение ее членов подчиняется определенной цели, а источник преобразований семьи как системы находится внутри нее самой» [4, c.12].

В настоящее время в науке сформулировано достаточно большое количество определений понятия «семья», раскрывающих данный феномен с разных сторон и с точки зрения различных научных направлений. В соответствии с обозначенными выше системным и социально-психологическим методологическими подходами в нашей статье мы рассматриваем семью как самоорганизующуюся, непрерывно трансформирующуюся, открытую социально-психологическую систему, в рамках которой входящие в нее субъекты вступают как в различные социальные (носящие ролевой характер), так и межличностные отношения. Опираясь на исследования российских и зарубежных ученых (Г.М.Андреева, Е.В.Андриенко, В.Н.Дружинин, Н.Н.Обозов, Л.В.Петрановская, А.В.Черников, Л.Б.Шнейдер, Т.Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.), можно выделить следующие особенности межличностных отношений в семье:

– эмоционально-оценочный характер: в основе данных взаимоотношений лежат чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга;

– индивидуальный характер: личности как субъекты межличностных взаимоотношений в семье выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы;

– наличие динамики: межличностные отношения в семье возникают не спонтанно, а формируются постепенно в процессе взаимодействия различных субъектов, число которых может изменяться. Поэтому межличностные отношения в семье динамичны и могут меняться с течением времени, приобретая как продуктивный, так и непродуктивный характер и изменяя свой вектор, в том числе на совершенно противоположный;

– зависимость от различных факторов внутреннего и внешнего порядка: межличностные отношения зависят как от индивидуальных характеристик реализующих их субъектов – членов семьи, будучи при этом также обусловленными общим социально-психологическим климатом и традициями взаимоотношений в семье, а также фактором межпоколенной передачи стереотипов и паттернов подобных отношений в рамках той или иной семьи. В то же время на межличностные отношения воздействуют и различные внешние факторы – социальные устои, стереотипы и традиции общества, этнокультурные доминирующие устои той или иной нации, народа, социально-экономическая и социально-психологическая обстановка в той или иной стране в определенный исторический период времени, глобальные и локальные стрессогенные факторы (например, рост безработицы, негативные социальные установки, транслируемые СМИ и сетью Интернет, экономический кризис, военные конфликты, глобальные пандемии и т.д.). Таким образом, в семье человек может выступать одновременно субъектом и социальных, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. В этой связи система взаимодействий между субъектами в современной семье приобретает крайне сложный характер.

Следует отметить тот факт, что, несмотря на относительно детальную изученность некоторых сторон семьи, семейных отношений, разработанного и достаточно завершенного взгляда на эту проблему в науке так до сих пор и не сформировалось. Это связано в том числе и с тем, что по мере развития научного познания все неформальные отношения (эмоциональная близость, любовь, симпатия и др.), сопутствующие семье, уходили от четкого научного определения [2, c.33]. Именно из этого обстоятельства и вытекает тот факт, что межличностные отношения как социально-психологический феномен, включающее неформальные отношения между отдельными личностями и выступающее их социально-психологическим образованием, также является недостаточно изученным.

Продолжая анализ, необходимо отметить, что особенности формирования и развития межличностных отношений, согласно эмпирическим результатам исследований (Deater-Deckard 2014, Femke et al., 2012) [5, 6], во многом коррелируют с различными моделями и формами семейных структур. Рассмотрим данный аспект более подробно. В современной науке выделяются различные формы и модели семьи [1, 2, 4, 5, 7 и др.], особенности формирования которых зависят от этапа развития общества, характера национальных и религиозных традиций, культурных и социальных укладов, личностных характеристик, экономических и политических обстоятельств и т.д. Условно все семейные модели, с точки зрения эволюционного фактора, можно разделить на традиционные и современные (модернизированные) [8]. Опираясь на исследования вышеупомянутого автора, охарактеризуем данные модели.

Так, традиционная семья существовала на протяжении нескольких тысяч лет и сегодня также продолжает свое существование во многих обществах. Переход семьи к модернизированному типу может занимать достаточно длительное время, протекать непоследовательно. Именно поэтому в ряде моделей современных семей и выявляются те или иные значительные элементы традиционности. Традиционная модель семьи обладает следующими отличительными признаками:

• жесткой сегрегацией социально-половых ролей и функций, связанных со стереотипными видами деятельности, а соответственно достаточно жестко закрепленной и сформировавшейся на протяжении взаимодействия нескольких поколений структурой межличностных отношений между субъектами;

• патриархальной (реже матриархальной) иерархией с закреплением власти домохозяина над имуществом, деятельностью, а иногда и жизнью домочадцев, с подчиненным положением зависимых членов семьи;

• сложной структурой семьи с совместным проживанием в одном домохозяйстве супружеских пар нескольких поколений с их детьми;

• сосредоточением всех жизненных функций в семье, участием в их исполнении всех домочадцев, вовлеченностью женщин исключительно в домашнюю занятость;

• в целом не лимитируемым характером репродуктивного поведения.

В свою очередь, модели модернизированной семьи характерны следующие признаки:

• стирание границ между социально-половыми ролями, вариабельность исполнения семейных функций, в том числе связанная со структурной неполнотой или деформацией семьи (семья одного родителя и т. д.), что усложняет межличностные отношения между субъектами, придавая им вариативность, непредсказуемость, открытость к изменениям;

• преобладающий тип семьи, состоящей из одной пары родителей и их несовершеннолетних детей;

• симметричная модель семьи, в которой мужчина и женщина равноправны в распоряжении семейными средствами, во взглядах и методах воспитания детей, решении всех других вопросов;

• профессиональная занятость всех взрослых трудоспособных членов семьи, постоянная работа женщин вне дома, мотивированная не только необходимостью дополнительного дохода, но и стремлением к самореализации;

• функциональная дифференциация жизнедеятельности семьи в обществе;

• регулируемый характер репродуктивного поведения семьи, планирование рождаемости.

Сравнивая данные модели, нельзя не отметить, что в последние годы взгляд в науке и практике на семью, как социально-психологический феномен и систему претерпел существенные изменения, что не могло не отразиться на практике формирования межличностных взаимоотношений и научной интерпретации данного явления. Так, исследователи Н.В.Кузнецова и Л.И.Щербич [9], анализируя эволюцию взглядов на систему семьи, особо подчеркивают тот факт, что современная семья уже не рассматривается односторонне, а анализируется в совокупности всех присущих ей функций: производственной, репродуктивной, воспитательной, хозяйственной и охватывает все возможные сферы: жизнедеятельности семьи, духовного общения, власти и лидерства, первичного социального контроля, сексуальную сферу. Данный взгляд видится объективным, однако он не исключает возможности выявления и признания учеными ведущей функции семьи. Так, в частности, В.Н.Дружинин [10] подчеркивает, что во все времена у всех народов главной и специфической функцией семьи была и остается социализация ребенка, а прочие функции являются дополнительными и меняются на протяжении веков. Многие зарубежные исследователи, в том числе Т.Парсонс, также придерживаются аналогичной точки зрения [11]. Однако подчеркнем, что подобная точка зрения автоматически не значит исключительной доминанты детско-родительских отношений в семье как наиболее значимого феномена, полного нивелирования значимости семьи для социализации и продуктивного социального функционирования взрослых субъектов, как и значимости межличностных отношений между ними и их влияния не только на ребенка, но и других субъектов взаимоотношений.

В связи с этим больший интерес для нашей работы представляет типологизация психологических типов семьи, выделенная М.Арутюняном в своей работе [12] и в соответствии с этим оказываемое ими влияние на развитие межличностных отношений между субъектами.

Так, традиционная семья, по мнению автора, отличается тем, что в ней доминирует авторитет старших; педагогическое воздействие при этом осуществляется сверху вниз, в аналогичном векторе развиваются и межличностные взаимоотношения. Дети в подобных семьях по мере взросления легко в дальнейшем легко вписываются в так называемую «вертикально организованную» общественную структуру, как правило, легко усваивают традиционные нормы, однако впоследствии, как показывает практика, испытывают серьезные трудности в формировании собственных семей. Таким образом, происходит межпоколенная передача непродуктивных паттерном межличностных взаимоотношений между членами семьи, которая может претерпеть положительные изменения в последующих образующихся семейных структурах, а может приобрести и более негативный характер.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение благополучного будущего детей. В целом такая семья существует фактически только для ребенка, что соответствующим образом маркирует межличностные отношения между взрослыми членами, часто придавая им формальный, своего рода «автоматический», стереотипный характер. Воздействие в семье осуществляется, как правило, снизу вверх (от детей к родителям). В результате складывается ситуация, когда у детей формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но при этом возникают и негативные последствия – в частности, увеличивается вероятность возникновения в дальнейшем у них конфликтов с социальным окружением за пределами семьи, а также непродуктивности построения межличностных отношений с партнерами в своих собственных, образуемых ими в будущем, семьях.

Супружеская семья основана на взаимном доверии ее членов, прежде всего, взрослых субъектов. Соответствующим образом развиваются и межличностные взаимоотношения – как в диаде «родитель – ребенок», так и «взрослый – взрослый». Основной целью в подобной семье выступает принятие и автономность всех членов семьи. Воспитательное воздействие в такой семье носит горизонтальный характер и осуществляется на равных условиях между родителями и детьми, обогащая, как правило, достаточно вариативный спектр межличностных отношений между субъектами. Негативными аспектами такого типа семьи является то обстоятельство, что, как правило, у детей, воспитанных в таких семьях, отсутствуют навыки подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по вертикальному принципу [13]. В то же время в социально-психологическом плане транслирования паттернов межличностного взаимодействия такая семья обладает наиболее продуктивным характером для будущих поколений.

Таким образом, нужно отметить, что именно социализация и воспитание детей сохранялась на протяжении исторического этапа существования семьи в качестве основной функции и главного объединяющего фактора семейной системы, маркируя соответствующим образом характер межличностных отношений в семье между различными субъектами – это во многом обуславливало практическую доминанту детско-родительских взаимоотношений в семье и превалирование научного интереса к ее изучению. Тем не менее, в современных условиях данная ситуация демонстрирует серьезные трансформации.

Одно из новообразований современной семьи, на наш взгляд, – это все большее смещение социально-психологического центра: если раньше все держалось на родственных отношениях, а самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на супружеских отношениях, а родственные отношения (хотя значение их, например, контакта родителей и детей, очень велико) отходят на второй план. Следует подчеркнуть, что в России современная семья имеет ряд характерных особенностей, обусловленных влиянием определенных факторов, прежде всего, особенностями исторического развития этого феномена. Ученые Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис выделяют следующие отличительные признаки российской семьи, обусловленные историческими факторами [14]:

1. Сохранение патриархального типа семьи (состоящей из нескольких поколений).

2. Диффузность границ между подсистемами семьи, их слабая структурированность: власть в семье зачастую принадлежит прародителям - бабушкам и дедушкам, передающим стереотипы сложившихся у них паттернов межличностных отношений своим потомкам.

3. Растущее число неполных семей. Во многих семьях в нескольких поколениях  отсутствуют мужчины, главными «действующими лицами», лидерами становятся женщины, а структура межличностных отношений становится нарушенной и деформированной, неполной.

4. В силу социально-экономических обстоятельств несколько поколений в семье зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут совместно с родителями и прародителями, без надежды на приобретение собственного жилья. Межличностные отношения в таких семьях приобретают особую запутанность и сложность, в том числе в связи с феноменами социально-психологического «застревания» их членов на стадии определенных «ролей».

5. Идеология ранее преобладающего тоталитарного общества сформировала до сих пор сохраняющуюся жесткую систему принуждения и долженствования, от которой до сих пор не свободны и межличностные отношения во многих семьях.

6. Разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая могла бы сплотить и обрести чувство принадлежности и защищенности, привели к социально-психологическому вакууму в обществе: у людей возросла потребность в иллюзиях и т.д.; возникло непреодолимое ощущение страха за будущее, неуверенности в завтрашнем дне; в семье возрос уровень взаимной агрессии, негативно в целом влияя на межличностные отношения в семье.

Реальная модель современной российской семьи выглядит следующим образом: ответственность за семью, в большинстве случаев, несет мать, она же чаще всего доминирует в семье, и она же более близка с ребенком эмоционально. Мужчина очень часто психологически и социально «выброшен» за пределы семейных отношений в целом и межличностных отношений между взрослыми, в частности. Для него существует единственный, но не всегда продуктивный путь реализации себя как мужа и отца: «бороться за мужские права», самоутверждаться в своей исторической функции мужчины – добытчика. Только в этом случае полем борьбы является семья, что может привести к полному разрушению межличностных отношений. В то же время нельзя не признать, что современный тип семьи отличается большей суверенностью по отношению к системе общества и относительной свободой членов внутри нее [13], но исследования того фактора, насколько подобная свобода отношений положительно влияет на межличностные отношения детей и родителей, а также взрослых партнеров – пока еще немногочисленны в науке, что требует отдельного научного изучения данного вопроса.

В.Н.Дружинин справедливо подчеркивает, что советский период в истории России очень сильно повлиял на структуру современной российской семьи и сложившиеся в ней вышеотмеченные тенденции в формировании межличностных отношений [10]. В том виде, в каком семья существовала в начале XX в. – относительно независимой в плане воспитания детей – она не могла вписаться в новую систему, поэтому политика советской власти была направлена на то, чтобы всю ответственность за воспитание переложить на социум и общественные институты, что постепенно привело к тому, что семья, как институт социально и психологически оказывалась с каждым годом все менее готовой нести ответственность за воспитание собственных детей, за собственные отношения внутри семьи, в которых ее члены должны были проявлять себя активными, а не пассивными субъектами с заранее установленными, типическими ролями, но при этом явно и неявно проявляла тенденцию к «насаждению сверху» собственных устоев, взглядов на будущее, нереализованных желаний и родительских ожиданий [10, c.58]. В связи с этим феномен межличностных отношений приобретает в современной семье все большую силу доминирования и комплексного, разностороннего воздействия на как на ребенка, так и на взрослых, проявляясь не в одном, а многих последующих поколениях, что требует к нему непрерывного внимания науки и практики с целью выявления резервов для ранней профилактики возникающих отклонений и деформаций в данной области.

 

Список литературы:
1. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психоте-рапии //Семейная психотерапия: Прилож. к журналу/ А. В. Черников. − М.: Наука, 2017. − 120 с.
2. Шнейдер Л.Б.  Психология семейных отношений. − М.: Психологос, 2020. − 500 с.
3. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. − М.: Про-гресс, 2018. − 300 с.
4. Спирева Е. Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания: Автореф. дис. ... кандидата психолог. наук. − М., 2004. − 26 с.
5. Deater-Deckard K. Family matters: Intergenerational and interpersonal processes of executive function and attentive behavior// Curr Dir Psychol Sci. 2014. № 23. Рр. 230–236. doi: 10.1177/0963721414531597
6. Femke M., Buysse A. Interpersonal influence in families: development and psychometric evaluation of the influence in families questionnaire // Psychologica Belgica. 2012. N 52-1. Pp.39-57. doi: 10.53334/pb-52-1-39
7. Черняк Е. М. Социология семьи. − М.: Эксмо, 2018. − 300 с. 
8. Харитонов А. Н. Признаки зрелых, трудных и нарушенных семейных отношений // Ежегодник Рос. психолог. общ-ва: мат-лы III Всерос. съезда психологов. − T.VIII. − М.: РПО, 2003. − С.142-150.
9. Щербич Л. И., Кузнецова Н. В. Семья и общество // Социальная рабо-та. 1993. − №7. − С.89-95
10. Дружинин В. Н. Психология семьи. − СПб.: Питер, 2016. − 176 с.
11. Parsons T. The action frame of reference and the general theory of action systems: Culture, personality a. the place of social systems // The social system, N.Y.: w.e., 1951, Ch.l. P.3-23
12. Арутюнян М. Педагогический потенциал семьи и проблема социаль-ного инфантилизма молодежи. − Вильнюс: Приорис, 2007. − 300 с.
13. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. − М.: VGCB, 2016. − 210 с. 
14. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. Семейная пси-хотерапия. − М.: Речь, 2017. − 510 с.