Статья:

Эмоции младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Манапова Е.И., Драч К.С. Эмоции младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 85-92.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эмоции младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности

Манапова Елена Ивановна
канд. психол. наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск
Драч Карина Сергеевна
студент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Emotions are junior high school students with musculoskeletal disorders in the context of training activities

 

Elena Manapova,

associated Professor, candidate of psychological Sciences, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

Karuna Drach,

student, Omsk State Pedagogical University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В данной статье изложены результаты исследования эмоций младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности. Условия учебной деятель­ности могут изменять характеристики эмоций учащихся, а те, свою очередь, будут соответствующим образом влиять на качество этой деятельности. Авторы на основе эмпирических данных выделили в условиях учебной деятельности такие характеристики эмоций у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата как неустойчивый эмоциональный фон и высокая лабильность эмоциональных состояний.

Abstract. This article describes the results of a study of emotions in primary schoolers with musculoskeletal disorders in the context of training activities. Conditions of training activities can change the characteristics of emotion, and those students will accordingly affect the quality of these activities. The authors on the basis of empirical data identified in the context of training activities such emotions among junior high school students with disorders of the musculoskeletal system as fragile emotional background and high lability of emotional States.

 

Ключевые слова: младший школьный возраст; нарушения опорно-двигательного аппарата; учебная деятельность; эмоции; эмоциональные состояния; эмоциональный фон.

Keywords: primary school age; violations of locomotorium; educational activities; emotions; emotional States; emotional background.

 

Проблема изучения эмоций человека была и остается одной из актуальных в психологии. Для подтверждения этой мысли достаточно упомянуть многочисленные исследования в этой области (Анохин П.К., Бойко В.В., Бреслав Г.М., Василюк Ф.Е., Вилюнас В.К., Вудвортс Р., Выготский Л.С., Додонов Б.И., Зимбардо Ф., Изард К.Э., Ильин Е.П., Имедадзе Н.В., Кеннон В., Лабунская В.А., Прихожан А.М., Симонов П.В. и мн. др.). Любые проявления активности сопровождаются эмоциями, основными функциями которых являются оценка и регуляция. Применив эти знания к детям, мы можем сказать, что эмоции сопровождают практически любую их деятельность и являются одним из основных механизмов регуляции деятельности и поведения.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью стано­вится учебная. Влияние эмоций на учебную деятельность огромно. От них зависит качество выполняемой деятельности, успешность взаимодействия с участниками образовательного процесса, эмоции влияют на интеллектуальное развитие ребенка. Так, положительные эмоции могут улучшать восприятие материала, а отрицательные сужают восприятие. Эмоции обусловливают динамические характерис­тики познавательных процессов: тонус, темп, настроенность. Они побуждают, тонизируют, энергизируют [2].

В свою очередь, эмоции тоже зависят от определенных факторов. С одной стороны, существенное влияние на эмоции оказывает состояние здоровья ребенка, а с другой стороны, исключительное положение, связанное с его болезнью или ее последствиями. Таким образом, болезнь или физический дефект ребенка, так или иначе, отражается на его эмоциях, а через них и на его деятельности.

Объектом нашего внимания стали эмоции детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Эта группа крайне неоднородна в клиническом плане. Но всех их объединяет двигательный дефицит, выраженный в той или иной степени, который оказывает большое влияние на формирование психических процессов, и в частности на формирование эмоцио­нальной сферы. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ряде случаев наблюдается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность ко всем внешним раздражителям. Для этих детей характерна быстрая смена настроения и повышенная утомляемость [4].

Кроме того, поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. На эмоциональную жизнь младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут оказывать воздействия взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения с одноклассниками и положение в коллективе [1].

Отсюда следует, что чем больше мы будем знать об особенностях эмоций у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тем легче будет организовать их учебную деятельность, предупредить вторичные, третичные дефекты развития.

Предметом нашего исследования были эмоции младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности.

Цель исследования: выявить основные характеристики эмоций у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности.

Гипотетически мы предполагали, что в условиях учебной деятельности эмоции младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуются быстрой сменой модальности с положительной на отрицательную (неустойчивый эмоциональный фон) и высокой лабильностью эмоционального состояния.

Исследование проводилось в КОУ «Адаптивная школа - детский сад № 301» г. Омска. Выборку составляли ученики 1 класса в количестве 10 человек, возраст учащихся - 7-8 лет. У всех школьников констати­рованы нарушения опорно-двигательного аппарата (кифосколиотическая осанка, плосковальгусная установка стоп, вальгус коленных суставов, спондилоартроз позвоночника, множественное деформирующее экзостоз­ное заболевание, детский церебральный паралич).

В качестве диагностического инструментария использовались цвето-ассоциативный тест «Домики» Ореховой О.А. и методика исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеевой.

Анализ полученных данных мы начали с результатов по методике «Домики». С помощью этой методики выявлялись устойчивость эмоционального фона, т. е. преобладающее настроение ребенка; преоб­ладающие эмоции в целом и в учебной деятельности в частности [3].

По результатам выполнения первого задания рассчитывался веге­тативный коэффициент каждого ребёнка. Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Вегетативные изменения передаются в кору головного мозга и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния. Поэтому по вегетативному коэффициенту мы можем опосредованно судить об эмоциональном состоянии человека на момент обследования. Так, было установлено, что 30% детей, участвовавших в исследовании, имеют низкий вегетативный коэффициент, что свидетельствует о хроническом переутомлении, истощении, низкой работоспособности. Нагрузки на данном этапе являются для них непосильными.

Еще 30% детей имеют коэффициент ниже среднего. У учеников этой группы состояние усталости может компенсироваться. Самовосстановление работоспособности происходит за периодического снижения активности. Для этих учащихся необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

Остальных 40% опрошенных имеют средний коэффициент, то есть оптимальную работоспособность. Эти дети отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям.

Далее рассчитывался показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы, которая является индикатором психологического благополучия. В результате у 30% детей выявлено преобладание поло­жительных эмоций. Еще у 30% преобладают отрицательные эмоции, неприятные переживания, плохое настроение. У остальных 40% – эмоциональное состояние было в норме.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у трети испытуемых эмоциональный фон снижен. У этих детей эмоции проявляются сдержанно; позитивные, бурные, сильные эмоции ограничены.

С помощью второго задания оценивалась способность детей ассоциировать эмоции с цветом и, тем самым, дифференцировать эмоции. Известно, что в норме ребенок все приятное для него (позитивные чувства) раскрашивает яркими цветами, а неприятное (негативные чувства) – черным, коричневым. Результаты позволяют констатировать, что 50 % детей правильно дифференцируют эмоции на положительные и отрицательные и правильно соотносят их с цветом.

Вместе с тем, 20% детей не всегда могли определить цветовой характер эмоции, а значит, недостаточно их дифференцируют. Это свидетельствует о наличии деформаций в тех или иных сферах отношений. Хотя выявить, какой из блоков личностных отношений деформирован в большей степени не удалось из-за малого количества выборки.

Остальные 30% детей вообще предпочли тёмные цвета для большинства эмоций (положительных и отрицательных), т. е. эмоции недифференцировались ими. Данный факт свидетельствует о неблаго­приятной обстановке в жизни ребёнка.

Выполнение третьего задания позволило нам проанализировать эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Положительное отношение к учебной деятельности и к школе в целом показали 50% детей; негативное отношение проявилось у 20% учеников. Оставшиеся 30% школьников продемонстрировали амбивалентное отношение к учебной деятель­ности и всему, что с нею связано. Поскольку двойственное отношение к школе представляет собой «зону риска» (невозможно точно сказать, что будет в итоге), то мы сочли возможным сделать заключение, что у 50% младших школьников отсутствует положительное отношение к школе.

Следующая методика (Э.Т. Дорофеевой) использовалась нами для диагностики устойчивости эмоционального состояния (эмоцио­нальной лабильности) в условиях учебной деятельности. По результатам диагностики детей было выявлено изменение сдвига эмоциональной чувствительности по трем основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния в ходе учебной деятельности. У боль­шинства детей (50%) в начале урока состояние характеризовалось как «функциональная расслабленность»: спокойное, оптимальное для учебной деятельности, без выраженных переживаний. С позиции характеристики эмоций это состояние является нейтральным. Еще у одного ученика (10%) проявилась функциональная напряженность, что тоже неплохо для осуществления учебной деятельности, поскольку в этом состоянии повышается внимание и готовность к активности. При этом эмоционально оно тоже нейтральное.

У 40% испытуемых наблюдалось аффективное возбуждение, проявляющееся в широком диапазоне эмоциональных изменений (от нетерпеливого волнения до возмущения). Следует пояснить, что аффективное возбуждение, как правило, сопровождается двигательным и речевым возбуждением. В нашем случае у детей наблюдалась суетливость, торопливость в высказываниях, выкриках с места, а при ответе - нарушение связности речи.

Повторные замеры сделаны были в конце урока, на котором выполнялись задания различного уровня сложности. Эмоциональные состояния младших школьников существенно изменились (см. табл. 1).

Таблица 1.

Эмоциональные состояния младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе учебной деятельности

Название эмоционального состояния (порядок расположения цветовых карточек)

В начале урока

В конце урока

Функциональная напряженность (з.- с.- к.)

10%

30%

Функциональное торможение (с.- з.- к.)

0%

30%

Функциональное возбуждение (к.- з.- с.)

0%

10%

Функциональная расслабленность (з.- к.- с.)

50%

0%

Аффективное возбуждение (к.- с.- з.)

40%

20%

Аффективное торможение (с.- к.- з.)

0%

10%

 

Даже поверхностный взгляд на таблицу позволяет сделать заключение, что к концу урока значительно возросло количество детей с отрицательным эмоциональным состоянием. Начнем с того, что состояние функциональной расслабленности, которое ранее преобладало и которое является оптимальным для выполнения учебной деятель­ности, исчезло совсем. Зато у трети учащихся появилось функциональное торможение, которое указывает на перенапряжение всех сил организма, в результате чего у детей наблюдается тревога, тоска, подавленность, озабоченность.

У одного ребенка (10%) появилось аффективное торможение, при котором наблюдаются растерянность, психологический дискомфорт, страх и пр. Такое состояние еще более нежелательно в процессе учебной деятельности, так как это уже признак депрессии. Кроме того, у 20% детей сохранилось аффективное возбуждение, которое наблюдалось в начале урока и о котором уже говорилось ранее.

Таким образом, в ходе учебной деятельности сильные отрица­тельные эмоции появились у 60% школьников. И это не только количественные изменения, но и качественные. Выполнение учебной деятельности сопровождается плаксивостью, гневом, истерическим смехом, неконтролируемой злостью и прочими гипертрофированными эмоциональными состояниями, что говорит о высокой эмоциональной лабильности обследованных нами учащихся.

Завершив исследование по выявлению психологических характеристик эмоций младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях учебной деятельности, мы пришли к следующим выводам:

1. На эмоции младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата влияют два фактора: социальный и биологи­ческий. В качестве биологического фактора следует рассматривать общее состояние здоровья ребенка, болезнь или физический дефект, которые могут обусловливать быструю смену настроения, повышенную возбудимость и другие нарушения эмоционального состояния.

В качестве социального фактора может выступать исключительное положение школьника дома и в школе, связанное с его болезнью или ее последствиями. Таким образом, дефект ребенка, так или иначе, отражается на его эмоциях, а через них и на его деятельности.

Обучение в начальной школе изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Эмпирически было выявлено, что у 50% младших школьников отсутствует положительное отношение к школе. Это связано с эмоциональным отношением ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. У трети испытуемых в условиях учебной деятельности наблюдается снижение эмоционального фона. У этих детей позитивные, яркие эмоции ограничены. По силе проявления эмоции проявляются сдержанно.

В начале урока у 60% детей преобладают нейтральные эмоцио­нальные состояния и умеренные положительные эмоции. В процессе учебной деятельности у большей части испытуемых (60%) появляются сильные отрицательные эмоции (тревога, тоска, подавленность, озабоченность, страх, растерянность, гнев, злость и т. п.). Выполнение учебной деятельности сопровождается гипертрофированными эмоциональными состояниями, что говорит о высокой эмоциональной лабильности обследованных школьников.

В результате исследования подтверждена гипотеза о том, что в условиях учебной деятельности младшие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата не могут сохранять положительные эмоции. Их эмоции характеризуются быстрой сменой модальности с положительной на отрицательную (неустойчивый эмоциональный фон) и высокой лабильностью эмоционального состояния.

 

Список литературы:
1. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М.: Академия, 2003. – 464 с.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013.- 783 с.
3. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития / О.А. Орехова. - СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
4. Пахомова Н.Г. Специальная психология / Н.Г. Пахомова, М.М. Кононова. - Полтава: ACMI, 2015. – 389 с.