Статья:

Особенности психологического сопровождения детей-сирот в рамках получения среднего профессионального образования

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Кондратюк М.И. Особенности психологического сопровождения детей-сирот в рамках получения среднего профессионального образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 120-124.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности психологического сопровождения детей-сирот в рамках получения среднего профессионального образования

Кондратюк Мария Игоревна
аспирант, ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», РФ, г.Санкт-Петербург

 

Psychological assistance features for orphans in the basic vocational education system

 

Maria Kondratiuk

Postgraduate student Pushkin Leningrad State University, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются особой категорией обучающихся, которым необхо­дима специальная поддержка. В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения и условия их реализации с учетом особенностей детей-сирот.

Abstract. Orphans and children without parental care are a special category of students who need special support. The article discusses the features of psychological and pedagogical support and the conditions for their implementation, taking into account the characteristics of orphans.

 

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; сироты; обучающиеся; мотивация.

Keywords: psychological and pedagogical support; orphans; students; motivation.

 

Процесс профессионального образования начальный период про­фессионального становления, когда человек получает основные знания по выбранной специальности, оттачивает их во время практических занятий и производственной практики, входит в профессиональную среду. На сегодняшний день профессиональное образование главной задачей ставит подготовку высококвалифицированного специалиста, отлично ориентирующегося в своей профессии и разбирающегося в смежных областях, который был бы востребован и конкурентоспособен на рынке труда, а также готов к непрерывному профессиональному развитию, социальной и профессиональной мобильности.

В России в настоящее время существует большая группа детей, - по данным на сентябрь 2018 года более 47 тысяч, - которые являются сиротами или детьми, оставшимися без попечительства родителей, т. е. социальными сиротами. Более 85 % воспитанников детских домов не могут адаптироваться к самостоятельной жизни, поэтому так важно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение данной катего­рии детей с момента попадания под государственную опеку до обретения ими самостоятельности. Практически все дети-сироты получают среднее профессиональное образование, и одна из целей профессионального образовательного учреждения состоит в создании и поддержании благо­приятной среды для обучения, гармонизации их состояния, социализации и оказания помощи, как психологической, так и социальной, которая возможна в рамках психолого-педагогического сопровождения [1].

Психолого-педагогическое сопровождение – одна из частей комплексной работы профессиональной образовательной организации (в рамках получения среднего профессионального образования), направ­ленная на поддержание здоровья, оказание психологической поддержки и помощи обучающимся, их законным представителям, педагогам и административным работникам.

Психолого–педагогическое сопровождение способствует интегри­рованию составляющих педагогической среды в целостный социально-психолого-педагогический комплекс; поддержанию комфортной среды; участию в разрешении актуальных задач развития и обучения; формированию психологической культуры участников образовательного процесса. Таким образом, обеспечение условий для эмоционального благополучия, успешного развития и обучения является главной задачей психологического сопровождения [2].

В рамках психолого-педагогического сопровождения детей-сирот следует учитывать определенные личностные особенности. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, семья, как важнейший институт социализации личности, отсутствует, и реальный состав агентов социализации ограничен числом работников и воспитанников учреждения, что может приводить к замкнутости, недоверию, трудностям в социализации.

Определенная замкнутость социального пространства, ограничен­ность социальных контактов, малое количество возможностей для реализации усвоенного социального опыта способствует формированию особой социально-ролевой позиции сироты, когда от ребенка можно услышать фразы «Вы мне все должны, я же сирота», «Вы мне ничего не сделаете», «Я могу делать все, что хочу и мне за это ничего не будет». Отсутствие четких представлений о прошлом и социальная ситуация развития порождают ограниченность временной перспективы ближай­шим будущим; характерным является отсутствие четких представлений, целей и жизненных планов.

Стоит отметить, что в большинстве случаев, дети-сироты, получающие среднее профессиональное образование не нацелены на содержательную сторону профессии. Зачастую, выбор профессии совершается несамостоятельно, а обусловлен социальными условиями (наличие общежития) и месторасположением образовательного учреж­дения, кроме этого, дети данной категории нацелены на скорейшее обретение финансовой независимости и самостоятельности, независи­мости от кого-либо.

В рамках психолого-педагогического сопровождения на базе ГБПОУ ЛО «Бегуницкий агротехнологический техникум» было про­ведено исследование, направленное на изучение особенностей учебной мотивации у обучающихся, имеющих и не имеющих статус сирот. Всего в исследовании приняло участие 38 обучающихся 2 курса, 15 из которых имеют статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечительства родителей. Возраст испытуемых составил 16-17 лет, среди испытуемых 21 юноша и 17 девушек. Проведенное исследование включало в себя: сбор анамнеза, наблюдение в ходе беседы, психодиаг­ностическую диагностику с помощью следующих методик: «Направ­ленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой; методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А.Якунина.

В ходе математико-статистического анализа у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлен низкий уровень мотивации приобретения знаний (87 %), а также не выражена направ­ленность на отметку (73 %), при этом в ходе сравнительного анализа результатов исследования обучающихся основной и контрольной групп были получены статистически значимые различия по данным показателям (Uзнания = 127; U отметка = 144 при р≤0,05). Значимые различия получены также по мотивам учебной деятельности, которые у детей-сирот являются ведущими: получение диплома (U = 144 при р≤0,05); постоянное получение стипендии (U = 144 при р≤0,05); избежание наказания за плохую учебу (U = 144 при р≤0,05). Полученные результаты характеризуют отношение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к процессу обучения как поверх­ностное и неответственное, при этом уровень учебной мотивации снижен, получение знаний не вызывает интерес и не представляет ценности. Ведущими в получении профессионального образования являются факторы материального достатка и избежания наказания.

В результате проведенного исследования можно заключить, что особенностью психолого-педагогического сопровождения детей-сирот является необходимость проведения мероприятий, направленных на повышение учебной мотивации, а также развитие профессионального самосознания, как ключевого фактора дальнейшего развития и процесса профессионализации. К основным направлениям таких мероприятий можно отнести:

  • развитие позитивной просоциальной направленности личности;
  • развитие позитивной Я-концепции, формирование устойчивой позитивной общей и профессиональной самооценки;
  • повышение значимости обучения среди обучающихся путем организации производственных экскурсий, участия в профессиональных конкурсах;
  • стимулирование учебных достижений.

Данные мероприятия можно реализовать только при наличии определенных условий, а именно:

  • психологическая безопасность образовательной среды, представ­ляющая собой необходимый компонент для получения качественного образования;
  • укомплектованность штата педагогическими работниками, их компетентность, собственное профессиональное развитие, что дает обучающимся возможность общения с профессионалами, передачу актуального опыта и знаний.
  • наличие современной материально-технической базы для проведения практических занятий в лабораториях или мастерских, что позволяет обучающимся сформировать представления об условия и особенностях труда;
  • формирование позитивного отношения к получению профессии;
  • возможность демонстрации полученных профессиональных навыков на соревнования или конкурсах.

Активное включение обучающихся в социальный контекст взаимо­действий и жизнедеятельности, тьюторство, всестороннее содействие в решении актуальных трудностей в рамках психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, способ­ствует их адаптации и личностному развитию, что способствует успеху в будущем.

 

Список литературы:
1. Володина Ю.А. Дистанционное психологическое сопровождение детей-сирот в профессиональных учебных заведениях [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-psihologicheskoe-soprovozhdenie-detey-sirot-v-professionalnyh-uchebnyh-zavedeniyah (Дата обращения: 26.12.2018). 
2. Кошман С.Н. Управление развитием региональной системы социализации детей-сирот: Автореф. дис. канд.пед. наук. – М.,2008 – 12 с.