Статья:

О принципах формирования социальной компетентности сотрудника полиции в образовательном процессе вуза МВД России

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Белимова А.А. О принципах формирования социальной компетентности сотрудника полиции в образовательном процессе вуза МВД России // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 28-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О принципах формирования социальной компетентности сотрудника полиции в образовательном процессе вуза МВД России

Белимова Алина Александровна
инспектор отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, РФ, г. Белгород
 
ABOUT THE PRINCIPLES OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF THE POLICE OFFICER IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA 
 

Alina Belimova

inspector of the Department of planning and quality control of the educational process and practice of the educational Department of the Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Статья посвящена принципам формирования социаль­ной компетентности курсанта и слушателя образовательной организации МВД России. Рассмотрено 8 основных принципов: фунда­ментализации, интегративности, гуманистической направленности, диалогичности, социальной активности, ситуативности, активизации субъектной профессионально-образовательной позиции курсанта или слушателя и коллективности.

Abstract. The article is devoted to the principles of formation of social competence of cadets and students of the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia. Reviewed 8 key principles of fundamentalization, integration, humanistic orientation, Dialogic, social activity, temporality, the revitalization of the subject of vocational and educational position of a cadet or the listener and the collective.

 

Ключевые слова: социальная компетентность курсанта и слушателя ВУЗа МВД России; принципы формирования социальной компетентности.

Keywords: social competence of the cadet and the student of higher education institution of the Ministry of internal Affairs of Russia; principles of formation of social competence.

 

Формирование социальной компетентности курсанта и слуша­теля вуза МВД России – это, бесспорно, целенаправленный организо­ванный, интегративный сложный многоаспектный процесс и результат их развития, означающий становление и приобретение устойчивых качеств и свойств личности будущего специалиста правоохранительных органов как совокупности в процессе формирующейся социальной компетентности социально-ориентированных общекультурных и соци­альных компетенций, определяющих способность быть профессионально подготовленным в результате полученных знаний к анализу любых ситуаций в области профессионально-социальной деятельности, опера­тивно и продуктивно решать возникающие социальные проблемы и задачи, активно включаться в процессы общественного развития, обладать способностью успешно сотрудничать в единой команде с коллегами, устанавливать целесообразные взаимоотношения как с ними, так и с различными группами и слоями населения региона, всегда сохраняя при этом выдержку и самообладание; быть мобильным в любых жизненных обстоятельствах и ситуациях.

Принципы формирования профессиональной компетентности встре­чаются в педагогической литературе достаточно редко. Они частично отражены в работах В.Г. Вершловского, Т.Э. Чалкиной, Н.Н. Никитиной и др. В ведомственной научной литературе вузов ОВД и МВД принципы отражены в ряде монографий и диссертационных работ (И.Д. Белонская, Н.Е. Васильев, А.П. Дахин, В.Н. Кудрявцев, Н.В. Романов, Н.Ф. Пирожков, Е.П. Попова, Т.А. Ромм, А.А. Черпак, Н.Г. Шашкин, Е.А. Шумиловой и др.). В этих работах спроектированы и сконструированы модели формирования социально-коммуникативной компетентности будущих специалистов правоохранительных органов, в которых отражены процесс, структура, модели с указанием функций и принципов и результатов исследования. Творчески использовав харак­теристики этих компонентов «Моделей» в общей и профессиональной педагогике и в работах исследователей вузов ОВД и МВД по проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности, как одной из важнейших в комплексе социальной компетентности, мы выделили и обосновали для нашей «Модели» следующие принципы:

1) Принцип фундаментализации, связанный прежде всего с прочным освоением преподавателем вуза XXI века с новыми дости­жениями целого комплекса наук, органично связанных с педагогикой и формированием в процессе её изучения социальной компетентности курсантов и слушателей вузов ОВД (философии образования, теории и методологии педагогики, психологии, социологии, культурологи) с целью расширения его научного кругозора и мировоззрения. Мировоззренческие взгляды преподавателя – это не просто осмысление мира, не только знания о нём, но и система ценностей, определяющая характер мироощущения, эмоциональное восприятие мира педагогом, определяющим оценку тех или иных событий в современном и противоречивом мире и сложной мировой обстановкой в условиях экономической, политической, информационной войны между сторонниками полимерного и многомерного его устройства. Отношение преподавателя к событиям и явлениям в современном мире в социально-культурном аспекте.

2) Принцип интегративности, обосновывающий в формировании социальной компетентности будущих специалистов органов внутренних дел целый комплекс входящих в него компетентностей с присущими им общекультурными профессиональными компетенциями (гражданская компетентность, социально-коммуникативная, социально-трудовая ком­петентность, компетентность взаимодействия, компетентность общения, здоровьесбережения, самосовершенствования). Этот же принцип озна­чает использование интегративной связи в формировании социальной компетентности педагогики, психологии, социологии, культурологи, на метаоснове и межпредметных связях, которых раскрывали в содер­жании учебного материала по педагогике и социальном контексте, этот же принцип используется в совместной деятельности преподавателя и курсантов или слушателей по анализу и синтезу в педагогическом процессе достижений этих отраслей наук в области социализации, социального воспитания и накопления социального опыта каждого обучающегося и группы в целом. На основе этого принципа осущест­вляется соединение теории социальной компетентности с практикой воспитания, обучения и процесса социализации обучающихся, с уста­новлением интегративной связи концептуальных идей социальной компетентности с теорией социального воспитания в органическом единстве её с педагогической технологией, субъект-субъектными отношениями всех участников учебно-воспитательного процесса, эвристической методикой, основанной на диалоговом общении с широким использованием интерактивных форм, методов, приёмов и средств обучения, особенно социально-коммуникативной компетенции и овладении СМАРТ-технологиями.

3) Принцип гуманистической направленности, связанный с социальной позицией уважения личности любого человека, признание его субъектности, бережного отношения к тем, с кем работает сотрудник правоохранительных органов, т. е. с коллегами; гуманный и объективный подход к правонарушителям, к людям, совершившим социальный пос­тупок, к тем, с кем работаешь по коррекции девиантного поведения. Доброжелательность в сочетании с требовательностью, справедливость и ответственность в решении возникающих проблем в профессионально-социальной деятельности, умение заслужить доверие и уважение в кол­лективе коллег и среди населения благодаря желанию и стремлению помочь людям, результативно, плодотворно и со знанием дела, умением принять правильное решение, выполняя свой социально-противоречивый долг.

4) Принцип диалогичности, основанный нами с целью формиро­вания социальной компетентности курсантов и слушателей вузов ОВД в связи с тем, что наиболее эффективным средством социального воспитания диалог является потому, что в наибольшей мере способствует формированию образа «Я» в учебно-воспитательном процессе при изу­чении, так как мотивирует обучающегося на участие в размышлении, высказывании своего мнения, на реакцию сокурсников на свое суждение, позволяя в то же время узнавать и принимать участие в оценке выска­зываний других. Созданием инновационной педагогической науки (И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, А.М. Новиков, А.В. Хуторской и др.) считают общение путем диалога наиболее совершенным в современном образовании. Диалоговый принцип в формировании социальной компе­тентности в учебно-воспитательном процессе при подготовке будущих специалистов правоохранительных органов обусловливается специфи­ческой особенностью, востребованной в этой профессии, так как учит размышлять, осознавать, аргументировать свою точку зрения, воспри­нимать и оценивать точки зрения других. Без умения вести диалог в процессе общения при выполнении служебных, социальных, профес­сиональных и личностных проблем немыслимо взаимодействие, деловое сотрудничество ни с коллегами, ни с правонарушителями, ни с населением, т. е. выполнять свои служебные и гражданские обязанности по наведению правопорядка, по раскрытию преступлений, по защите прав и свобод населения, если в этом оно нуждается, ни глу­бокого понимания и решения стандартных и нестандартных социальных ситуаций. Этой же точки зрения в оценке принципа диалогичности придерживаются сторонники концепции формирования социальной компетентности студентов на основе компетентностного подхода, представители научной школы А.В. Мудрика и ученые ведомственных вузов ОВД и МВД, в научных исследованиях по решению данной проблемы.

5) Принцип социальной активности, который является обобще­нием и развитием основных представлений курсантов и слушателей о механизмах организации социальной деятельности при формировании в педагогическом процессе их социальной компетентности. Он спо­собствует эффективности социальной деятельности обучающихся в средствах осуществления активного, целенаправленного процесса. Принцип социальной активности противопоставляется принципу соци­альной реактивности.

6) Принцип ситуативности, сводящийся к отбору стандартных и нестандартных социальных ситуаций, задач, упражнений кейсов, написание проектов решения событийных проблем для использования на семинарских и практических занятиях в соответствии и на основе изучения программного учебного материала по педагогике, в решении которых необходимо проявить наличие различных видов компетент­ностей, входящих в социальную компетентность и их компетенций общекультурного, профессионального характера, освоение которых курсантом и слушателем необходимо на основе анализа социальных проблемных форм заданий, умений выдвигать гипотезу при решении их аргументировать приятое решение, доказав его эффективность.

7) Принцип активизации субъектной профессионально-образовательной позиции курсанта или слушателя в процессе формирования социальной компетентности. Эта цель и задача прямо пропорциональна цели и задачам изучения педагогики обучающимися.

Субъективный опыт – это совокупность эмоционально окрашенных социальных, учебно-профессиональных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательные функции. Принцип активизации субъективной профессионально-образовательной позиции курсанта, слушателя вуза ОВД обеспечивается, во-первых, педагогической практической деятельностью преподавателя в процессе персонифи­цированного обучения с разработанной программой формирования субъектности в процессе развития и совершенствования социальной компетентности; во-вторых, так, что каждый обучающийся разра­батывает с помощью преподавателя свою «Траекторию формирования социальной компетентности в процессе изучения педагогики» и ведет записи о своём наблюдении, корректируя и контролируя этот процесс, развивая и совершенствуя при этом свою субъективность.

8) Принцип коллективности занимает все более значимое место при формировании социальной компетентности в процессе изучения педагогики. И это связано, прежде всего, с изменением культурно-образовательной среды вуза под влиянием новых требований к личности профессионала правоохранительных органов в современных условиях научно-технологической революции, возрастания роли информационно-коммуникативной коммуникации, требований овладения СМАРТ-технологий, изменения характера труда, принимающего форму работы в команде, в которой все вопросы социально-практической деятельности должны обсуждаться коллективно, все практические действия осущест­влять на основе творчески разработанного проекта по совершению разрешения социальных и профессиональных операций (конфликтов, разработке условий компромисса в своём трудовом коллективе) и при выполнении профессионального долга по охране общественного порядка в правоохранительной деятельности с населением подопечного района своей практической правоохранительной деятельности.

Исходя из сказанного, принципы формирования социальной компетентности курсантов и слушателей вузов ОВД должны быть основаны на персонифицированным подходе. Это и обусловливает необходимость подхода к её формированию по индивидуальным планам преподавателя и траекториям формирования, контролирующим этот процесс у себя обучающимся на основе оценки преподавателя и самооценки студента.

 

Список литературы:
1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Б Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагоги-ческого образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров / А.В. Боровских, Н.Х. Розов; Москов. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, фак. пед. образования. - М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
2. Вершловский, С.Г. - Теоретические и организационные проблемы пост-дипломного педагогического образования. // Педагогика. – 2010. – № 5. – с. 108.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
4. Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / Краевский В.В., Хуторской А.В. // Педагогика. – 2003. - № 3. – С. 3-10.
5. Краевский В.В. Проблема научного обоснования обучения (методологи-ческий анализ) М.: Педагогика, 1977.
6. Новиков А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2010. – 208 с.
7. Новиков А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. – М.: Эгвес. – 2011. 
8. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы, наследие, векторы развития. А.М. Новиков. М.: «Эгвест» – 2000. 
9. Сластенин В.А. Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко И.Ф. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
10. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (А.В. Хуторской – М.: изд. Центра «Академия». 2008 – 256 с.