Статья:

Социально-правовая обусловленность ювенальной юстиции в России

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Костюк М.Ф., Исакова М.С. Социально-правовая обусловленность ювенальной юстиции в России // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 87-91.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-правовая обусловленность ювенальной юстиции в России

Костюк Михаил Федорович
доктор юридических наук, профессор, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск
Исакова Мария Сергеевна
студент, Институт Права, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Social and legal conditionality of juvenile justice in Russia

 

Kostyuk Mikhail

Doctor of Law, Professor, Chelyabinsk State University, Russian Federation, Chelyabinsk

Isakova Mariya

student of 3rd year, Institute of Law, Chelyabinsk State University, Russian Federation, Chelyabinsk

 

Аннотация. Анализируются вопросы социально-правовой обусловленности создания ювенальных судов (ювенальной юстиции). Применение ювенальных технологий при рассмотрении дел в суде в отношении несовершеннолетних.

Abstract. The issues of social and legal conditionality creation of juvenile courts (juvenile justice). The use of technology in the juvenile court proceedings against juvenile.

 

Ключевые слова: несовершеннолетние; юстиция; ювенальные суды; судьи.

Keywords: juvenile; justice; juvenile courts; judges.

 

Анализ преступности несовершеннолетних свидетельствует о ее неблагоприятных  тенденциях. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД РФ, за январь-декабрь 2015 года выявлено 1 075 333 (+6,3%) лиц, совершивших преступление, из них 55 993 (+2,4%)  являются несовершеннолетними. При этом каждое второе (55,1%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое третье (32,1%) – в состоянии алкогольного опьянения, каждое двадцатое (4,9%) – несовершеннолетними или при их соучастии [4, c. 35]. Увеличение количества несовершеннолетних, совершивших преступления, актуализирует проблему эффективности судебной системы, ее реформирования, создание ювeнальной юcтиции.

Законодательного определения понятия «ювенальная юстиция» нет, однако в уголовном судопроизводстве отражены его особенности. Это положения главы 14 УК РФ «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» и главы 50 УПК РФ «Производство по делам в отношении несовершеннолетних». В специальной литературе данный вопрос относится к числу дисскусионных. Ювенальная юстиция рассматривается в нескольких значениях. В узкoм cмыcлe – этo cиcтeма cпeциальных oрганoв oтправлeния правocудия в oтнoшeнии нecoвeршeннoлeтних, coвeршивших прecтуплeния, а такжe cиcтeма cпeциальных правил, примeняeмых к ним. В ширoкoм cмыcлe – этo cиcтeма oрганoв, ocущecтвляющих дeятeльнocть пo защитe прав, cвoбoд и закoнных интeрecoв нecoвeршeннoлeтнeгo, в cвязи c нарушeниeм дeйcтвующeгo закoнoдатeльcтва в даннoй oблаcти [2, c. 164].

Сторонниками ювенальной юстиции являются, как правило, люди, профессиональная деятельность которых связана с детьми из неблагополучных семей, несовершеннолетними правонарушителями. Нельзя одинаково подходить к анализу преступности несовершеннолетних и взрослых лиц, их причинам и мерам правового воздействия. Однако  далеко не всегда судьи, специализирующиеся, к примеру, на рассмотрении  уголовных дел совершеннолетних, способны в полной мере дать правовую оценку действиям несовершеннолетнего подсудимого,  вынести справедливый приговор.

В настоящее время происходит становление  ювенальной юстиции, ее технологий. Ювинальный подход при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних осуществляется при их допросе в качестве подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. В таких случаях обязательным является участие не только защитника, но и педагога, психолога. При необходимости могут быть привлечены и другие специалисты. К несовершеннолетним  ограничивается применение такой меры пресечения, как  заключение под стражу. В ходе судебного разбирательства устаналивается их возраст, уровень психического развития, иные особенности их личности.  Наказание в виде лишения свободы назначается только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества. Такое решение должно быть мотивированным.

Термин «ювенальные технологии» - это общее название для разных институтов и технологий, помогающих отстаивать права детей [3, c. 28]. Такие технологие должны иметь нормативное закрепление и применяться при осуществлении правосудия судьями, функционально специализарующихся по делам несовершеннолетних. Ювенальные технологии рассматриваются нами как выработанные судебной практикой,  нормативно  закрепленные, теоретически обоснованные формы и методы осуществления судебного процесса в отношении несовершеннолетних правонаруштрелей. Их содержанием являются нормативно-закрепленные особенности производства по делам несовершеннолетних.

Правовая защита несовершеннолетних предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних (статьи 73, 421 УПК РФ) [5].

Такие технологии могут развиваться в различных направлениях, включая  повышение квалификации судей, психологическую реабилитацию жертв преступлений и  лиц,  их совершивших. Для ювенальной юстиции характерным является конфиденциальность рассмотрения спора. По мнению исследователей,  гдe cущecтвует пoдoбная cудeбная практика, кoличecтвo рeцидивoв cрeди нecoвeршeннoлeтних прecтупникoв рeзкo пoшлo вниз. При этом cуд нe прecлeдуeт цeль вo чтo бы тo ни cталo oправдать нecoвeршeннoлeтнeгo прecтупника или жe изъять из ceмьи [1, c. 12].

Ювенальную юстицию мы рассматриваем через призму действующего законодательства, отражающего специфику правового воздействия на несовершеннолетних, государственной политики в этой сфере деятельности. Обеспечению эффективной защиты прав и интересов ребенка способствует принятие Указа Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».  Для этого Уполномоченный по правам ребенка наделен определенными правами, в том числе правом направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов. Это оперативная мера реагирования на выявленные факты нарушения прав ребенка.

Весьма перспективным направлением деятельности в этой сфере представляется возможность привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Реализация функций Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка рассматривается нами как  элемент ювенальной системы. Аналогичные должности есть во всех субъектах страны.

Законодательной основой формирования ювенальной юстиции является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (в ред. 3 июля 2016 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Социальный аспект данного закона очевиден. Его основными задачами являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

С учетом этого, под ювeнальной юcтицией следует понимать  cпeциальныe cуды, раccматривающиe coвeршeнныe несовершеннолетними преступления, учитывающие их посткриминальное поведение и другие обстоятельства,  определяющие применение к ним наказания, освобождения от него или помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Такой подход призван обеспечивать  эффективное  и качественное осуществление  правосудия по делам несовершеннолетних, развивать  взаимодействие судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений этой категории лиц, защищать их права и интересы,  обеспечивать  безопасность общества. Такая деятельность осуществляется в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными нормами международного права.

 

Спи‬co‬к ли‬тeра‬туры:
1. Атинов А.М. Ювенальная юстиция в современной России: за и против// Ювенальная юстиция.–2015. - №3. – С. 12-19. 
2. Ветошкин С.А. Ювенальное право: Учеб. Пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. Проф. - пед. ун-та, 2008. -230 с. 
3. Малышев В.А. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации// Адвокат.–2015.–№4. – С. 28-39. 
4. Министерство внетренних дел Российской Федерации, ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015 года. М., 2015. URL: https://мвд.рф/upload/site1/document_file/sb_1512.pdf.
5. Пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 (в ред. от 29 ноября 2016 г. N 56) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».// Российская газета – Федеральный выпуск,- № 5405 (29), - 11 февраля 2011 г.