Статья:

Обеспечение безопасности в сфере туризма: юридически и фактически

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Буркин Д.О., Газарян М.В. Обеспечение безопасности в сфере туризма: юридически и фактически // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 63-68.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обеспечение безопасности в сфере туризма: юридически и фактически

Буркин Дмитрий Олегович
кандидат юридических наук, старший преподаватель, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Газарян Маргарита Вагановна
студент Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Ставрополь

 

Security in tourism: legally and factually

Burkin Dmitry

Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer, North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol

Gazaryan Margarita

Student of North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, сведения о правах туристов и примеры применения данных норм в политике государства. На основе проведенного исследования предлагается усовершенствовать политику безопасности в области туризма.

Abstract. This article reviews regulations governing the safety of life, health and property of tourists, the tourists’ rights and examples of the application of these rules in the policy of the state. On the basis of the study is proposed to improve the security policy in the field of tourism, special attention is paid to the work of travel agencies.

 

Ключевые слова: безопасность; информация; туризм; право; Ростуризм; страхование; угроза.

Keywords: safeness; information; tourism; right; Rosturizm; insurance; threat.

 

Туризм играет неотъемлемую роль в жизни современного человека, связанную с реализацией его конституционного права на отдых, свободу передвижений, а также иных прав и свобод при совершении путешествий.

В современной обстановке в мире опасности природного и техногенного характера (в том числе и чрезвычайные ситуации) постоянно сопровождают туристов во время их поездок. Часто в путешествиях можно столкнуться и с такими опасностями, как несчастные случаи, дорожно-транспортные происшествия и авиационные катастрофы, хищения имущества туристов и насильственные действия в отношении туристов. Серьезными для сферы туризма являются террористические акты в популярных местах отдыха, а также быстрый рост туристского обмена между странами, который существенно увеличивает риски распространения эпидемий.

Необходимо учитывать и тот факт, что туристы регулярно взаимодействуют с источниками повышенной опасности. Неосторожное поведение туристов в стране (месте) временного пребывания повышает риск несчастных случаев, преступных и иных посягательств на жизнь, здоровье и имущество туристов, проявления угроз безопасности.

1. Согласно данным ЮНВТО основную опасность туристской сфере несет собственно её развитие. В случае отсутствия должного управления данным сектором туризм становится подвержен угрозам[4, С.14].В этих условиях вопросы обеспечения безопасности сферы туризма становятся насущной потребностью личности, общества и государства.

Согласно статье 14 ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ«Об основах туристской деятельности», под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также нанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства [7].

В рамках ст. 14 настоящего закона безопасность туризма включает в себя как безопасность самого туриста (экскурсанта), так и:

1.  безопасность и сохранность его имущества,

2.  не нанесение ущерба окружающей среде,

3.  материальным и духовным ценностям общества,

4.  безопасности государства[7].

Таким образом, законодательством рассматривается также опасность, вызванная самим туристом (например, в отношении окружающей среды).

В праве рассматривается также такое понятие как безопасность услуги, которое означает, что при ее оказании не должна создаваться угроза причинения вреда для жизни и здоровья людей, объектов окружающей среды, имущества граждан и государства. Также безопасность услуги подразумевает защиту персональных данных потребителя услуги.

Государством учреждены права туристов на безопасность услуги, в них входят:

- право на достоверные сведения об услуге, в том числе информацию о рисках и опасностях, которые могут возникнуть при ее реализации

- право на безопасность самой услуги и результатов ее оказания

- право обратиться в государственные структуры и органы местного самоуправления для защиты своих прав, если небезопасная» услуга причинила вред жизни или здоровью человека.

- право на компенсацию убытков и морального ущерба при нарушении законных прав потребителей исполнителем услуги.

За предоставление услуг, несоответствующих перечисленным требованиям безопасности введена уголовная ответственность (ст. 238 УК РФ) [8].

Федеральное агентство по туризму обладает полномочиями по оповещению предприятий сферы туризма и туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания (п. 5.3.2 Положения о Федеральном агентстве по туризму) [5].

В мае 2008 г. зарегистрирован Административный регламент Ростуризма, основной задачей которого является оперативное обеспечение информацией об угрозах безопасности в России или в стране (месте) временного пребывания[1]. Данные сведения приходят из доменных органов и других объединений, которые перечислены в Регламенте. Она содержит информацию о виде угроз безопасности, в свою очередь призывающих неотложных действий.В регламенте указаны последовательность и средства информирования путешественников об угрозе безопасности, включающие:

-     публикация в СМИ поступивших сведений об угрозе безопасности (включая те, которые получены по запросу Ростуризма);

-     опубликование данных сведений на официальном сайте Ростуризма, с намерением довести ее до заинтересованных людей.

Так, при массовых волнениях в Египте в январе 2011г. после информационного обмена между Ростуризмом и Министерством иностранных дел РФ было решено создать оперативный штаб и запустить работу "горячей линии". Также был отдан Приказ от 29.01.2011 № 13 «О принятии неотложных мер в связи с ситуацией в Арабской Республике Египет» [6], в котором турфирмам настоятельно советовалось:

-     не отправлять российских граждан в Египет до нормализации обстановки;

-     обеспечить безопасность российских туристов, оказать помощь туристам, желающим уехать из страны, в преждевременном возвращении на Родину;

-     осведомить туристов о порядке выплаты денежных средств за невыполненные услуги.

Тем туристам, которые уже находились в Египте, рекомендовалось не выходить за пределы своих гостиниц и других мест пребывания. Также за все время существования угрозы безопасности Ростуризм каждодневно размещал информацию о текущей ситуации в стране, методах защиты прав туристов, поддерживал туристов и их родственников, координировал возвращение туристов в Россию. Нельзя не отметить, что в этом же году Ростуризм неоднократно информировал участников туризма об угрозе безопасности в таких государствах, как Йемен, Япония, Тунис, Таиланд, Сирия.

Одной из областей, обеспечивающих безопасность туристов, является его страхование. Согласно ст. 6 ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ «Под страхованием выезжающих за рубеж туристов обычно подразумевается добровольное медицинское страхование от внезапного заболевания или телесных повреждений в результате несчастного случая в стране (месте) временного пребывания» [7]. Страхование туристов на случай внезапного заболевания составляет основную страховую меру. Данная мера должна обеспечить право туриста на беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи. О наличии страховых отношений свидетельствует страховой полис туриста, в котором прописывается обязанность оплаты медицинской помощи и компенсации расходов при наступлении страхового случая в стране (месте) временного пребывания.

При совершении поездки в страну с повышенным риском инфекционных заболеваний, туристам необходимо пройти профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Организации, предоставляющие экскурсионное обслуживание, связанное с прохождением сложных и опасных маршрутов, труднопроходимых местностей, водных объектов, горных и спелеологических рельефов, должны пользоваться услугами инструкторов-проводников. Они обязаны незамедлительно информировать государственные органы, органы местного самоуправления, службы безопасности о чрезвычайных ситуациях, возникших при прохождении опасных маршрутов с экскурсантами.

Можно заметить, что безопасность туризма обеспечивается как государством, так и субъектами туристских отношений. На сегодняшний день работа Ростуризма по информированию туристов достаточна эффективна. В период существования угрозы безопасности принимается ряд мер по предотвращению угрозы, эвакуации российских туристов, организации выплаты денежных средств за невыполненные услуги. Данные действия, как показывает практика, в большинстве случаев результативны. В свою очередь, работа турфирм по обеспечению безопасности туризма не настолько действенна: требования к страхованию туристов, экскурсионному обслуживанию, безопасности услуг и рядом медицинских ограничений часто не соблюдаются. Одной из причин появления угроз безопасности являются также и сами туристы. Каждый участник туристских отношений должен стремиться к повышению уровня безопасности туризма.

 

Список литературы:
1. Административный регламент Ростуризма (утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 26 сентября 2011 г. № 1117) // Российская газета. - 2009. - №4937.
2. Ефимова О. В. Безопасность туризма// Туризм: право и экономика. - 2013. – № 3 – С.8-11.
3. Игбаева Г.Р. Личное страхование туристов, выезжающих за рубеж // Туризм: право и экономика. - 2006.– № 5. – С.30-31.
4. Пленарный доклад на 16-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации. Дакар (Сенегал), 28 ноября - 2 декабря 2005 г. // Центр новостей ООН (15 января 2006).
5. Положение о Федеральном агентстве по туризму (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 901) //Российская газета. - 2005. - №3679.
6. Приказ от 29.01.2011 № 13 «О принятии неотложных мер в связи с ситуацией в Арабской Республике Египет» // СПС «Консультант Плюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462(дата обращения: 07.12.2016).
7. ФЗ от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2016) //Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 49. - ст. 5491; 2016. - № 15. - ст. 2066.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - ст. 2954; - 2016. - (часть I) № 48, - ст. 6732.