Статья:

Музыка как аспект культурного развития молодёжи г. Белгорода

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социология культуры

Выходные данные
Михайлова Т.А., Донцов А.Л. Музыка как аспект культурного развития молодёжи г. Белгорода // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 25-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Музыка как аспект культурного развития молодёжи г. Белгорода

Михайлова Татьяна Александровна
ассистент, кафедры социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Донцов Алексей Леонидович
студент, кафедра социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

 

Music as a cultural aspect of youth development in Belgorod

 

Mikhailova Tatiana

Assistant Department of Sociology and organizations working with young people Belgorod state university, Russia, Belgorod

Dontsov Alexei

Student, Department of Sociology and organizations working with young people Belgorod state university, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Рассмотрена проблема влияния музыки на социокультурное развитие представителей молодого поколения. Музыкальное творчество занимает свою обширную нишу в процессе культурного развития молодых людей. Это показано на примере молодежи г. Белгорода.

Abstract. The problem of the influence of music on the socio-cultural development of the younger generation. Musical Creativity occupies a vast niche in the cultural development of young people. This is shown by the example of young people of Belgorod.

 

Ключевые слова: музыка; социализация; развитие; творчество; жанр; музыкальная сфера.

Keywords: music; socialization; development; creativity; the genre; the musical sphere.

 

Современная молодежь проживает в мире, который сложен по тенденциям социализации и своему содержанию. Перемены, происходящие за последние десятилетия в политической, экономической и культурной сферах оказывают непосредственное влияние на формирование сознания всех социальных групп и слоев общества, прежде всего, молодежи.

С конца XX века в духовном облике молодежи произошли коренные изменения. До 90-х годов XX века никогда прежде музыкальная культура не имела такой степени свободы в нашей стране.

Именно она стала наиболее актуальной в процессе развития и становления представителей молодого поколения, формирования его внутреннего мира, взаимодействия множества социальных общностей.

Музыкальное творчество занимает свою обширную нишу в процессе культурного развития молодых людей. Обретая за последние сто лет все новые виды, формы и жанры, получая в свое распоряжение все более совершенные, поистине фантастические технические и технологические возможности, музыка – во всем ее многообразии и неоднородности – легко преодолевая реальные и виртуальные границы, выступает одним из атрибутов современного мира глобализации [1, с. 23]. 

Так как культура олицетворяет собой материальные и духовные ценности, которые созданы и создаются обществом, то становится ясно, что искусство – это часть общей культуры, неотъемлемая часть человеческой деятельности.

Личность человека может полностью сформироваться только при помощи и участии искусства. Оно помогает формированию его чувств, развивает творческие способности [5, с. 15].

Одной из множества задач современного искусства является влияние посредством художественных произведений на чувства людей, их мысли, формирование мировоззрения. Высшей целью искусства является всестороннее развитие личности.

На современном этапе музыка звучит абсолютно везде: на телевидении, радио, концертах. Контингент слушателей разнообразен – дети, молодёжь, взрослые, пожилые люди. И на них всех музыка всегда влияет по-разному, формируя тем самым личность человека [2, с. 143].

Рассматривая музыку как объект социологического исследования, можно выявить определенную точку зрения, присущую большей части молодежи г. Белгорода. Она будет отражать наблюдаемую тенденцию, характеризующую отношение к музыке представителей молодого поколения.

Данная тенденция заключается в том, что музыка как искусство и особый аспект культурного развития нашего общества не уменьшает в наше время масштабы распространения своей популярности и влияния, а, в большей степени наоборот, только увеличивает его [3, с. 54].

В ходе социологического исследования, направленного на выявление роли музыки в культурном развитии молодых людей г. Белгорода, было опрошено 100 человек. Возраст опрошенных составил 14-26 лет. Респондентам было предложено ответить на 14 вопросов анкеты, включая 3 вопроса социально-демографического блока.

Также параллельно был проведен и опрос экспертов из 10 человек, работающих в музыкальной индустрии г. Белгорода. Их средний возраст составил 30 лет. Стаж работы в данной сфере не менее 10 лет.

Большинство экспертов сошлось во мнении, что музыкальная сфера г. Белгорода находится в стадии стагнации. Это подтверждает и отсутствие профессиональных работников этой отрасли, которые могли бы грамотно развивать музыкальную индустрию и обладали бы свежим взглядам, и следовавшими бы новейшим тенденциям.

По словам экспертов многие стороны музыкальной сферы не реализуются в г. Белгороде должным образом. Так, на сцене довольно редким явлением выступают молодые исполнители. В городе проводится лишь несколько музыкальных фестивалей, которые отчасти соответствуют современным тенденциям. Остальные же не отвечают требованиям, предъявляемым социумом.

При этом более 50% экспертов принимают участи в подготовке и проведении ряда федеральных мероприятий. Однако в большинстве случаев они не видят способов, которые позволили бы проводить столь обширные фестивали и концерты в г. Белгороде.

В первую очередь это связано с отсутствием базовых знаний и должного опыта у многих организаторов концертов из г. Белгорода, позволивших развивать рассматриваемую сферу.

Также многие эксперты говорят и о препятствии органов государственной власти проведению ряда мероприятий, в которых принимали бы участие исполнители, играющие как рок-музыку, рэп-исполнители, так и представители новых популярных жанров.

Проанализировав результаты ответов экспертов, было выявлено, что музыкальная сфера в г. Белгороде развита недостаточно хорошо. Это вызвано рядом обстоятельств: отсутствие профессиональных организаторов концертов и фестивалей, слабой заинтересованностью и препятствие органов власти проведению мероприятий, которые бы соответствовали современным тенденциям.

Таким образом, по результатам проведенного опроса можно сделать вывод, что гипотеза о том, что музыка занимает довольно значимую роль в жизни молодых людей г. Белгорода, нашла свое подтверждение. Она, как часть культуры, плотно вошла в жизнь молодежи и играет весьма значимую роль в процессе социализации индивида, является одной из основ формирования культурного уровня социума.

Также верна гипотеза о том, что молодежь не удовлетворена уровнем музыкальной культуры в г. Белгороде. Ее подтвердил 71% респондентов.

Это связано с отсутствием музыкальных мероприятий высокого уровня, а также несоответствие взглядов их организаторов новым веяниям в рассматриваемой сфере. В городе на данный момент нерегулярно проводятся концерты приезжих исполнителей, но зачастую они не отличаются оригинальностью и повторяются из года в год.

Опрошенные подчеркивают и их финансовую недоступность для большинства представителей молодого поколения, которые, в свою очередь, в подавляющем большинстве являются представителями студенчества.

Также подтвердилась и гипотеза, гласящая, что среди молодежи существуют такие категории, которые желают привнести что-то свое в развитие музыкальной индустрии г. Белгорода и повлиять на нее. Была выявлена часть опрошенных, которые ведут активную деятельность, направленную на развитие музыкальной сферы в г. Белгороде, а также еще больший процент людей, которые заинтересованы в развитии данной сферы в городе, но принимающие участие в мероприятиях лишь время от времени.

В итоге мы видим, что музыкальная сфера в г. Белгороде находится сейчас на определенной стадии застоя, однако многие молодые люди готовы это исправлять.

В целом, по результатам исследования можно сказать, что люди заинтересованы данной темой и в большинстве случаев осознают роль, которую играет музыка в культурном развитии личности и ее формировании.

 

Список литературы:
1. Аванесов, С.С. Дефиниции культуры [Текст] / С.С. Аванесов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1998. – 258 с.
2. Адорно, Т. Социология музыки [Текст] / Т. Адорно. – СПб. : Университетская книга, 1999. – 445 с.
3. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. – М. : Музыка, 1996, – 253 с.
4. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е.В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1992. – 383 с.
5. Тарасов, Г.С. Психология музыкальной потребности: [Текст] / Г.С. Тарасов. – М. : Юность, 1991. – 47 с.