Статья:

Дискриминация по принадлежности к определенной конфессии и национальности

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Выходные данные
Зяблицева А.А., Булычев Е.Н. Дискриминация по принадлежности к определенной конфессии и национальности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 80-86.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дискриминация по принадлежности к определенной конфессии и национальности

Зяблицева Алина Андреевна
преподаватель, Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Булычев Евгений Николаевич
кандидат юридических наук, доцент, Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Discrimination based on membership in a particular denomination and nationalities

 

Zyablitseva Alina

Teacher, Bashkir State Pedagogical University M. Akmulla, Russia, Ufa

Bulychev Evgeniy

PHD in law, assistant professor in Bashkir State Pedagogical University M. Akmulla, Russia, Ufa

 

Аннотация. В современном мире все чаще встречаются проблемы ограничения прав людей на осуществление их прав и свобод, связанные с принадлежностью к той или иной конфессии или национальности. В статье приводится анализ дискриминаций, которые происходят в России и за рубежом.

Abstract. There are many problems that appear in the sphere of the people rights discrimination in implementation their rights and freedoms associated with belonging to a particular faith or nationality in the modern world. The article provides an analysis of discrimination based on membership in a particular denomination and nationalities that take place in Russia and abroad.

 

Ключевые слова: дискриминация; конфессия; национальность.

Keywords: discrimination; denomination; nationality.

 

Современный этап развития общества и государства, где важной ценностью является человек, его права и свободы, запрещает дискриминацию в любом виде.

В древние и средние века ущемление прав и свобод человека происходило повсеместно, воспринималось как нечто обычное. К людям, которые принадлежали к категории рабов, относились как к имуществу. Так же применялась дискриминации людей по признаку пола, когда женщины и мужчины имели разное положение, а ведущая роль отводилась лицам мужского пола.

Первые зачатки сопротивления дискриминации появляются в новейшее время с развитием идей о естественных правах человека, которые принадлежат каждому от рождения. С тех пор мыслители (философы, правоведы, социологи) начинают отстаивать идею о равенстве всех людей друг перед другом и законом.

В последнее время, мы часто слышим о случаях нарушения норм международного права, которые касаются запрета применения дискриминации. Периодически в СМИ появляется информация об ущемлениях людей по признакам принадлежности к другой конфессии, национальности, политическим убеждениям, полу, расе и т.д. Больше всего от подобных правонарушений страдают несовершеннолетние дети, которые не могут должным образом себя защитить. Они воспитываются в условиях, когда больше внимания уделяется не уму, воспитанию и хорошим поступкам, а тому, какое положение они занимают в обществе.

Особое место в жизни многих людей занимает дискриминация по принадлежности к определенной национальности.

А.Я. Сухарев дает следующее определение данного термина: «Национальность - это принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни» [3].

Д.Н. Ушаков определяет понятие нации, как исторически сложившуюся часть человечества, объединенную устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры [10].

Одной из форм дискриминации в области национальных отношений является национализм. По мнению Б.А. Райзберга национализм - это психология, политика, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности своей нации, признании приоритета национального фактора в общественном развитии, противопоставления интересов одной национальности другим, шовинизм [7].

Во время Второй мировой войны Германия проводила жестокую политику нацизма, в соответствии с принципами которой, особым объектом преследования стали евреи и цыгане, которые подвергались уничтожению. Они лишались прав в области гражданства, возможности работать на государственной службе, иметь бизнес, вступать в брак с немцами, получать образование в государственных учебных заведениях, иметь собственность.

 Память об ужасах и страданиях людей, которые были заключены в концлагеря из-за того, что одна нация ставилась превыше других, привела к последующему принятию ряда международных актов. Основополагающим актом становится Всеобщая Декларация прав человека 1948 года[1], которая провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, а также они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В ст. 2 Декларации уточняется, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Впоследствии было принято большое число конвенций о запрете дискриминации в отношении женщин, рабочих-мигрантов, спортсменов, людей другой расы.

Согласно данным организации «Международная Амнистия» (Amnesty International), количество нарушений в области равенства прав граждан достигает больших размеров. Международная Амнистия разработала концепцию борьбы с дискриминациями в Европе, которая получила название «Преодолевая различия» [6].

Серьезное волнение среди общественности и международных правозащитных организаций в Европе вызывает отношение к национальным меньшинствам и их правам. Несмотря на совершенствование законодательства в области прав человека, продолжают встречаться ущемления по национальному признаку. В результате такого отношения государств к национальным меньшинствам, люди, которые принадлежат к данной категории, страдают от недостатка должной квалифицированной медицинской помощи, а также не могут получить образование наравне с другими людьми.

В докладе приводится пример отношения к цыганам (ромам). Директор детского сада в г. Кошице говорит следующее: «Если я создам группу для ромов, ко мне перестанут ходить все белые дети. Они недостаточно чистоплотные, к тому же у меня нет для них места» [6, с.7]. Сами цыгане тоже осознают подобную неприязнь, например, Ром из г. Свиния утверждает: «Наши дети не играют с белыми детьми. Они даже не могут поиграть в футбол на футбольной площадке, потому что их оттуда прогоняет полиция. Здесь у детей вообще ничего нет, им даже негде играть. У белых детей есть собственная футбольная площадка, а наши дети играют в поле» [6, с.7].

Дискриминация по принадлежности к определенной национальности проявляется в том, что нетитуальная нация ограничена во многом сферах общественной жизни. Например, ее представители не могут занимать государственные должности, избираться и быть избранными в органы государственной власти, получать образование, свободно передвигаться, выбирать место жительства. Из-за подобного отношения, которое сложилось в некоторых странах, люди вынуждены становиться переселенцами и беженцами, покидая свой родной дом.

Например, «в Эстонии, Латвии представители русскоязычного населения лишены возможности натурализации, они ущемлены в других гражданских, политических и личных правах. В других государствах ближнего зарубежья граждане нетитульных национальностей также подвергаются в той или иной мере дискриминации национальной. Вследствие этого часть нетитульного населения вынуждена покидать эти страны, становиться переселенцами» [8].

Обратной стороной дискриминации стало появление позитивной дискриминации, когда представители нетитульной нации занимают более привилегированное положение в стране, когда им отдают предпочтение при занятии вакантной должности, особые привилегии в получении жилья, от чего страдают коренные граждане. Подобное отношение рождает неприязнь наций друг друга, результатом которой может стать национальный конфликт, влекущий за собой гибель сотен невинных жизней.

Большую актуальность приобретает проблема, связанная с реализацией свободы совести и вероисповедания. Это проявляется в том, что на законодательном уровне людям запрещается появляться на рабочем месте или в учебных заведениях с элементами религиозной атрибутики. Во многих европейских странах запрещается ношение любых элементов одежды, показывающих отношение к той или иной религии. Юрисконсульт Европейского суда по правам человека Микеле де Сальвиа отмечает, что ЕСПЧ принимая решение по жалобе на запрет носить платок во время преподавательской работы, ссылается на то, что «ношение платка трудно совместить с принципом равенства мужчины и женщины. Столь же трудно совместить ношение «исламского платка» с воспитанием терпимости, уважения к другим людям и, главное, преподаванием принципов равенства и отказа от дискриминации, которые любой учитель обязан прививать своим ученикам в демократическом обществе» [5].

В России также столкнулись с подобной проблемой в отношении возможности носить платок в учебные заведения. В 2013 году в Республике Мордовия и в Ставропольском крае местные власти запретили ношение мусульманских платков и иной религиозной атрибутики на работу, в школу и т.д. В результате рассмотрения дела в Верховном Суде РФ в 2015 году было признано законным решения местных властей и судов Республики Мордовия о запрете ношения в школе хиджабов или религиозной одежды и атрибутики. Светское учреждение имеет право в уставе своей организации указать обязательный дресс-код, который будет исключать ношение чего-то лишнего, и так как мы живем в светском государстве, граждане должны следовать этим нормам и соблюдать их должным образом.

По данному обстоятельству возникло масса споров между представителями религии друг с другом, а также со светским правительством страны: является ли это нарушением конституционного права на образование, свободы совести и вероисповедания и принципа Россия - светское государство.

В январе 2015 года прошли пресс-конференция правозащитников и представителей Совета муфтиев и круглый стол в Саратове «Новые законодательные требования в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений: проблемы правоприменения. Светскость государства и реализация прав верующих». В результате, которого, мнения представителей мусульманства РФ разделились, лидер мусульман России - председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ РФ) Талгат Таджуддин не поддержал позицию Совета муфтиев России, заявив, что несовершеннолетние мусульманские девочки могут ходить с непокрытой головой: «Хиджаб - это паранджа, покрытие всего лица, которое предписывается только супругам пророка Мухаммеда» [9]. В то время как, Совет муфтиев отправил открытое письмо Президенту РФ, где выразил несогласие с мнением местных властей и Верховного суда РФ.

В то же время, в других субъектах России (таких как Башкортостан, Татарстан, республиках Северного Кавказа) проявляется нейтральное отношение к девушкам в платках, которые посещают учебные заведения.

Результатом конфликта в Мордовии стали моральные страдания девушек, которых стали активно притеснять в процессе получения образования, например их не допускали до олимпиад, уроков, школьных мероприятий. Многим девушкам пришлось уйти на домашнее обучение, так как притеснения в школе становились совершенно невыносимыми, хотя Конституция РФ [2] дает всем право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Возможно для того, чтобы избежать подобных конфликтов, связанных с реализацией права на свободу совести и вероисповедания следует дать официальное толкование конкретных норм закона, связанных с ношением религиозной одежды и атрибутики в светских учреждениях.    

 

Список литературы:
1. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003, 704 c.
2.Булычев, Е.Н. Гарантии государственной и международной защиты прав человека в конституционном законодательстве России. // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2016. № 8-2. С. 306-311.
3.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998 г.
4.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
5.М.Сальвиа. Принцип секуляризации в практике Европейского суда по правам человека. [Электронный ресурс].  URL:  http://www.r-komitet.ru/law/faith/verdict/razdel/secular (дата обращения 12.10.2016 г.)
6.Преодолевая различия: Международная амнистия [Электронный ресурс]  // Электрон. версия печат. публ. URL: https://amnesty.org.ru/pdf/Annualreportbook15_16_Russian.pdf (дата обращения: 22.09.2016).  
7.Райзберг, Б.А. Современный социо-экономический словарь. М., 2012, с. 304.
8.Р.Лункин. Дело о хиджабах в Мордовии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2015/03/d31436/ (дата обращения 12.10.2016г.).
9.Тавадов, Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 100-101.
10. Толковый словарь Ушакова. - М.: Славянский Дом Книги Д.Н. Ушаков, 2014, 960 с.