Статья:

ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ: ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

Выходные данные
Зверева К.В. ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ: ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(59). — М., Изд. «МЦНО», 2021.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ: ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Зверева Ксения Владимировна
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. Проводится анализ действующего уголовного законодательства в контексте специального субъекта преступления. Выявляются особенности признаков специального субъекта преступления, предпринимаются попытки условной классификации специальных субъектов преступления на основе анализа статей Особенной части Уголовного кодекса РФ. Анализируется положение должностного лица как специального субъекта преступления.

Abstract. The current criminal legislation is analyzed in the context of a special subject of crime. The features of the special subject of the crime are revealed, attempts are made to conditionally classify special subjects of the crime, based on the analysis of articles of the Special part of the Criminal code of the Russian Federation. The article analyzes the position of an official as a special subject of crime.

 

Ключевые слова: признаки субъекта; классификация специальных субъектов; специальный субъект преступления.

Keywords: signs of the subject; classification of special subjects; special subject of the crime.

 

Специальные субъекты преступления обладают как общими признаками субъектов, так и признаками, характеризующими их как «специальные». Данные признаки определены в диспозициях статей Особенной части Уголовного кодекса (далее – УК РФ). Вопрос правильного определения субъекта преступления актуален, и это обусловлено в первую очередь ростом преступности.

В январе – июле 2019 г. на территории России зарегистрировано 1 183 411 преступлений, что на 24 901 больше, чем за аналогичный период прошлого года (+2,1 %) [3].

Обозначение субъектов преступлений как «специальные» помогает правоприменителю осуществить верную квалификацию преступному деянию, а также помогает разграничить деяния при конкуренции общей и специальной нормы. Так, признаки специального субъекта преступления могут быть прямо указаны в статье Особенной части УК РФ, к примеру, в ст. 264 УК РФ это лицо, обладающее определенными навыками вождения, и, напротив, статья Особенной части УК РФ может не содержать эти признаки, так как признаки специального субъекта следуют из самого смысла статьи, например, ст. 131 УК РФ . В данном случае изнасилование может совершить только лицо мужского пола. Однако говорить о единичном субъекте будет ошибочно, так как преступление может быть совершено с соучастием, следовательно, с соисполнителем, что может быть по ст. 131. Соисполнителем может являться также лицо женского пола, однако признаки специального субъекта будут определять только исполнителя, следовательно, лицо мужского пола.

Некоторые нормы Особенной части УК РФ и вовсе являются бланкетными и ссылают на другие нормативные правовые акты. Так, чтобы определить субъекта преступления по ст. 202 УК РФ, нам нужно обратиться к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате.

Другой вопрос, связанный с признаками специального субъекта преступления, – возможность классификации специальных субъектов для теории уголовного права.

Проведя анализ норм Особенной части УК РФ, можно определить следующие основания для классификации специальных субъектов преступления:

  • по гражданству субъекта (ст. 275, 276 УК РФ);
  • по демографическому признаку (ст. 131 УК РФ);
  • по семейно-родственным отношениям (ст. 156, 157 УК РФ);
  • по должностному положению и профессиональным обязанностям (ст. 124, 143, 285 УК РФ), сюда можно включить и наделение лица профессиональными и иными обязанностями, характер выполняемой лицом работы: налоговый агент – ст. 199.1 УК РФ, руководитель организации или частный предприниматель – ст. 189 УК РФ;
  • по отношению к воинской обязанности (ст. 328 УК РФ);
  • уголовно-правовой и уголовно-процессуальный статус: осужденный или заключенный под стражу – ст. 313, 314 УК РФ;
  • статус кандидата на выборные должности – ч. 2 ст. 141.1, ч. 1 ст. 142 УК РФ;
  • по другим основаниям (ст. 264, 224, 121 УК РФ) [4].

Конечно, данная классификация не претендуют на звание истинной, однако является первым шагом в этом направлении.

Признаки специального субъекта преступления могут выступать и в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельства, к примеру п. «м». ч. 1 ст. 63 УК РФ. Обладание субъектом специальных признаков не означает, что он подпадает под действие всех норм, где содержатся факультативные признаки субъекта преступления, к примеру, по ст. 124 субъектом является медицинский работник, а по ст. 275 УК РФ ответственность несет гражданин России.

Стоит учитывать признаки специального субъекта преступления, так как они имеют значение при конструировании составов преступления. К примеру, по ст. 195–197 УК РФ субъектом является руководитель или собственник организации, возможно, и индивидуальный предприниматель. Соответственно, признаки, характеризующие определенных субъектов преступления как «специальные», в свою очередь, могут являться квалифицирующими признаками в некоторых составах Особенной части УК РФ. Например, ч. 3 ст. 160 УК РФ – присвоение и растрата чужого имущества, вверенного виновному с использованием служебного положения. Аналогично в п. «б» ч. 2 ст. 229 УК РФ хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, лицом с использованием своего служебного положения.

Резюмируя, отметим, что признаки специального субъекта преступления – это специфические признаки, характеризующие субъект преступления состава Особенной части УК РФ как «специальный». Стоит обратить внимание, что среди исследователей имеется повышенное внимание к должностному лицу как специальному субъекту.

Так, согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [4].

Как следует из примечания, должностное лицо как специальный субъект преступления характеризуется прежде всего функциональными и структурными признаками. Под функциональными признаками подразумевается вид осуществляемых полномочий, под структурными – место службы, работы и т.д.

Преступления, где субъект обладает признаками должностного лица, можно разделить на три группы:

  • во-первых, это преступления, совершенные только должностным лицом;
  • во-вторых, это преступления, где субъект может быть как должностным лицом, так и государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, не являющимся должностным лицом (ст. 292 УК РФ);
  • в-третьих, это преступления, где субъектом является государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (ст. 288 УК РФ) [2].

Исходя из примечаний к статьям главы 30 УК РФ, можно выделить следующие виды должностных лиц:

  • согласно примечанию к ст. 318 УК РФ, должностные лица, не являющиеся представителями власти;
  • согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные функции и административно-хозяйственные, УК РФ не раскрывает содержание функций, однако они разъясняются в п. 4 и 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [1].

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Согласно уже не примечаниям, а статьям Особенной части УК РФ:

  • должностное лицо, занимающее государственную должность или государственную должность субъекта Российской Федерации (равно глава органа местного самоуправления). Криминообразующий фактор определен уже в части статьи Особенной части УК РФ. Например, ч. 2 ст. 237, 285 и 286 УК РФ. Для того чтобы определить содержание понятия «глава органа местного самоуправления», стоит обратиться к п. 10 постановления вышеупомянутого пленума:

«…глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения…»;

  • иностранный характер должностного лица (ч. 3 ст. 290 УК РФ).

Подводя итог, отметим, что признаки общего субъекта достаточно устойчивы и ими обладают все субъекты преступления, факультативные признаки субъекта преступления уже во многом зависят от правового положения лица, профессиональной деятельности и т.д. Нормы Особенной части УК не всегда указывают в диспозиции норм признаки специального субъекта, тем самым на практике могут возникать проблемы при правильной квалификации содеянного, так как присущие субъекту признаки приходится определять исходя из его функций/действий либо обращаться к иным нормативным правовым актам или к разъяснениям вышестоящих органов.

Таким образом, при определении специального субъекта преступления правоприменителю нужно учитывать достаточное количество признаков, определяющих верную квалификацию преступления.

 

Список литературы:
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 // Российская газета – Федеральный выпуск. – 2009. 30 окт. – № 207.
2. Проблемы определения субъекта преступления в современном уголовном праве / А.В. Щербаков // Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – № 2. 
3. Статистика состояниz преступности в России за январь – июль 2019 г. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/9fb/sbornik_7_2019.pdf.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.