Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Конференция: LXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Выходные данные
Башкирова Н.П. ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(66). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Башкирова Наталья Петровна
магистрант, ЧОУ ВО Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

Аннотация. В статье субсидиарная ответственность рассматривается как вид гражданско-правовой ответственности третьих лиц, которая наряду с должником несет ответственность перед кредитором за ненадлежащее исполнение обязательства в случаях, установленных законом и иными правовыми актами или договором.

Abstract. In the article vicarious liability is considered as a type of civil liability of third parties, which, along with the debtor is liable to the creditor for the improper performance of the obligation in cases established by law and other legal acts or the contract.

 

Ключевые слова: субсидиарная ответственность; гражданско-правовая ответственность; банкротство; должник; кредитор.

Keywords: vicarious liability; civil liability; bankruptcy; the debtor; the creditor.

 

Субсидиарная ответственность, хотя и не является новым видом ответственности в гражданском праве, она еще недостаточно изучена. Во многом это связано с тем, что расширение сферы применения субсидиарной ответственности связано с введением в действие гражданского законодательства последнего времени. До этого субсидиарная ответственность носила характер запасного способа привлечения к ответственности и использовалась лишь в нескольких случаях.  Институт дополнительной (субсидиарной) ответственности появился еще в римском праве. Так, в отношениях по поручительству поручитель отвечал, как правило, только в том случае, если кредитор не получил полной уплаты платежа от главного должника.

В этом случае поручитель являлся добавочным должником. Субсидиарная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности, возникновение которой допускается в случаях, предусмотренных законом. Возможность субсидиарной ответственности может быть предусмотрена также участниками договорных отношений в добровольном порядке. Следовательно, она обладает признаками как общими для всех видов гражданско-правовой ответственности, так и специфическими, присущими только данному виду.

Общими признаками гражданско-правовой ответственности являются:

1)ее имущественный характер (возмещение убытков, взыскание неустойки, взимание процентов за пользование чужими денежными средствами); 2) компенсационно-восстановительная природа, то есть конечной целью применения гражданско-правовой ответственности является восстановление нарушенного права потерпевшего; 3) между правонарушителем и потерпевшим возникают обязательства,  т. е. имущественные санкции взыскиваются в пользу потерпевшей стороны, а не в доход государства [1, С. 125].

Особенностью субсидиарной ответственности является то, что кредитор вправе привлечь субсидиарного должника к ответственности по обязательствам основного должника не совместно с ним, а только в части неисполненного. Кроме того, еще одним признаком субсидиарной ответственности является то, что субъект, совершивший правонарушение может не совпадать с субъектом, к которому применена мера гражданско-правовой ответственности. Общие правила привлечения субсидиарного должника к ответственности изложены в  статье 399 ГК РФ, в пункте 1 которой установлено, что требования кредитора могут быть предъявлены лицу, несущему субсидиарную ответственность, в случае, если основной должник отказался удовлетворить данные требования или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленные требования.

Поскольку субсидиарный должник несет ответственность перед кредитором так же, как и основной должник, то объем ответственности субсидиарного должника не может превышать объем ответственности основного должника. Он может быть равен этому объему или даже быть меньше (в частности, в случаях, когда в соответствии с достигнутой договоренностью субсидиарный должник, например гарант, берет на себя обязательство оплатить только сумму основного долга, но не понесенные кредитором убытки) [3, С.123-124]. Таким образом, ответственность субсидиарного должника может быть полной и ограниченной. Полная ответственность субсидиарного должника предполагается и наступает в случае невозможности должника удовлетворить требование, заявленное кредитором, при условии, что эта ответственность не ограничена пределами, установленными законом или договором.

Субсидиарная ответственность собственника по долгам субъекта права оперативного управления является особым случаем дополнительной ответственности, существующим в силу прямого указания императивной нормы закона. Целевое назначение имущества казенного предприятия, государственного объединения и учреждения в ряде случаев делает невозможным применение к нему санкций и, следовательно, необходимостью разработки иных механизмов защиты прав кредиторов, к которым можно отнести свою субсидиарную ответственность собственника по обязательствам созданного им юридического лица[2, с. 485]. При этом подчеркивается, что субсидиарная ответственность возлагается на дополнительного ответчика, повлиявшего на формирование порочной воли основного должника, в результате чего последний нарушил взятые на себя обязательства и своими действиями причинил ущерб третьим лицам. Субсидиарная ответственность представляет собой усложненную (по сравнению с обычной) конструкцию гражданско-правовой ответственности, когда кредитор вправе предъявить свои требования, возникшие в связи с нарушением должником обязательства, не только к самому должнику, но и к другому лицу, не являющемуся стороной этого обязательства.

Считаю необходимым рассмотреть вопрос касающийся особенностей привлечения к субсидиарной ответственности участников лиц в деле о банкротстве более подробно. Законодательство о банкротстве относится к одной из наиболее активно развивающихся и часто меняющихся отраслей российского законодательства. В стремлении обеспечить соответствие нормативной базы реалиям современного общества законодатель активно внедряет в действующий закон новшества, в частности Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ вводится новая глава, посвященная ответственности контролирующих должника лиц в деле о банкротстве [4, с. 5]. Закон о банкротстве закрепляет понятие контролирующего должника лица, а также приводит открытый перечень презумпций признания его таковым.

Основной посыл вышеназванной главы заключается в закреплении субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц за совершение лицом действий или бездействия, которые впоследствии привели к невозможности погашения требований кредиторов, за неподачу контролирующим должника лицом в установленный законом срок в суд заявления о собственном банкротстве, а также за нарушение законодательства Российской Федерации о банкротстве. Особое внимание среди внесенных корректировок следует обратить на круг лиц, которым может быть вменена субсидиарная ответственность в деле о банкротстве. Данный перечень ответственных лиц существенно расширился, что говорит о стремлении законодателя выявить реально виновных в наступлении неплатежеспособности должника лиц.

Особенностью привлечения к субсидиарной ответственности в делах о банкротстве на сегодняшний день является возможность обращения в суд с заявлением на любом этапе процедуры банкротства, в том числе после его прекращения. Кроме того, законодателем было введено новое основание привлечения контролирующего должника лица в форме возмещения убытков, а именно непринятие должником мер по оспариванию необоснованных требований кредиторов в деле о банкротстве, а также вне дела о банкротстве.

Таким образом, положения, посвященные привлечению к субсидиарной ответственности лиц в деле о банкротстве, а также до его возбуждения, по-прежнему порождают ряд споров и еще не нашли точного и единообразного применения в судебной практике. Но несомненно внесение поправок в Закон о банкротстве имеет большое значение, так как их применение направлено на защиту прав кредиторов и обусловлено стремлением законодателя расширить инструменты по снятию корпоративной вуали.

В заключении хотелось бы отметить, что поскольку субсидиарная ответственность представляет собой не что иное, как ответственность дополнительно к ответственности должника, она способна в большей степени гарантировать защиту прав и законных интересов кредитора. Обеспечительные признаки субсидиарной ответственности обусловили ее достаточно широкое использование как законодателем при выборе модели правового регулирования, так и сторонами договорных отношениях. Для возложения на лицо субсидиарной ответственности, вытекающей из законодательства, не требует согласия лица, несущего такую ответственность. При этом в случаях, когда субсидиарная ответственность определяется договором, заключенным кредитором с основным должником, обязательным является наличие согласия на такое условие договора со стороны третьего лица – субсидиарного должника.

 

Список литературы:
1. Богданова, Е.Е. Субсидиарная ответственность. Проблемы теории и практики. М.: Приориздат, 2003. – 250 с. 
2. Гражданское право: В 2 т. Том 1: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – М.: Издательство БЕК, 1998. – 485 c. 
3. Суханов, Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. – 2001. – № 3. – С. 123-140. 
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 29.07.2017 № 266-ФЗ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221193.- С.5-17.