Статья:

Типологии и модели университетов в российской системе высшего профессионального образования

Конференция: X Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социология управления

Выходные данные
Константинова А.В. Типологии и модели университетов в российской системе высшего профессионального образования // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. — № 8(10). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 16-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Типологии и модели университетов в российской системе высшего профессионального образования

Константинова Анастасия Викторовна
соискатель, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

Typologies and models of universities in the Russian system of higher professional education

 

Anastasia Konstantinova

PhD candidate, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Russia, Moskow

 

Аннотация. В статье рассмотрены различные типологии современных университетов с точки зрения возможности их применения для изучения российской системы высшего образования. Проведен анализ реформ и изменений, произошедших за последние 10 лет, и предложена собственная типология российских университетов, учитывающая сочетание различных характеристик, функций и форм организационной структуры, а также реалии национальной системы высшего образования.

Abstract. Different typologies of modern universities are considered in the article from the point of view of the possibility of their application for studying the Russian system of higher education. The analysis of reforms and changes over the past 10 years has been carried out. The typology of Russian universities that takes into account the combination of various characteristics, functions and organizational structure forms, as well as the realities of the national higher education system has been proposed.

 

Ключевые слова: типология университетов; система высшего образования; национальные университеты; федеральные университеты; национально-исследовательские университеты.

Keywords: typology of universities; system of higher education; national universities; federal universities; national research universities.

 

В XXI веке в системах высшего образования сформировалось большое количество новых типов университетов. Помимо классических университетов, ведущих свою историю из глубины веков, университетами стали отраслевые вузы: аграрные, технические, медицинские, пе­дагогические, и даже вузы со столь неординарными названиями, как, например, «гуманитарно-технический университет». Одно­временно с этим вузы позиционируют себя как исследователь­ские, предпринима­тельские, корпоративные, инновационные, международ­ные, открытые, виртуальные и др.

Очевидно, что появление таких типологизаций универ­ситетов может считаться ответом высшего образования на запросы общества, что становится проявлением естественного процесса дифференциации универ­ситетского образования под воздей­ствием рынка образовательных услуг. Ведь первейшим фактором успеха на любом рынке, в том числе на рынке образовательных услуг, является пра­вильный выбор своей ниши, т.е. мис­сии, и выбор правильной стратегии [8, с. 4-7].

Современные подходы к классификации университетов основываются на различных пониманиях предназначения вузов, их роли в системе высшего образования и в современном обществе. Разнообразие типологий университетов способствует осознанию комплексности и неопределенности данного вопроса.

Можно выделить следующие подходы к типологизации университетов.

1. Классический подход (вузы широкого и узкого профиля: классические и отраслевые).

2. Продуктный подход (классический университет, технический университет, гуманитарный университет, медицинский университет, сельскохозяйственный и т.д.).

3. Организационный подход (проектно-ориентированный университет, предпринимательский университет, сетевой университет и т.д.).

4. Функциональный подход («Университет как храм учености»; «Университет как тренировочный лагерь для профессий»; «Университет как станция социальной службы»; «Университет как сборочный конвейер для создания человека») [10, с. 38].

5. Культурологический подход (классическая; революционная; прагматическая; политизированная; контркультурная; модель университета развивающихся стран).

6. Современный подход (предпринимательский университет; университет-«супермаркет»; дистантный университет; университет-клуб или ресурсный центр; виртуальный университет, исследовательский университет)[9, с. 22-30].

Основные недостатки предложенных типологий состоят в их однонаправленности, при их разработке учитывается лишь один фактор, а описанные модели университетов не являются едиными для каждого из подходов, а, наоборот, кардинально различаются в них.

Следовательно, актуальность приобретает типологизация российских университетов, учитывающая сочетание различных характеристик, функций и форм организационной структуры, а также реалии национальной системы высшего образования.

В Российской Федерации высшее и послевузовское профессиональное образование может быть получено в высших учебных заведениях или вузах. Вузами могут считаться следующие виды образовательных учреждений: федеральный университет, университет, академия и институт. Однако в последние годы многие институты и академии были переименованы в университеты, университеты преобразованы в федеральные университеты, что становится подтверждением отсутствия в современном российском понимании четкого разделения понятий «университет» и «вуз». Поэтому далее, говоря о высшем образовании в Российской Федерации, будут исследоваться университеты в российском понимании, в котором они являются синонимом высших учебных заведений.

Для разработки типологии современных российских университетов необходимо проанализировать основные изменения, произошедшие в системе высшего образования за 2006-2017 гг. В результате реформирования высшего образования и проведения различных конкурсных программ, были сформированы новые типы университетов, а также изменен статус существующих.

МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет приобрели статус Национальных университетов (научно-образовательных комплексов) и ряд особых полномочий:

· самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования к реализации образовательных программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

· при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалитета проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности;

· с 1 сентября 2016 г. создавать на своей базе советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, а также устанавливать порядок присуждения ученых степеней, порядок представления, защиты диссертаций на соискание ученых степеней, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций.

С 2006 по 2016 гг. были созданы 9 Федеральных университетов –  интегрированных образовательных заведений, объединенных по региональному и отраслевому признакам. Идея по их созданию была продиктована необходимостью укрепления конкурентоспособности всех регионов страны, в том числе в области науки и образования. В этом процессе закладывается основа формирования отчетливой структуры взаимодействия университетов с государственными органами, региональными работодателями и бизнес-структурами, с целью повышения эффективности результатов деятельности вузов, а также развития регионов. Следует отметить, что федеральные университеты – это университеты нового исследовательского типа, спецификой которых является кадровое и научное обеспечение геополитических территорий, инновационного развития регионов.

По итогам двух конкурсные отборов программ развития университетов, проведенных в 2009 и 2010 гг. статус Национального исследовательского университета (НИУ) получили 29 вузов. Среди важнейших отличительных признаков НИУ, следует выделить способность не просто генерировать знания, но и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику, а также акцент на проведение фундаментальных и прикладных исследований по разнообразным направлениям и существование высокоэффективной системы подготовки магистров, кадров высшей квалификации, программ переподготовки и повышения квалификации.

«Национальные исследовательские университеты представляют собой реализацию нового подхода к качественному инновационному процессу усовершенствования секторов науки и образования, а также обновления институциональной формы организации, занимающейся научной и образовательной деятельностью» [3, с. 92-102].

Перед национальными исследовательскими университетами ставится задача достаточно быстрого выхода на мировой уровень по качеству образования и исследований. Они должны стать лидерами в подготовке кадров для самых высокотехнологичных секторов экономики, создать эффективную систему коммерциализации научных результатов, что позволит обрести конкурентоспособность на мировом рынке, а также стать обладателями значительных академических свобод, таких как собственные программы обучения и дипломы своего образца.

Произведен отбор целой когорты университетов – победителей конкурсов Минобрнауки РФ, которые могут быть обозначены, как ТОР-университеты. По результатам открытых публичных конкурсов по отбору организаций на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства и программ развития инновационной инфраструктуры, прошедших в 2006-2010 гг., были отобраны более 60 вузов, которым были выделены субсидии сроком от 1 до 3-х лет.

В 2015 году была внедрена программа развития опорных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В первом конкурсном отборе победили 11 вузов, а во втором, завершившемся в апреле 2017 года, еще 22 вуза. На плечах этих вузов лежит целевая подготовка кадров и инновационное социально-экономическое развитие потенциала субъектов РФ. Их основные характеристики могут быть описаны следующим образом: мультидисциплинарные фундаментальные и прикладные исследования с участием студентов и их инновационная направленность, активное использование интеллектуального потенциала университета для создания прорывных технологий, прочные связи с промышленностью, активное участие в дополнительном послевузовском образовании, многоуровневые программы повышения квалификации и переподготовки.

В 2013 году были отобраны 15 ведущих вузов, перед которыми стоит задача вхождения в первую сотню ведущих мировых университетов мирового рейтинга, согласно Указу Президента России от 7 мая 2012 г. № 599. А в 2015 году для участия в Проекте «5-100»  были отобраны еще 6 вузов. Таким образом, число участников составило 21 университет. Главные требования при отборе победителей состояли в привлекательности образовательных программ, хорошем уровне развития научной деятельности, включенность вуза в процессы международного академического рынка, а также позиции, занимаемые в международных рейтингах на момент проведения конкурса.

Мероприятиями, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах, должны стать в первую очередь привлечение иностранных профессоров для обучения российских студентов, реализация с другими зарубежными вузами совместных образовательных программ, а также развитие академической мобильности для студентов и преподавателей вузов на международном уровне.

По результатам анализа изменений в системе высшего образования, произошедших за последние 10 лет, предлагаются следующие типологизация и классификация российских высших учебных заведений.

1. Вузы федерального масштаба:

1.1. Национальные университеты (научно-образовательные комплексы).

1.2. Федеральные университеты.

1.3. Национально-исследовательские университеты.

2. Вузы регионального масштаба:

2.1. ТОР-университеты или опорные университеты.

2.2. Государственные университеты регионального масштаба.

2.3. Отраслевые университеты регионального масштаба.

3. Вузы локального масштаба:

3.1. Государственные университеты локального масштаба.

3.2. Частные университеты.

Данная типология российских вузов составлена на основе комплексного подхода и с учетом особенностей управления системой высшего образования.  Благодаря предложенной типологии может проводиться дальнейшая оценка деятельности университетов и возрастают возможности осуществления эффективного управления университетами и системой высшего образования в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Губарьков С.В. Управление инновационной деятельностью вузов: теория, методология, практика. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Владивосток, 2012. С.153-154.
2. Дегтярева Е.А. Типы отечественных университетов на этапе диверсификации модели вуза. Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – № 19. С. 113-118.
3. Джонстоун Д. Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование / Д. Б. Джонстоун // Университетское управление: практика и анализ. – 2003. – № 5-6(28). С. 92-102.
4. Журавлев В.А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ. – 2002. – № 2. С.6-11.
5. Кузьминов Я.И. Наши университеты // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 10. – С. 9-15.
6. Организация инновационной деятельности в вузе / Л.В. Кожитов, П.А. Златин, В.А. Демин и др. – М.: МГИУ, 2009.
7. Розов Н.С. О моделях университета в современной России. - Социологические исследования. – 2007. – № 10. C. 71-75.
8. Филиппов В.М. Многомерные социальные измерения университетов классического типа. Высшее образование сегодня. – 2009. – № 8. С. 4-7.
9. Чубик П.С., Чучалин А.И., Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Исследовательские университеты в России: пути становления и развития // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. – № 1. С. 22-30.
10. Wolff, Robert Paul The ideal of the university / Robert Paul Wolff. London: Routledge, 1992. P.38.