Статья:

Формы нетрадиционных уроков технологии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Орлов В.Д. Формы нетрадиционных уроков технологии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 14(150). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/150/90356 (дата обращения: 04.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формы нетрадиционных уроков технологии

Орлов Владислав Дмитриевич
студент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Исламов Артем Эдикович
научный руководитель, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального обучения, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Статья посвящена проведению нетрадиционных форм уроков в школьном образовании. Рассмотрены достоинства подобных видов уроков и приведен пример проведения урока технологии в форме «урок-выставка».

 

Ключевые слова: нетрадиционный урок, интерес, творчество.

 

Школьное образование в России реформируется, модернизируется, внедряются различные новые технологии в учебную практику. Это можно рассматривать как немаловажное условие для развития интеллекта, нравственности и творческого начала.

И. П. Подласый [2] в учебном пособии «Педагогика» выделяет около сорока типов нетрадиционных уроков (уроки-деловые игры, уроки - ролевые игры, уроки-игры «Поле-чудес» и т. д.).Такие формы уроков давно в обиходе у учителей и нетрадиционными их уже назвать сложно.

Конюшко В. С., Павлюченко С. Е. и Чубаро С. В. [1] Классифицируют нетрадиционные уроки, основываясь на классической типологии по базисным целям дидактики — планируемый результат обучения и стадий познания учебного процесса, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов.

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. На уроках технологии развивается личность учащегося, прививаются трудовые навыки и знания, которые способны развить творческий потенциал учеников.

На уроках технологии реализуются коллективная и индивидуальные виды работ. Для дополнительного интереса и лучшего усваивания материала педагоги применяют форму нетрадиционного урока.

Нетрадиционный урок приближает обучение к реальной жизни, к действительности. Такие виды обучения помогают с реализацией самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Нетрадиционные уроки – это возможность разнообразить и оживить однообразные, формальные и скучные уроки. Такой вид обучения не является заменой стандартному обучению, но дает возможность поддержать интерес к предмету, к учебе, к школе. Но и надо заметить, что стоит строго дозировать подобные формы уроков, поскольку и они могут в скорости приесться и перестать будоражить ум подрастающего поколения и вызывать интерес к предмету.

Видов и форм нетрадиционных уроков достаточно много:

- урок-соревнование (Это могут быть, викторина, конкурс, КВН);

- урок – исследование (интервью, мозговой штурм и т.д), основаны на методах, используемых в повседневной жизни «взрослыми»;

- урок – сказка (здесь работает фантазия);

- урок-следствие, ученый совет (здесь речь идет об имитации деятельности организаций или учреждений);

- уроки с применением игр «брейн-ринг», «Что?Где?Когда?» и т.д.

Высокую эффективность представляет такая форма нетрадиционного урока, как урок - игра.

Очень эффективны такие формы игр, в которых учащимися отгадываются загадки по теме изучаемого предмета. Загадки очень важны в формировании способности к творчеству: способности выдвигать гипотезы, ассоциативности, гибкости, критичности мышления, логического мышления, способности к анализу - синтезу, сравнению, сопоставлению. К.Д. Ушинский говорил о загадках: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные» [3]

При проведении нетрадиционных уроков технологии мне представляется возможным проведение урока в форме – урок-выставка. Здесь для достижения цели – выставки, нужно сначала провести работу по изготовлению изделия, которое впоследствии будет представлено на выставке. Можно повысить интерес учащихся и подключить фантазию, использовать некий фантазийный сюжет, который при проведении изготовления изделия будет повышать интерес учащихся, и подбадривать их. Например, изготовление прихватки можно обыграть так: Прихватка нам нужна для извлечения колобка из печки, без помощницы – прихватки, Колобок сгорит.

Когда работа по изготовлению закончена, производится выставка работ, но для завершения сказочного сюжета, дети выбирают самую аккуратную прихватку, которая и удостаивается чести по спасению Колобка. Все учащиеся получают маленькие поощрительные призы.

 

Список литературы:
1. Конюшко В. С., Павлюченко С. Е., Чубаро С. В. Методика обучения биологии: Учеб. Пособие / Мн.: Книжный Дом, 2004.
2. Подласый И. П. Педагогика. Учебное пособие. / Мн.: Книжный дом. 1999. 10. Репкин Н. В. Что такое развивающее обучение? — Томск., 1993. 7.
3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 6. 1949. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t6_1949/ (дата обращения: 01.04.2021).