Статья:

Кейс-технология как эффективный метод преподавания иностранных языков в школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Довольнова А.А. Кейс-технология как эффективный метод преподавания иностранных языков в школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/36743 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Кейс-технология как эффективный метод преподавания иностранных языков в школе

Довольнова Арина Андреевна
студент, Старооскольский филиал НИУ «БелГУ», РФ, г. Старый Оскол

 

В условиях развития науки и техники, укрепления межнациональных и межкультурных связей, возникают новые запросы к личности будущего специалиста определенной отрасли. Современное общество требует новых специалистов, которые могут идти «в ногу со временем» и составлять достойную конкуренцию как отечественным, так и иностранным работникам на международном рынке труда. Поэтому задачей школы становится подготовка высокообразованной, мыслящей личности способной адаптироваться в динамических условиях мирового прогресса, то есть предусматривать, своевременно выявлять и успешно решать насущные проблемы развития.

Сегодня разработка новейших образовательных технологий, способствующих общему развитию индивидуума, формированию его мировоззренческой культуры, собственного опыта и творчества является особенно актуальной. Здесь становится целью практическое освоение учениками английского языка и нормативной базы его функционирования в коммуникативно-речевых ситуациях в различных сферах профессиональной деятельности.

Таким образом, понятно, что в методике преподавания иностранных языков, как, в свою очередь, гибкой и быстро развивающейся информационно-образовательной среде, наряду с традиционными методами преподавания возникает интерес к новыми образовательными моделям, технологиям и методам, которые предусматривают отказ от механического накопления иностранных знаний в пользу более прагматического подхода относительно реальной деятельности обучающегося. Именно таковыми являются интерактивные методы обучения, которые вызывают интерес к познавательному процессу, развивают творческий потенциал личности, умственную и эмоциональную сферы.

«Интерактивный» - способный к взаимодействию, сотрудничеству, диалогу. Цель интерактивного обучения - создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик почувствует свою успешность при изучении иностранного языка, интеллектуальную состоятельность. Интерактивное обучение - это постоянное активное взаимодействие всех обучающихся, самообучение, взаимообучение, (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), когда учитель и ученик равноправны, доминирование одного участника учебного процесса над другими невозможно. Школьники учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, решать реальные задачи [1, с.205].

В связи с этим переосмысливается и, соответственно, меняется роль учителя. Он перестает быть носителем знаний, которые должен передать ученику и становится создателем условий, при которых обучающийся сможет содержательнее овладеть знаниями, развивать соответствующие профессиональные и личностные качества, формировать умение самостоятельно принимать решения в условиях неопределенности, определять проблему, анализировать, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, разрабатывать многовариантный план действий по решению определенной ситуации, развивать навыки работы в коллективе и т.д.

Созданию таких условий, такой среды, способствует применение ситуативно-коммуникативных технологий, в частности такой способ организации обучения, как кейс-технология - "Case Study" (от англ. Case study - «изучение ситуации»), получившая особую популярность в США, Великобритании, Дании, Германии, Швейцарии и многих других странах. Данный метод наиболее интересен тем, что осуществляет практико-ориентированное обучения иностранному языку и предусматривает развитие таких важных навыков как чтение, говорение, анализ текста, запоминание новых лексических единиц, совместного обсуждения ситуаций и индивидуального формулирования выводов на английском языке. В узком смысле кейс-метод трактуется как метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций, то есть кейсов [3, с.7].

Уместным будет процитировать полное определение данного термина практически его создателями, то есть Гарвардской школой бизнеса, которой принадлежит ведущая роль в совершенствовании и распространении кейс-метода: "Метод обучения, по которым студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Эти кейсы, обычно, подготовлены в письменной форме и сформулированы, исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Они основой для проведения беседы, дискуссии в группе под руководством преподавателя. Поэтому кейс-метод является одновременно и особый вид учебного материала, и особым способом использования этого материала в учебном процессе» [3, с.8].

Кейс-метод или метод ситуационных упражнений является интерактивным методом обучения, который позволяет приблизить процесс обучения к реальной практической деятельности учеников. Он способствует развитию изобретательности, умению решать проблемы, развивает способности проводить анализ и диагностику проблем, общаться на иностранном языке.

Кейс - это события, которые реально произошли в определенной сфере деятельности и которые автор описал для того, чтобы спровоцировать дискуссию на иностранном языке в учебной аудитории, подтолкнуть учащихся к обсуждению и анализу ситуации, к принятию решений [4, с.103].

Цель метода «case-study» – поставить обучающихся в такую ситуацию, при которой им необходимо будет принимать решение. Ученики должны определить существенные и второстепенные факты, выбрать основные проблемы и выработать стратегии и рекомендации относительно дальнейших действий. Акцент делается на самостоятельном обучении на основе коллективных усилий. При этом роль учителя сводится к наблюдению и управлению дискуссией учеников.

При использовании кейс-метода в обучении необходимо соблюдать определенные правила составления кейса, принимать во внимание особенности работы с кейсом в разных возрастных группах, соблюдать организационные правила работы над кейсом в группе и, кроме того, следует правильно определить роль учителя, поскольку при использовании кейс - метода роль учителя существенно отличается от традиционной.

Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Следует воздерживаться от чрезмерно насыщенной информации и информации, не имеющей непосредственного отношения к рассматриваемой теме. В целом кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволяла бы ученикам быстро понять суть проблемы и предоставляла бы все необходимые данные для ее решения.

Кейсы не должны быть слишком большими. Объемные кейсы больше подходят для итоговых занятий, для текущих занятий лучше использовать небольшие. Практика показывает, что максимальный объем кейса не должен превышать 20 страниц [2, с.20].

Таким образом, при решении кейса ученик не только использует полученные знания, но и проявляет свои личные качества, в частности умение работать в группе, а также демонстрирует уровень видение ситуации и уровень владения иностранным языком. Причем активность работы каждого обучающегося по этой методике, зависит от многих факторов, основными из которых являются количественный и качественный состав участников, организационная структура подгруппы, ее размещение, общая организация работы с кейсом, организация обсуждения результатов, подведение итогов.

Обучающийся, который готовится к обсуждению кейса в аудитории, должен изучить факты, оценить альтернативы действий в данной ситуации и сделать выбор в пользу того или иного плана действий. Более того, он должен быть готов представить свои мысли на иностранном языке при обсуждении в аудитории, отстоять свои взгляды и, в случае необходимости, пересмотреть первоначальное решение. Ученик должен осознавать, что пользу от кейса он может получить только в том случае, если он будет принимать активное участие в дискуссии.

Конечно, метод «case-study» не принесет пользы, если его оторвать от остальных методов, используемых в учебном процессе. Он должен активно применяться наравне с другими методами преподавания.

 

Список литературы:
1. Гальсков Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: учеб. пособие. Издание второе, испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. –336 с.
2. Починок Т.В. Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции// ИЯШ. 2011. - №7. – С. 18-24. 
3. Сорокина Н.В. Кейс-стади как метод педагогического исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2011. – № 6. – С. 7–11.
4. Сысоев, П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Москва: Книжных дом "Либроком", 2013. - 264 с. 
5. Сысоев П.В. Методика обучения английскому языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. - М.: Глосса-Пресс, Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 189 с.