Статья:

Театральная коллективная деятельность, как способ увеличить уровень толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Домашкевич А.Д., Бут-Гусаим М.В. Театральная коллективная деятельность, как способ увеличить уровень толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/37387 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Театральная коллективная деятельность, как способ увеличить уровень толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Домашкевич Анастасия Дмитриевна
студент ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Бут-Гусаим Марина Валерьевна
канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Феноменом коллективной творческой деятельности начали активно заниматься в 1960-х годах. Многочисленные исследователи занимались разработками этого феномена, особенно следует отметить А.С. Макаренко, который один из первых стал заниматься этой проблемой, и И.П. Иванов, которого считают создателем «педагогикой сотрудничества». Пользуясь их определением коллективного творчества, следует отметить, что это в первую очередь совместная деятельность, как детей, так и взрослого, направленная на установление теплых отношений, а так же глубокого эмоционального контакта.

Рассматривая задачи коллективного детского творчества, надо выделить самые важные: помощь в установлении прочного эмоционального контакта внутри коллектива, в самореализации; а так же, во взаимодействии взрослого и детей, взрослый воспитывает через коллективное творчество своих подопечных.

Коллективное творчество тем отличается от индивидуального, что оно направлено на общую цель, и, соответственно, имеет совершенно другие способы достижения этой цели. Если в индивидуальном творчестве мы, в большинстве случаев, направлены на качественный результат продукта деятельности (попутно решая эмоциональные и психологические проблемы), то в коллективном творчестве, мы направлены именно на создание благоприятного психологического климата, а не на создание эстетического продукта.

Чтобы внести ясность: коллективное творчество – это не только то творчество, к которому мы привыкли (в узком смысле этого слова), это так же спортивная деятельность, экологическая, общественно-политическая.

К счастью, последние годы идея толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, обрела широкую популярность среди нашего населения, но всё равно, в вопросах толерантности, и, особенно, способах и методах её развития есть пробелы. Интеграция и инклюзия не позволяет современному человеку жить в конфликте с другими, особенными людьми, но это, по большей части, касается только взрослых людей. Не все дети готовы понимать и воспринимать толерантность, как жизненную установку, особенно по отношению к детям-инвалидам, и детям с ОВЗ. Опасность не только выражается в том, что нормальные дети еще не подготовлены к восприятию детей с ограниченными возможностям здоровья как равных, но и в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья не до конца понимают смысл слова «толерантность».

Сегодня мы имеем широкий доступ к всевозможным программам и методам развития толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, большому количеству книг и статей, но, основная проблема в том, что толерантность, по большей части, предлагается развивать именно нормальным детям. Но и у «особых» детей есть проблемы с восприятием «не таких, как все».

В условиях реабилитационного центра, где на стационаре (21 день) находятся дети с совершенно разными диагнозами и разных возрастов, конфликтов на почве не толерантного отношения избежать нельзя. Всё, конечно же, зависит от индивидуальных особенностей детей, но есть особые группы риска, которые больше всех подвергаются агрессии.

Во-первых, это дети с умственной отсталостью. Дети с сохранным интеллектом «обвиняют» таких детей в том, что они раздражающие, назойливые, не всегда понимают, что им хотят сказать, неинтересные, и, что самое главное: они постоянно повторяют, то есть имеют стабильные стереотипы в поведении. Особенно ярко это выражается в случаях, когда дети с умственной отсталостью копирую результаты деятельности других детей. К сожалению, педагогу сложно объяснить ребёнку, что стереотипичность поведения и копирование – это особенности данного контингента детей. Это первая причина, по которой коллективная творческая театральная деятельность эффективна в вопросах развития толерантности. Дети могут видеть, как работает каждый из них, а так же, их деятельность направлена на взаимопомощь и взаимоподдержку. Цель такого занятия: чтобы получилось у всех, а не у кого-то одного. Во время изобразительной деятельности намного легче скопировать результаты деятельности другого ребёнка, нежели во время занятий театротерапией. Даже если ребёнок с умственной отсталостью постарается скопировать что-либо у другого ребёнка, он всё равно привнесёт в эту свою индивидуальность, свои черты и свой характер. Одинаковых продуктов деятельности не получится в рамках данных занятий.

Во-вторых, это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенно, дети не имеющие возможность ходить и передвигающиеся на колясках или при помощи других вспомогательных технологий. Их редко берут играть из-за незнания, как играть с такими детьми. Обычно, ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата не берут в игру потому, что он неуклюжий, неловкий, не может быть физически наравне с остальными. А если его берут в игру, то вероятно, что другие дети начнут над ним смеяться, специально строить игру по тому сценарию, чтобы ребёнок не смог участвовать или постоянно проигрывал. Это ещё один повод организовывать коллективную творческую деятельность, направленную не на индивидуальный результат, а на коллективный. С учетом всех особенностей детей, можно создать атмосферу, когда все дети будут «с равными возможностями». То есть, ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата будет включен в творчество и сможет себя проявить, вне зависимости от своих физических возможностей. Это поможет ему показать в обществе своих сверстников свои таланты, проявить наклонности, придаст ему уверенности в общении и взаимодействии. В рамках занятия театротерапией такой ребёнок может выделяться в коллективе работой со своей мимикой, голосом. Он становится членом группы, который специализируется на определённых упражнениях, которые позволяют ему развиваться наравне с остальными воспитанниками. В рамках занятий коллективным театральным творчеством, ребёнку с нарушением опорно-двигательного роль рассказчика, сказочника, то есть его вклад в общую цель точно такой же, как и остальных воспитанников.

И, в-третьих, группа, которая реже, но всё же встречается с агрессией в свой адрес от остальных воспитанников – это глухие и тугоухие дети. Из-за затрудненного общения (относится к детям, которые еще не способны активно общаться жестами), их редко берут играть, не общаются с ними. Некоторые дети просто не понимают, что ребёнок плохо слышит, или не слышит вообще, и считает его «дурачком». Такие дети могут проявить свои таланты в рамках занятия коллективным театральным творчеством в той же мере как и слышащие. Дети с нарушением слуха могут выступать на представлениях с жестовым пением, работать со своей мимикой, а также жестами и позами. Особенностью таких воспитанников может быть отработка экспрессивных и выразительных поз.

В рамках исследования, следует также отметить методы, которые следует использовать совместно с коллективным театральным творчеством: танцевальная терапия, коллективное рисование, игротерапия (в специальной игровой комнате).

Каждый из методов был направлен на определенную группу детей и имел свою собственную цель. Танцевальная терапия направлена на увеличение уровня толерантности по отношению к детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Занятия танцами представляли собой не просто обособленные движения каждого ребенка, но общие упражнения, где важна слаженность и гармоничность. В начале занятий отношение было напряженное, но впоследствии, дети стали помогать тем, кто не успевал или не мог выполнить какой-либо элемент. Этот «эффект» был достигнут путем установки не на личный успех, а на коллективный. Детям было объяснено, что мы сможем поставить танцевальный этюд только в том случае, если все смогут выполнить движения. Нельзя полностью избежать агрессии по отношению к отстающим, но, при правильной мотивации и постоянном контроле со стороны педагога, эти ситуации будут сводиться к минимуму.

Метод совместного, или коллективного рисования позволяет каждому ребёнку выразить в картине что-то своё. Каждому ребенку предлагается раскрасить только одну часть общей картины. Именно это позволяет ребенку выразить свою индивидуальность в коллективной работе, а так же оградит его от простого копирования других работ. Смысл такой работы в том, что у детей возникает во-первых, постоянный контакт друг с другом, а во-вторых то, что дети имеют общую цель, думают в одном русле.

В заключение, следует снова отметить, что коллективная театральная творческая деятельность любых детей, независимо от диагноза, помогает повысить уровень толерантности в коллективе, а так же благоприятно влияет на психологическое и эмоциональное состояние детей. Толерантность – основополагающая взаимопонимания и здорового психологического климата в детском коллективе, и творчество, как нельзя лучше помогает детям понять и прочувствовать термин «толерантность». Любой вид творчества и проявления творческой деятельности, неважно, будет ли это спорт, рисование или театр - самый быстрый и лучший способ помочь детям преодолеть барьеры в общении, а так же объяснить им то, что обычными словами невозможно объяснить и то, что не сможет показать ни один фильм.

 

Список литературы: 
1. Большаков А. В. аспирант ТГУ им. Г.Р. Державина, Дифференциация форм творчества 
2. Дзикики А. Творчество в науке / Отв. ред. Е.П. Велихов; научн. ред. В.О. Малышенко; пер. с англ. Е.С. Клюшина. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
3. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 240 с.
4. Смогольвская М.Я. Толерантность: проблема или мышление нового века: метод. материалы. Вып.1 //Детско-юношеская библиотека Республики Карелия, 2008. – 41с..
5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.