Статья:

Положение прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кустарников А.С. Положение прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/37426 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Положение прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации

Кустарников Алексей Сергеевич
магистрант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Определение положения прокуратуры в системе правоохранительных органов является важной задачей, позволяющей не только дать оценку эффективности ее деятельности, но и провести анализ правового статуса и роли в достижении государственных целей.

В первую очередь при рассмотрении данного вопроса необходимо дать определения таким понятиям как «правоохранительный орган» и «правоохранительная деятельность», а также перечислить признаки правоохранительных органов.

На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствуют четкие определения понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительный орган». До 13.07.2015 г. законодателем в статье 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» упоминалось похожее понятие «правоохранительная служба», однако после внесения изменений оно было заменено на «государственная служба иных видов».

Немногочисленная группа исследователей под правоохранительной деятельностью понимает деятельность всех государственных и общественных институтов, осуществляющих свои функции в тесной взаимосвязи с охраной и защитой субъективных прав. Другая, более многочисленная группа, под данным понятием подразумевают деятельность только государственных органов, направленную на охрану и защиту прав граждан и осуществляемую путем применения властных полномочий.

К примеру, Д.О. Саакян исходит из понимания правоохранительной деятельности как «государственной деятельности, направленной на охрану права от каких-либо посягательств, которая может осуществляться как косвенно всеми государственными органами, так и специально созданными правоохранительными органами государства». [1, с. 220]

С вышеизложенным определением следует согласиться, однако, нам, в свою очередь, представляется, что под правоохранительной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую с целью охраны правопорядка специально уполномоченными органами государственной власти с возможностью применения властных полномочий в строгом соответствии с законом.

При определении понятия «правоохранительный орган» важно, в первую очередь, уяснить какими признаками обладают государственные правоохранительные органы.

Почти все ученые - юристы и исследователи сходятся во мнении по поводу отнесения тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, однако подход О.С. Капинус и Р.В. Жубрина представляется более удачным. О.С. Капинус и Р. В. Жубрин характеризуют правоохранительные государственные органы следующими признаками:

·      наличие закона, регламентирующего их деятельность;

·      особые способы и условия осуществления их деятельности;

·      полномочия по применению мер государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;

·      обязательность исполнения решений, принятых указанными органами. [2, с. 6]

Учитывая вышеизложенное, представляется, что под правоохранительным органом следует понимать специально уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий деятельность, направленную на охрану прав личности, общества и государства, а также деятельность по борьбе с правонарушениями путем применения мер государственного принуждения в строгом соответствии с законом.

На сегодняшний день деятельность органов прокуратуры является одной из форм самостоятельной государственной деятельности, направленной на укрепление законности и правопорядка в стране.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 органы прокуратуры используют все многообразие направлений надзорной деятельности:

· надзор за исполнением законов (общий надзор);

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Данная особенность подтверждает тот факт, что прокуратура в целом осуществляет надзор за исполнением всего федерального законодательства, в то время как деятельность других правоохранительных органов осуществляется в определенных отраслях и с существенно ограниченными полномочиями.

Функция уголовного преследования, занимая важное место в практике органов прокуратуры, была и является частью правоохранительной деятельности российской прокуратуры еще со времен проведения судебной реформы 1864 года. В соответствии с п. 55 ст.5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ уголовное преследование – это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. При всем этом роль прокурора значительно отличается от роли того же следователя или дознавателя.

Особое значение имеет функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Важность данной функции подтверждается одной только практикой проведения координационных совещаний их руководителями. Данная форма координационной деятельности способствует не только анализу состояния преступности и результатов противодействия ей, но и принятию под председательством прокурора совместных решений, направленных на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Специфической чертой прокурорской деятельности, в отличие от деятельности иных правоохранительных органов, является применение гражданско-правовых средств на основе обращений прокуратуры с исковыми заявлениями в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также особое положение, которое занимает прокурор в судебном процессе.

С 1 января 2012 года, после неоднократных претензий руководства государства относительно искажения статистической отчетности при учете преступлений, функция по ведению государственного единого статистического учета сведений о зарегистрированных преступлениях и их раскрываемости была передана Генеральной прокуратура РФ. Данная функция вытекает из надзорной деятельности прокуратуры.

Исходя из признаков правоохранительных органов, прокуратура со всей очевидностью относится к данной категории органов государственной власти. Занимая координирующее место в правоохранительной системе, она является государственным органом, предназначенным для осуществления функций правоохраны совместно с другими силовыми структурами.

Правоохранительная роль прокуратуры выражается в осуществлении функций:

·      надзора за исполнением Конституции РФ и иных законов, действующих на территории России;

·      уголовного преследования;

·      координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание на отсутствие в федеральном законодательстве, регулирующем сферу правоохранительной деятельности, норм, которые определяли бы структуру и содержание правоохранительной системы, а также роль и место прокуратуры в профилактике преступлений и правонарушений. Автор полагает, что законодателю целесообразно уделить более подробное внимание данному факту.

 

Список литературы:
1. Саакян Д.О. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Вып. 1. Т. 19. 2013.
2. Капинус О.С., Жубрин Р.В. Реализация правоохранительной функции Российского государства в деятельности государственных органов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1. 
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1.
4. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018)