Статья:

Анализ совершенствование контроля, осуществляемого Федеральным казначейством в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона №44-ФЗ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Стрекаловская Н.О., Градов И.А. Анализ совершенствование контроля, осуществляемого Федеральным казначейством в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона №44-ФЗ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/37459 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ совершенствование контроля, осуществляемого Федеральным казначейством в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона №44-ФЗ

Стрекаловская Нина Олеговна
магистрант Тверского государственного университета, РФ, г. Тверь
Градов Иван Алексеевич
магистрант Тверского государственного университета, РФ, г. Тверь

 

На сегодняшний день при осуществлении контроля в сфере контрактных отношений проводимым Федеральным казначейством Российской Федерации (далее – ФК) в пределах полномочий, определенных нормативно-правовыми актами РФ, поставлена задача «обеспечить деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в финансово-бюджетной сфере и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций» [5].

В рамках выполнения поставленной задачи особое внимание при проведении контрольных мероприятий в отношении ч.8 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – ФЗ - N 44) выделены основные вопросы, подлежащие контролю:

· соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

· соблюдения правил нормирования в сфере закупок;

· обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график [1, ст.8].

Работа над совершенствованием законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок носит непрерывный характер. С 1 июля 2018 года вводится система референтных (усредненных) цен на товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также для нужд отдельных видов юридических лиц.

Расчет референтных цен производится автоматически с учетом объемов закупки посредством использования ресурсов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

 

Рисунок 1. Расчет референтной цены [4, п.4]

 

где: Цреф - цены за единицу лекарственного препарата по данным контрактов за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, из единой информационной системы в сфере закупок, без учета НДС и оптовой надбавки;

Vi - объем поставки лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов;

Цi - цена единицы лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов [4, п.4].

Министерство здравоохранения адаптировало для работы с ЕИС Информационно-аналитическую систему министерства здравоохранения, в которой ведется государственный реестр лекарственных средств и государственный реестр предельно отпускных цен, которыми должны руководствоваться контролеры при проведении контрольно-ревизионных мероприятий.

На данный момент система находится в тестовом режиме и какие будут последствия на момент ввода референтной цены неизвестны. У ФК и Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) вызывает опасения, что это может отразится на закупках лекарственных препаратов. На данный момент, до ввода референтной цены в ЕИС, заказчиком производится расчет на основе ранее заключенных идентичных контрактов.

ФК с 2018 года установило новые подходы при проведении контрольно-ревизионных мероприятий:

· – риск-ориентированный;

· – отраслевой.

Под риск-ориентированным подходом понимается проведение контрольно-ревизионных мероприятий на этапе размещения заказчиком в Единой Информационной Системе (далее – ЕИС) данных о закупке, пока заказчик не получил извещение о проведение электронного аукциона [2, ст. 8.1]. Таким образом акцент делается не на проверке исполненных и заключенных контрактов, а на проверке нормирования, обоснования начальной (максимальной цены контракта), что позволяет предотвратить неэффективное использование бюджетных средств.

Под отраслевым подходом понимается, разработка министерствами стандартов, в которых будут установлены требования к обоснованию закупок и правила нормирования для осуществления закупок в своей отрасли.

Первопроходцем к разработке таких стандартов стало Министерство здравоохранения РФ.

В 2018 году вступили в силу следующие приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации:

· Приказ от 26 октября 2017 г. N 870н "Об Утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее – Приказ-N 870н);

· Приказ от 26 октября 2017 г. N 871н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок" (далее – Приказ-N 871н).

Письмом ФК от 09.02.2018 №07-04-05/20-2026 определен перечень организаций в отношении, которых необходимо провести контрольные мероприятия в том числе в части проверки планирования и осуществления закупок лекарственных препаратов.

«Пилотными» регионами, осуществляющие проведение контрольных мероприятий в сфере закупок лекарственных препаратов являются города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Новосибирская область.

Проверяемыми вопросами контрольных мероприятий являлись:

·      определение цены единицы лекарственного препарата (очистка от оптовой надбавки, НДС, не ЖНВЛП);

·      эквивалентность лекарственных препаратов по форме дозировке;

·      минимальное и максимальное значение предельной отпускной цены;

·      надлежащие источники информации;

·      вторичность закупки;

·      не превышение предельной отпускной цены (ЖНВЛП);

·      выборка контрактов и договоров при определении средневзвешенной цены за единицу лекарственного препарата;

·      заключение контрактов в лекарственных формах;

·      референтная цена.

При проведении контрольных мероприятий ФК в пилотных регионах были выявлены следующие проблемные вопросы, которые не корректно отражены в приказах Министерства здравоохранения Российской Федерации N 870н и N 871н:

· не установлены требования к лекарственным формам, в частности единица измерения лекарственных препаратов. Таким образом в планах-графиках могут отражаться данные в единице измерения упаковка, а при осуществлении закупки в штуках;

· существует проблема взаимозаменяемости лекарственных средств в частности отсутствие критериев взаимозаменяемости препаратов (таблетки с оболочкой, таблетки без оболочки, капсулы и т.д.).

ФК и ФАС планирует, что к концу 2018 года, введенная с 1 июля 2018 года референтная цена в ЕИС будет отображать корректные данные.

С 2019 года основаниями для проведения контрольно-ревизионных мероприятий ФК будут основываться на подготовленных системой ЕИС данных в разделе Мониторинг ЕИС, а именинно:

·      превышение средних цен по данным ЕИС;

·      превышение установленных предельных цен;

·      не соответствие кода ОКПД2 по объекту закупки и способа определения поставщика, методы обоснования НМЦК.

При наличии всех вышеперечисленных условий ФК будет организовывать контрольно-ревизионные мероприятия, для предотвращения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.

Таким образом, для совершенствования контроля в сфере контрактных отношений Центральный Аппарат ФК планирует разработать и утвердить методические рекомендации по следующим вопросам:

· создание единого классификатора нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, которым будут установлены единые формулировки нарушений, а также разграничены полномочия при составлении протоколов, актов, предписаний и представлений между ФК и ФАС;

· разработка шаблонов при проведении контрольных мероприятий в медицинских учреждениях, которые осуществляют закупку лекарственных препаратов, согласно которому, можно будет конкретно определить на какой стадии и при каких расчетах совершена ошибка вычислений и меры, применяемые к устранению данных нарушений.

В случае получения положительного опыта в разработке стандарта, в котором будут установлены требования к обоснованию закупок и правила нормирования для осуществления закупок Министерством здравоохранения Российской Федерации. Федеральное казначейство планирует продолжить работу в данном направлении с другими министерствами и ведомствами для совершенствования контроля в сфере контрактных отношений в ч.8 ст. 99 ФЗ - N 44.

 

Список литературы:
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ: изм. и доп. от 23.04.2018 // Консультант-Плюс: справочно- правовая система/ Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 20.05.2018)
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ: изм. и доп. от 18.04.2018 // Консультант-Плюс: справочно- правовая система/ Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 20.05.2018)
3. Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 26.10.2017 N 870н // Консультант-Плюс: справочно- правовая система/ Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284695/ (дата обращения: 22.05.2018)
4. Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения [Электронный ресурс]: Приказ Минздрава России от 26.10.2017 N 871н // Консультант-Плюс: справочно- правовая система/ Компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283607/ (дата обращения: 22.05.2018)
5. Стратегическая карта казначейства России на 2017 – 2021 годы [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Федеральное казначейство. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/o-kaznachejstve/strategicheskie-celi-i-zadachi/ (дата обращения: 25.05.2018)