Статья:

Понятия и признаки процедуры финансового оздоровления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мухутдинов М.Х. Понятия и признаки процедуры финансового оздоровления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/37465 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятия и признаки процедуры финансового оздоровления

Мухутдинов Марсель Харисович
магистрант (УИУ (ф) РАНХиГС), РФ г. Екатеринбург

 

Нормативное определение процедуре финансового оздоровления приводится в абзаце 12 статьи 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Приведенное определение выделяет основную цель введения процедуры финансового оздоровления и включает в себя: принятие мер по восстановлению платежеспособности должника и погашению перед кредиторами задолженности на основании графика погашения задолженности.

Считаю необходимым выделить признаки, характеризующие процедуру финансового оздоровления.

1. Финансовое оздоровление является судебной процедурой.

Вводится она в отношении должника на основании выносимого Арбитражным судом определения и по основаниям, приведенным в Законе о банкротстве.

Контроль проведения данной процедуры осуществляется арбитражным судом, которым рассматривается дело о несостоятельности должника. Арбитражным судом при введении процедуры финансового оздоровления для погашения задолженностей перед кредиторами утверждается график.

2. Финансовое оздоровление может быть рассмотрена как процедура судебной санации, так как она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

Данная процедура вводится в тот момент, когда должник еще не признан судом банкротом, но при этом признаки несостоятельности в отношении него уже выявлены и вот как раз в ходе реализации процедуры финансового оздоровления эти признаки несостоятельности могут быть преодолены.

Процедура восстановления платежеспособности должника реализуется за счет ограничения полномочий существующих органов управления по распоряжению имуществом, при этом остальные полномочия сохраняются. Судом утверждается административный управляющий, который осуществляет лишь контроль, за деятельностью неплатежеспособного должника, при этом полномочия по управлению к нему не переходят. С этой целью проводится разработка плана финансового оздоровления, который согласовывается в участниками в деле о банкротстве. Если третьими лицами предоставляется обеспечение исполнения обязательств должником, то осуществления платежей кредиторам осуществляется за счет имущества третьих лиц, которыми предоставлено обеспечение. Введение процедуры финансового оздоровления возможно совместно с процедурой внешнего управления, и в таком случае для обоих процедур устанавливается общий срок.

3. Процедура финансового оздоровления в некоторых случаях требует предоставления обеспечения исполнения должником своих обязательств. Если на первом собрании кредиторов, кредиторами не принято решение, а возможность отложения дела отсутствует, при введении процедуры требуется предоставление обеспечение обязательств на сумму 20% от существующих обязательств должника перед кредиторами, включенными в реестр. Также процедура финансового оздоровления, может быть введена по усмотрению арбитражного суда вопреки решению, принятому первым собранием кредиторов, но при условии предоставления обеспечения обязательств в виде банковской гарантии с условием осуществления оплаты задолженностей кредиторам через месяц после введения процедуры. Для урегулирования вопроса предоставления обеспечения обязательств заключается соглашение между временным управляющим и лицом, предоставляющим обеспечение.

Действующим Законом не определена правовая природа соглашения и считает данную сделку с отлагательным условием. С.В. Сарбаш определяет его как организационный договор [1]. Такой договор сам по себе не регулирует имущественные отношения и поэтому не порождает обязательств. Обеспечительные обязательства возникают из отдельных сделок, например, банковской гарантии. Для перехода организаций в деле о несостоятельности к процедуре финансового оздоровления была бы на много реальнее если бы представление обеспечения по обязательствам вводилось не на 120%, а поэтапно, что безусловно бы послужило благоприятным фактором при восстановлении платежеспособности должника.

4. В процедуре финансового оздоровления при отсутствии обеспечения исполнения обязательств должника должен быть утвержден собранием кредиторов план финансового оздоровления. Подготовка плана производится в соответствии с графиком погашения задолженностей. По существу, план финансового оздоровления представляет гражданско-правовую сделку, заключаемую между должником и кредиторами. В план финансового оздоровления включаются обоснования для возможного погашения задолженностей.

Так же можно рассмотреть возможность должнику в рамках процедуры финансового оздоровления увеличить срок для реализации плана финансового оздоровления, что несомненно бы позволило дать дополнительный шанс для восстановления платежеспособности должника.

Для введения процедуры финансового оздоровления необходимо предоставление ходатайства. Ходатайство может быть от имени должника, если данное решение принято учредителями (участниками) юридического лица, либо органа, который является уполномоченным распорядителем имущества унитарного предприятия, а также третьих лиц.

Ходатайство о введении финансового оздоровления направляется первому собранию кредиторов, либо к арбитражному суду, в случаях установленных законодательством.

Если ходатайство о введении процедуры финансового оздоровления подается третьим лицом, то обязательно его согласование с должником, пункт 1 статьи 78 Закона о банкротстве запрещает в таком случае введение процедуры без согласования должника.

На первом собрании кредиторов в процедуре наблюдения происходит рассмотрение ходатайства, по результатам которого может быть принято решение об обращении в арбитражный суд для введения процедуры финансового оздоровления.

По усмотрению арбитражного суда процедура финансового оздоровления может быть введена и без решения собрания кредиторов, а также вопреки принятому решению (п.п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве).

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей рассматриваются в рамках судебного дела о несостоятельности в порядке, установленном статей 100 Закона о банкротстве.

Если кредитором в отдельном исковом производстве будет предъявлено требование к должнику, после введения процедуры финансового оздоровления, это повлечет оставление искового заявления без рассмотрения в силу п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ. Требования кредиторов, по которым вынесен отдельный судебный документ, включаются в реестр требований, только в том случае если подача искового заявления была произведена до возбуждения дела о несостоятельности.

Текущими кредиторами как лицами, не участвующими в деле о банкротстве, требования к должнику предъявляются в общем процессуальном порядке, а не в производстве по делу о несостоятельности должника.

С момента введения процедуры финансового оздоровления, происходит отмена всех ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов.

Все ограничения на имущества должника, например аресты, могут налагаться только в судебном производстве по делу о банкротстве. Так если появляется необходимость в принятии обеспечительных мер в виде ареста, по требованиям текущего кредитора, рассматриваемом в отдельном исковом производстве, то судебный пристав обращается в арбитражный суд, который рассматривает дело о банкротстве должника.

Все исполнительные процедуры по имущественным взысканиям к должнику на основании исполнительных документов приостанавливаются. Исполнительное производство продолжается только на основании исполнительных документов, которые вступили в законную силу до даты введения процедуры финансового оздоровления и по которым следующий предмет взыскания:

·      задолженность по заработной плате;

·      задолженность по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

·      задолженность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью;

·      о виндикации имущества;

·      задолженность по компенсации морального вреда;

·      задолженность по выплате компенсации сверх возмещения вреда.

Также исполнительное производство о взыскании задолженности по текущим платежам продолжается [2].

В связи с неплатежеспособностью должника - юридического лица Закон о банкротстве предусматривает ряд правовых последствий с целью сохранения потенциальной конкурсной массы, недопущения удовлетворения требований кредиторов должника с нарушением принципов, установленных Законом. Вышеуказанный закон устанавливает определенные запреты на исполнение обязательств юридическим лицом в пользу учредителей (участников) в процессе процедуры финансового оздоровления.

Так, согласно абз. 6 п. 1 ст. 81 Закона о банкротстве запрещается удовлетворение требований учредителей (участников) о выделе доли (пая) в имуществе должника - юридического лица в связи с выходом из его состава, а также выкуп или приобретение должником размещенных акций акционерного общества либо выплата действительной стоимости доли (пая). Такой запрет установлен в связи с тем, что удовлетворение указанных требований нарушило бы установленную законодательством очередность и создало бы неоправданные преимущества для указанной группы кредиторов. Законодатель вводит также запрет на выплату дивидендов, платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям), на распределение прибыли между учредителями (участниками). Не допускается изъятие собственником имущества унитарного предприятия, принадлежащего должнику имущества, так как подобное изъятие также создавало бы для него преимущества перед другими кредиторами, что противоречит основным принципам института несостоятельности. В правоотношениях должника с его кредиторами по денежным обязательствам не допускается их прекращение посредством зачета встречного однородного требования, предоставлением отступного или иным образом, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований, а также если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами. В связи с неплатежеспособностью должника и предоставлением ему возможности восстановления его финансового состояния прекращается начисление неустоек (штрафов), пеней, процентов и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, которое рассматривается как составная часть моратория на удовлетворение требований кредиторов [3].

На требования текущих кредиторов санкции могут быть начислены и в процедуре финансового оздоровления [4].

В то же время в целях возмещения вреда кредиторам, согласно п. 2 ст. 81 Закона о банкротстве, предусмотрено начисление процентов на сумму требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, в размере ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБ РФ. Проценты начисляются с момента введения процедуры и до даты погашения требования кредитора или до введения конкурсного производства. Проценты подлежат уплате одновременно с удовлетворением требования кредитора в соответствии с графиком погашения задолженности.

Иначе законодателем регулируется очередность удовлетворения требований кредиторов об уплате неустойки (штрафа), пеней, убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан был погасить до введения процедуры финансового оздоровления. Эти долги подлежат возврату в последнюю очередь (п. 3 ст. 81 Закона о банкротстве).

Контроль за совершением ряда сделок осуществляется также административным управляющим. После получения согласия административного управляющего совершаются следующие сделки:

а) влекущие за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

б) которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

в) влекущие за собой возникновение уступки прав требований, либо перевод долга;

г) влекущие за собой получение займов или кредитов.

Как уже отмечалось выше, к назначенному арбитражным судом административному управляющему не переходят полномочия по управлению юридическим лицом – должником. Данные полномочия сохраняются за органами управления, но с ограничением установленными законодательством.

Должник продолжает самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом, получая в необходимых случаях согласие на совершение сделок от собрания (комитета) кредиторов и (или) от административного управляющего.

Контроль за деятельностью должника осуществляют как органы сообщества кредиторов, так и административный управляющий.

Как уже отмечалось, основными документами, регламентирующими процедуру финансового оздоровления, по российскому Закону являются график погашения задолженности и план финансового оздоровления в случае, если не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника.

 

Список литературы:
1. Витрянский В.В. Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения. М.: Статут. 2010 С. 153.
2. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 23.04.2018)" Об исполнительном производстве"// СПС «КонсультантПлюс»
3. Колиниченко Е.А. Защита интересов неплатежеспособного должника при банкротстве: Сравнительно-правовой анализ. М., 2001. С. 58.
4. Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (в ред. от 6 июня 2014 г.) // Вестник ВАС РФ. 2006. N 9. 2014. N 8.