Статья:

Правовое регулирование интеллектуальной собственности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Угрин В.С. Правовое регулирование интеллектуальной собственности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/37659 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование интеллектуальной собственности

Угрин Вячеслав Сергеевич
магистрант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), РФ, г. Москва

 

В процессе развития современной науки важную роль играет изучение особенностей правового регулирования рынка объектов интеллектуальной собственности, в результате проведения аналитической работы. Все объекты в зависимости от конкретного применения представляют собой получения итога интеллектуальной деятельности, в развитых странах уже давно становятся значительную частью современного рынка, а организации, их использующие активными участниками процесса правового регулирования.

Организация имеет права получить созданные объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в тех случаях, когда [6, c. 113]:

· Все результаты интеллектуальной деятельности (РИД) были созданы в процессе сотрудничества по государственным контрактам и иным договорам, позволяющим выполнять научно-исследовательские изыскания и опытно-конструкторские разработки, приложений на передачу результатов в научно-технической сфере (если подобное не вступает в противоречие с подобными условиями);

· Объекты интеллектуальной деятельности были созданы сотрудниками самой организации в процессе развития правовых отношений или при выполнении служебного задания (на основании некоторых документов: трудовых и гражданско-правовых договоров, ряда должностных инструкций и т.д.).

Немаловажным аспектом становится правовая охрана и учет, по осуществлению эффективного правового регулирования и защиты объектов интеллектуальной собственности, созданных в организации. Немаловажным аспектом становятся варианты по защите ОИС как на стадии создания, так и использования в коммерческих целях (необходимая государственная регистрация, патентование и введение режима охраны коммерческой тайны).

В качестве основополагающего вклада по правовому регулированию на основании договора и распространения соответствующих лицензий, созданный ОИС проходит через несколько этапов:

·      учет в первичной форме;

·      определенная оценка возможного получения прибыли в будущем;

·      режим правовой охраны, установленный руководством организации,

·      организация правового регулирования.

Первоначальный учет осуществляется при непосредственном условии закрепления создания результатов интеллектуальной деятельности в документальном формате, путем подписания соответствующего акта и внесения информации в специальный реестр организации. В подобном акте необходимо указать название объекта интеллектуальной собственности, его описание, а также соответствующий отдел в организации, в котором он обрел результативную форму. Непосредственно сам акт направляется на подпись руководителю конкретного отдела, в котором создается ОИС, и содержит список авторов его создателей. Также акт может подписываться и заместителем директора организации. [4, c. 8]

Следующим этапом можно назвать предварительную оценку возможности правовой защиты ОИС. Ее проведение, в значительной степени, становится важной составляющей с точки зрения дальнейшего проведения, аудита и судебной защиты прав на его использования.

На основе оценки в предварительном плане, руководство организации ставит вопрос о введении дальнейшего режима его правовой защиты, путем издания конкретного приказа на этот счет. В случае, если не организовывать соответствующую правовую защиту для объектов интеллектуальной собственности, организация, их создавшая рискует потерять, они банально могут быть украдены и использованы другой организацией или человеком.

В соответствии с п.1 ст. 1225 ГК РФ к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и организаций, которые должны получать правовую защиту, относятся [1]:

1) исполнения;

2) произведения науки, литературы и искусства;

3)фонограммы;

4) базы данных;

5) программы для ЭВМ;

6) промышленные образцы;

7) изобретения;

8) эфирного или кабельного вещание организаций;

9) селекционные достижения;

10) полезные модели;

11) секреты производства (ноу-хау);

12)топологии интегральных микросхем;

13) товарные знаки и знаки обслуживания;

14) коммерческие обозначения;

15) фирменные наименования;

16) наименования мест происхождения товаров.

При этом, в виде государственной регистрации и патентования осуществляется правовая защита и регулирование следующих объектов интеллектуальной деятельности: изобретения (устройства, вещества, уникальные методики и т.д.), полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, секреты производства (ноу-хау), авторские права на произведения.

Необходимо знать, что решение о патентовании объекта интеллектуальной собственности необходимо обосновать, иначе получение самого патента и некоторый процесс его пролонгации являются достаточно недешевыми процедурами. Само получение патента занимает, как правило, достаточно продолжительный временной промежуток (например, получение патента на изобретение занимает более 1 года).

В соответствии со ст. 1232 ГК РФ в случае, если существует необходимость подвергнуть результаты интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации государственной регистрации, отчуждение такого права на результат или на определенное средство по договору, залог подобного права и предоставление в пользование конкретного результата или средства по договору, а равно как и переход исключительного права на непосредственный результат или на средство без договора, в одинаковой степени подлежат государственной регистрации, а порядок и ее условия определяются Правительством РФ. [1]

Достаточно серьезное значение имеют меры охраны ОИС при помощи введения режима коммерческой тайны. Так в п 1 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. No 98-ФЗ «О коммерческой тайне» предусматриваются конкретные меры, которые: [2]

1) определяют полный перечень необходимой информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничивают доступ к такой информации, составляющей коммерческую тайну, с помощью регламентации порядка по обращению и контролю за соблюдением такого рода информации;

3) ведут учет тех лиц, которые получили доступ к подобной информации, имеющей коммерческую тайну, и лиц, коим такая информация была предоставлена;

4) ограничивают распространение материальных носителей, которые содержат информацию, имеющую коммерческую тайну, при наличии грифа "Коммерческая тайна" с полным указанием непосредственного ее обладателя;

5) регулируют правовые отношения между сотрудниками по использованию информации, которая составляет коммерческую тайну, на основании трудовых договоров.

В тех случаях, если происходит несоблюдение мер по правовой защите информационной конфиденциальности, эффективность правового регулирования ОИС в значительной степени снижается.    

Для эффективного правового регулирования ОИС в организации разрабатываются определенные нормативно-правовые базы, которые регулируют правовые взаимоотношения по вопросам объектов интеллектуальной собственности и системы управления их деятельности и использованию. Создание такой системы становится одной из первостепенных задач для современной организации.

К примеру, общий состав авторов служебных ОИС, не отражается в нормативно-правовой базе многих организаций, при этом также не находят решение вопросы по порядку расчетов и выплат конкретных денежных компенсаций и вознаграждений за создание ОИС.

В организациях обязаны существовать соответствующие структурные подразделения, которые возьмут на себя ведение, эффективный учет, патентование и регистрацию ОИС. Появилась необходимость в принятии и разработке ряда документов по данному вопросу: нормативно-правовые акты, который стимулирует работников создавать объекты интеллектуальной деятельности; акты, отражающие динамику и процесс работы с созданными объектом интеллектуальной собственности; целый блок актов, регламентирующих правовую защиту и регулирование коммерческой тайны; ряда документов, которые бы защищали организацию от небрежного раскрытия конфиденциальной информации своим сотрудниками, не имеющим право доступа. [5] 

Считается, что разработка локальной нормативно-правовой базы по правовому регулированию объектов интеллектуальной собственности представляется особенно важной, ведь сотрудники организации, имеющие некоторый доступ к созданным объектам интеллектуальной собственности, не всегда могут адекватно оценивать ответственность за нарушение законодательства по данному вопросу. Серьезной задачей подобной локальной нормативно-правовой базы становится правовое регулирование ОИС, в отношении которых существует режим коммерческой тайны.

В таком случае, для начала, считается важным заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с сотрудником, допущенным к секретной информации; включение соответствующего раздела по обязательствам сохранения конфиденциальности информации, к которой допускается сотрудник. В его должностную инструкцию необходимо внести соответствующий пункт, а также соблюдение множества иных правил по защите и правовому регулированию объектов интеллектуальной собственности.

 

Список литературы:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) URL: Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.05.2018 (дата обращения: 28.05.2018).
2. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О коммерческой тайне» // URL: Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.05.2018 (дата обращения: 28.05.2018).
3. Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно- телекоммуникационных сетях» // URL: Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.05.2018 (дата обращения: 28.05.2018).
4. Близнец И.А. Международное право. Вектор развития интеллектуальной собственности. // Копирайт. Вестник Российской академии интеллектуальной собственности и Российского авторского общества. – 2017. – № 4. – С. 5 – 10.
5. Бородкина Т.Н. Средства индивидуализации товаров (работ, услуг): основания возникновения права и проблемы законодательной регламентации в гражданском и уголовном законодательстве Российской Федерации // СПС Консультант Плюс. Режим доступа: локальный (дата обращения: 28.05.2018).
6. Минбалеев А.В. Система государственного управления в сфере интеллектуальной собственности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право. – 2016. – Т. 16. – № 3. – С. 112-115.