Статья:

Перспективы малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(43)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Жамалбек Ә.А., Купешова Б.К. Перспективы малого и среднего бизнеса в Казахстане. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 22(43). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/43/41818 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Жамалбек Әмина Асқарқызы
студент Университета «Нархоз», Республика Казахстан, г. Алматы
Купешова Баян Куанышбековна
канд. экон. наук, старший преподаватель, Республика Казахстан, г. Алматы

 

В настоящее время активизация развития коммерческой деятельности, а также увеличение ее роли в государственной экономике является одной из главенствующих задач для усовершенствования экономики Казахстана. Предпринимательская деятельность способствует гибкости рыночной экономики, привлечению инвестиционных ресурсов, развитию технического прогресса, и что немаловажно на нынешний момент, решает проблемы безработицы. Возможность создания и развития собственного бизнеса стала реальной в сравнении с предыдущими годами и закреплена на законодательном уровне. В Казахстане малый и средний бизнес был сформирован практически за считанные годы. Мы достигли основную стратегическую цель - одинаковую возможность для всех граждан заниматься предпринимательством. [1]

Таблица 1.

Показатели малого предпринимательства и деятельности микрокредитных организаций в Республике Казахстан за 2017-2018 годы

 

2017 год

2018 год

Всего

в том числе

Всего

 

юридических лиц

индивидуальных предпринимателей

крестьянских (фермерских) хозяйств

юридических лиц

индивидуальных предпринимателей)

крестьянских (фермерских) хозяйств

Республика Казахстан

1 158 680

204 773

764 683

189 224

1 207 374

226 383

783 389

197 602

Вертикальный анализ

100 %

17,67%

66%

16,33%

100%

18,75%

64,9%

16,4%

Горизонтальный анализ Абсолютное изменение

-

-

-

-

48 694

21 610

18 706

8 378

Горизонтальный анализ Относительное изменение, %

-

-

-

-

4,2

 

9,54

2,39

4,24

Примечание: Составлен автором на основе данных Статистического Агентства Республики Казахстан.

 

Данные таблицы указывают на то, что по состоянию на 1 сентября 2018 года количество действующих субъектов МСП по сравнению с соответствующей датой предыдущего 2017 года увеличилось на 4,2%. В общем количестве субъектов МСП за 2018 год доля индивидуальных предпринимателей составила 64,9%, юридических лиц малого предпринимательства – 18,5%, крестьянских или фермерских хозяйств – 16,4%, юридических лиц среднего предпринимательства – 0,2%. Для того чтобы удержать предприятия малого и среднего бизнеса банкам стоит пересмотреть условия кредитования, снижение ставок и упрощение условий кредитования помогут удержать уровень развития данной деятельности. [2]

Несмотря на то, что на нынешний момент в Казахстане процесс создания собственного бизнеса имеет некоторые трудности, мы сделали стремительный шаг к развитию данной сферы. Актуальность данной деятельности бесспорна, так как предпринимательство и есть главная составляющая рыночной экономики. Во многих передовых странах существуют так называемые «бизнес-инкубаторы», где юные умы, интересующиеся предпринимательством, приходят, делятся своими идеями и планами, а разного рода эксперты консультируют, обучают их нарабатывать связи с партнерами, разрабатывать бизнес-планы и т.д.

Воевутко А. Ю. отмечает, что Казахстан не может выйти на новый уровень в связи со следующими проблемами, которые препятствуют развитию предпринимательства:

·      ограниченность рынков сбыта;

·      нехватка квалифицированных работников;

·      ограниченный доступ к финансам;

·      нехватка объектов инфраструктуры. [3]

Купешова Б. К. в своем докладе отмечает, что препятствием для открытия собственного бизнеса являются высокие кредитные ставки. Для предпринимателя очень важным аспектом является знание рынка, умение ориентироваться на потребности населения. Необходимо четко понимать, какие товары или услуги будут сегодня востребованы на рынке. Кроме того, малый бизнес должен быть максимально мобильным, т.е., если спрос на те или иные товары падает, то предпринимателю необходимо быстро переориентироваться на другие рынки, оставив прежнее направление. [4]

Исходя из статистических данных, ВВП Казахстана в 10 раз меньше Российского, однако в период тяжелого и длительного кризиса наше государство выделило в три раза больше денежных средств на поддержку малого и среднего бизнеса.

Государство уделяет большое внимание развитию данной сферы, потому что оно несет в себе множество преимуществ. К примеру, если число людей в бизнес-сфере значительно возрастет, это, в свою очередь, повлечет за собой формирование среднего класса. Преобладание среднего класса- это путь к политической стабильности в демократической стране. Во-вторых, идет рост занятого населения, увеличиваются доходы граждан, что сглаживает диспропорцию в благосостоянии различных групп населения. В-третьих, это большая возможность для подрастающего поколения проявить свои способности в сфере бизнеса, тем самым реализовать себя.

Также следует отметить, что создание собственного бизнеса в Республике Казахстан является деятельностью, вне зависимости от формы принадлежности, основной целью которой является получение чистого дохода, путем удовлетворения спроса населения, выпуская необходимые товары или предоставляя требуемые услуги. На текущий момент предпринимательство в Республике Казахстан классифицируется в зависимости от рода деятельности, величины хозяйствующего субъекта, организационной формы управления и характера принадлежности.

Открывать собственное дело - это большой риск и ответственность, возлагающаяся на предпринимателя. В первую очередь, решив открыть предприятие, нужно выбрать организационную форму правления. Это может быть товарищество с ограниченной ответственностью, кооператив, акционерное общество и т.д. После выбора организационно-правовой формы важным аспектом является стартовый капитал, т.е. первое вложение. В форме стартового капитала можно использовать кредит, займы или уставной фонд, который вносят учредители предприятия.

В заключение, главной отличительной чертой развития собственного бизнеса или предпринимательства в Казахстане является то, что оно имеет ключевой фактор развития экономики и долгосрочный характер. Резкий скачок количества предприятий малого и среднего бизнеса ведет за собой множество положительных моментов, в первую очередь, это увеличение численности работающих на них, что ведёт к уменьшению безработицы и укреплению экономики страны. В последствие это приведет к большему использованию инновационного потенциала, его стимулирование, развитие таких форм взаимодействия, как совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, они помогут создать устойчивое функционирование рыночной экономики Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.

 

Список литературы:
1. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира (Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева, 18.01.2006 года), Индустриальная Караганда, 21.01.2006 г.
2. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике. [Электронный ресурс]//Режим доступа: www.stat.gov.kz
3. Воевутко А. Ю. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане // Финансы Казахстана.- 2011. - № 5.- С. 37-40
4. Купешова Б. К. Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса в Казахстане.