Статья:

ДОЛГОВОЙ РЫНОК В СТАБИЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Москаленко П.В. ДОЛГОВОЙ РЫНОК В СТАБИЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(31).pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОЛГОВОЙ РЫНОК В СТАБИЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ

Москаленко Павел Вадимович
студент юридического факультета Российского экономического университета (РЭУ им. Г. В. Плеханова), Кемеровский институт (филиал), РФ, г. Кемерово
Бобринев Руслан Викторович
научный руководитель, канд. юрид. наук, декан юридического факультета Российского экономического университета (РЭУ им. Г. В. Плеханова), Кемеровский институт (филиал), РФ, г. Кемерово

Долговой рынок, или рынок капиталов – это рынок, на котором торгуются долгосрочные долговые обязательства со сроком погашения более одного года. Рынок капитала включает в себя:

·     среднесрочные и долгосрочные кредиты с сроком обращения от одного года до 30 лет.

·     среднесрочные и долгосрочные иностранные кредиты и еврокредиты с сроком обращения от одного года до 15 лет.

Долгосрочные долговые обязательства – это долговые ценные бумаги.

Долговые ценные бумаги – это документы, которые удостоверяют право заимодателя (физического или юридического лица) на возврат займа, который должен быть погашен в будущем на определенных условиях. Такие бумаги делятся на две категории: облигации и векселя.

Долговые ценные бумаги делятся на государственные и корпоративные.

Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, которые приобрели (купили) данные ценные бумаги. Согласно этим обязательствам государство-эмитент обязуется:

·     в срок и в полной мере погасить ценные бумаги,

·     выплатить причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора покупки ценных бумаг,

·     выполнить прочие обязательства, которые оговорены в договоре.

Корпоративные облигации – это долговые обязательства компании перед юридическими и физическими лицами, которые приобрели (купили) данные ценные бумаги.

Рынок ценных бумаг является важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления финансового кризиса России. Его предназначение заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.

В период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одним из направлений неинфляционного покрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а также как важный источник средств для большого количества правительственных проектов.

Выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег.

В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотноше­ние, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечивают доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от об­щего объема расходов.

Однако на практике достичь бюджетного равновесия очень сложно. Теория не дает готовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих пор проблема установления правильного соотношения между дохода­ми и расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, но и во всем мире.

Экономисты неоклассического на­правления высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета: для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраординарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т.д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации рубля, росту внутреннего и внешнего долга государства. В конечном итоге долги будут погашаться за счет введения новых и повышения ставок существующих налогов, что означает перекладывание долгового бремени на будущие поколения. Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг с целью при­ влечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнет
процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в условиях рынка, когда существуют частные инвесторы и заемщики свободных денеж­ных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции, повышение спроса на деньги а, следовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлеченных денег.

Более высокие процентные ставки по государственным ценным бу­магам, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут происходить рыночные преобразования в Российской Федерации. Кроме того, рост бюджетного дефицита, вызван­ного растущими правительственными расходами (а не низкой собирае­мостью налогов и чрезвычайными обстоятельствами), означает расши­рение государственного сектора экономики за счет вытеснения частно­го, увеличение вмешательства правительства в процесс воспроизводства. 

До 1995г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ систематически использовало денежно-кредитную эмиссию, что приводило к инфляционному росту. Основным инфляционным ис­точником служили кредиты Центробанка РФ. Начиная с 1995г. Правительство РФ отказалось от кредитов Центробанка РФ и пере­шло на неинфляционные методы покрытия дефицита бюджета. Од­нако в связи с финансовым кризисом 1998г. Правительство РФ вынужде­но было использовать первые два источника (кредиты Центробанка и кредитно-денежную эмиссию)пополнения казны.

В сложившейся ситуации дефицита государственного бюджета 2016г. государство приняло решение использовать один из неинфляционных источников пополнения бюджета, а именно -внутренний и внешний займы.

В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефици­та бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в Рос­сии в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94–96).

Источники финансирования дефицита федерального бюджета де­лятся на внутренние и внешние. Внутренние источники имеют следу­ющие формы:

·     кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

·     государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценныхбумаг от имени РФ;

·     бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ;

·     поступления от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности;

·     сумма превышения доходов над расходами по государственным
запасам и резервам - изменение остатков средств по учету средств федерального бюд­жета.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

·     государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте
путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

·     кредиты правительства иностранных государств, банков ифирм,
международных финансовых организаций, предоставленных в иност­ранной валюте, привлеченные РФ.

В соответствии со ст. 103 БК РФ государственные внешние заим­ствования РФ используются для покрытия дефицита только федераль­ного бюджета.

Следует отметить, что на практике в исключительных случаях с раз­решения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов сво­их бюджетов.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями: размещением долговых ценных бумаг и получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностран­ных государств и межгосударственных организаций.

Хотя по своей экономической сути все виды государственные ценные бумаги есть долговые ценные бумаги, на практике каждая самостоятельная государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от дру­гих видов облигации. Обычно кроме термина «облигация» используют­ся термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каж­дая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих основных задач:

a)  финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обраще­ние в широком смысле, или в следующих случаях: когда расходы бюд­жета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении средства на эту же дату (кассовый дефицит); когда по­ступление доходов за месяц или квартал оказывается меньше, чем сред­ства, необходимые в этом же периоде для финансирования расходовбюджета (сезонный дефицит); когда по итогам года доходы бюджетаменьше его расходов, и этот дефицит не покрывается за счет поступле­ний в бюджет в следующем году (годовой дефицит);

b)  финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.п.;

c)   регулирование экономической активности: денежной массы в об­ращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т.д.

Эмитентом государственных бумаг выступает Минфин РФ. В качестве его агента часто привлекается ЦБ РФ, который, в свою очередь, может уполномочить отдельные инвестиционные институты или банки быть официальными дилерами выпусков ценных бумаг правительства.
Инвесторами являются юридические и физические лица, рези¬денты и нерезиденты.
В России выпускались различные государственные ценные бу¬маги: государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), казначейские обязательства, облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), золотые сертификаты, облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации ЦБ России.
Кроме центрального правительства, ценные бумаги могут вы¬пускать субъекты РФ и органы местной власти. Ценные бумаги, эмитируемые местными органами власти, называются муниципальными ценными бумагами. Подобно государственным ценным бума¬гам они выпускаются для аналогичных целей.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответствен¬но минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. 

В странах с развитой экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

·      во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения;

·      во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики;

·      в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений;

·      в-четвертых, ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды.

Председатель Правительства России Д. Медведев 26 декабря 2015г. подписал распоряжения №2703-р и №2704-р [9], устанавливающие предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации для заимствований на 2016г.

Предельный объем привлечения средств с рынка капитала в рамках Программы без учета обмена государственных ценных бумаг Российской Федерации в 2016г. составит 802 млрд. рублей.

В целях выполнения Программы объем эмиссии государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, оценен Минфином России исходя из предположения, что средняя цена размещения облигаций на рынке капитала сложится на уровне 94,44% от номинала, составит 849,2 млрд. рублей.

Распоряжением №2704-рустанавливается предельный объем эмиссии таких государственных ценных бумаг на 2016г., который не должен превышать 1049,2 млрд. рублей.

Распоряжением №2703-рустанавливается предельный объем эмиссии таких государственных ценных бумаг, который не должен превышать эквивалент 3 млрд. долларов США.

В соответствии со статьей 114 Бюджетного кодекса предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством в соответствии с верхним пределом государственного долга России, установленным в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

29 декабря 2015г.Правительство РФ утвердило объем выпуска ценных бумаг в 2016г.Статьей 13 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» предусмотрено утверждение Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2016г., в соответствии с которой объем чистых заимствований в 2016г. путем выпуска государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, составит до 300 млрд. рублей.[8]

Принятые решения позволят осуществить в 2016г. эмиссию государственных ценных бумаг в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета и погашения государственных долговых обязательств. (Документы рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 24 декабря 2015 года).

В Министерстве финансов обдумывают варианты, как сделать облигации федерального займа более доступными для населения. Речь идет о том, чтобы населению было проще приобретать государственные долговые бумаги в техническом плане.

Как сообщается на сайте Минфина РФ, накануне этот вопрос прокомментировал заместитель главы ведомства А. Моисеев. По его словам, облигации для населения не должны обращаться на бирже. В настоящее время ничто не мешает населению покупать облигации федерального займа (ОФЗ). Для совершения такой операции достаточно предварительно лишь открыть брокерский счет.

Однако он отметил, что если задача стоит сделать новый инструмент еще более доступным, то это должно быть примерно так же, как это было в советские годы, когда любой человек, придя в сберкассу, просто покупал облигации.

До этого министр финансов А.Силуанов говорил, что в следующем году планируется запустить особый механизм хождения ОФЗ для физических лиц, чтобы их приобретение было удобным для населения.

Ранее директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина К.Вышковский говорил, что Минфин обсуждает возможности выпуска специального долгового инструмента с особым порядком размещения и обращения, с учетом того, что граждане не являются ни профучастниками финансовых рынков, ни квалифицированными инвесторами.

Минфин оценивает емкость рынка заимствований у населения через облигации федерального займа в десятки миллиардов рублей. [10]

 
Список литературы:
1. Гражданский кодекс – [Текст]. - Москва: Проспект, 2005. – 730 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по состоянию на 15 октября 2007 года включая изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 года – [Текст]. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 751, [1] с.
3. Федеральный закон N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183258 (Дата обращения 20.02.16).
4. Федеральный закон от 25 декабря 2013 года «О внесении изменений в ст. 27.5-3 ФЗ «О рынке ценных бумаг» в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/?q= (Дата обращения 20.02.16).
5. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/?q= (Дата обращения 20.02.16).
6. Федеральный закон № 136-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/?q= (Дата обращения 20.02.16).
7. Федеральный закон РФ от 13.11.92 № 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/?q= (Дата обращения 20.02.16).
8. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2016 год» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190535/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/ (Дата обращения 20.02.16).
9. Распоряжения от 26 декабря 2015 года №2704-р, №2703-р. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/laws/acts/3/50554851451088.html (Дата обращения 20.02.16).
10. В Минфине предложили сделать облигации ОФЗ более доступными для населения: – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://bujet.ru/article/284533.php (Дата обращения 20.02.16).
11. Минфин рассказал о популярности российских гособлигаций – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://bujet.ru/article/278560.php (Дата обращения 20.02.16).