ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негативных воздействий. Обучение в школе должно обеспечить формирование у обучающихся информационной компетенции, знаний и умений, способов информационной деятельности, которые потребуются им в будущем.
Формирование навыков информационной деятельности — задача не только содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Одна из них — технология веб-квестов. Изучение, овладение и применение на практике такой технологии очень актуальны.
Цель нашей статьи — раскрыть особенности использования веб-квестов на уроках технологии как средства развития информационной деятельности у учащихся.
Проблему разработки и использования веб-квестов в учебном процессе активно изучают зарубежные и отечественные ученые: В. Dodge, T. March, О. Гапеева, Г. Гриневич, Г. Шаматонов, В. Шмидт и др. Существует два взгляда ученых на понятие веб-квеста: это веб-квест образовательный продукт и веб-квест как технология. Российские исследователи Я. Быховский, А. Хуторской отмечают, что образовательные веб-квесты — это страницы образовательной тематики на сайтах в сети Интернет, имеют гиперссылки на другие страницы в сети заданной тематики [2, с. 414]. Они служат дополнительным стимулом для индивидуализации обучения учащихся, расширяя кругозор и обогащая дополнительными знаниями.
Другие ученые (Н. Кононец, В. Осадчук) рассматривают веб-квест как инновационную личностно ориентированную технологию обучения, основной целью которой является самостоятельный поиск школьниками необходимой для обучения информации. Основоположники технологии веб-квест В. Dodge, Т. March определяют веб-квест как исследовательскую справочно-ориентированную деятельность, в результате которой учащиеся осуществляют поиск информации, используя Интернет-ресурсы и видеоконференции.
В классическом понимании веб-квест (web-quest) — это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются Интернет-ресурсы. Как отмечает В. Шмидт, веб-квесты — это мини-проекты, основанные на поиске информации в Интернете [4]. Благодаря такому конструктивному подходу к обучению, учащиеся не только подбирают и упорядочивают информацию, полученную из Интернета, но и направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу, связано с учебной деятельностью.
П. Шаматонова акцентирует внимание на том, что веб-квест — это увлекательное путешествие в сети Интернет, что предусматривает запросы в различных поисковых системах, получение достаточно большого объема информации, ее анализ, систематизацию и дальнейшее презентацию [3].
Фактически, веб-квест является дидактической структурой, в рамках которой учитель формирует поисковую деятельность учащихся, задает параметры этой деятельности и определяет ее временные пределы. При этом учитель перестает быть «источником знаний», создает необходимые условия для поиска информации, а школьники превращаются из пассивных объектов учебной деятельности в ее активных субъектов. По сути, веб-квест является интерактивным процессом, в ходе которого учащиеся проявляют мотивы к самостоятельному добыванию необходимых знаний.
Итак, технология веб-квест — это совокупность методов и приемов организации исследовательской деятельности, для выполнения которой школьники осуществляют поиск информации, используя Интернет-ресурсы с практической целью. Такая технология позволяет работать в группах (от трех до пяти учеников), развивает конкурентность и лидерские качества каждого, повысит не только мотивацию к процессу получения знаний, но и ответственность за результаты деятельности и презентацию. Эту технологию можно использовать независимо от изучаемой темы, главное — иметь доступ к Интернету.
Под Интернет-ресурсом может пониматься как сайт (хост), так и определенный раздел сайта. Обзор Интернет-ресурсов для ознакомления с учебной информацией и возможность использовать их с максимальной пользой может служить базой для тренировки и развития умений анализа, синтеза и оценки информации, развитию критического и творческого мышления учащихся. Привлечению Интернета к учебному процессу предшествует мониторинг Интернет-ресурсов: автор Интернет-ресурса (частное лицо, учебное заведение и т. д.); цель его создания (объяснить, информировать, убедить в чем-то и т. п.); использование владельцами Интернет-ресурса и приемов убеждения, пропаганды; объективность представленных фактов на данном Интернет-ресурсе; наличие логической структуры гиперссылок [1].
По мнению Н. Кононец и Е. Китмановой технология веб-квест реализуется через такие этапы:
- Определение темы. Учитель задает тему и создает проблемную ситуацию. Это наиболее ответственный момент, потому что необходимо достаточно четко и доступно определить роли участников. Например, учитель априори задает роли ученикам или сценарий веб-квеста, предлагает предварительный план работы и осуществляет обзор всего веб-квеста.
- Вербализация задачи. Учитель вербализирует конкретную задачу в рамках выбранной темы, что является понятным, интересным и осуществимым. При этом он четко определяет итоговый результат самостоятельной работы школьников, задает серию вопросов, на которые нужно найти ответы, очерчивает проблему, которую нужно решить, определяет позицию, которая должна быть защищена, и указывает на другую деятельность, направленную на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации.
В. Dodge классифицирует задачи для веб-квестов по следующим типам: задания для объяснения, исследовательские задачи (проект-задание), оценочные, креативные, аналитические, научные задачи, задания для самопроверки (самопознание), компиляция, достижения консенсуса, журналистское задание, детектив (ломать или таинственное задание).
- Подбор Интернет-ресурсов. Учитель заранее подбирает и предлагает школьникам список ссылок на Интернет-ресурсы (названия веб-сайтов по указанным адресам и краткой аннотацией). Такая подборка создается для того, чтобы ученики учились использовать полученную информацию с практической целью.
- Поиск информации. Ученики начинают сам процесс поиска необходимой информации в Интернете, пользуясь при этом описанием процедуры работы (методические рекомендации, разработанные учителем), которую необходимо выполнить каждому школьнику самостоятельно.
- Презентация. После этого учащиеся должны подготовить презентацию веб-квеста (результат — локальный веб-сайт на сервере учебного заведения или Интернет-страница), где целесообразно сообщить тему, цель, средства создания, использованы Интернет-ресурсы, перспективные направления работы над темой.
- Оценка выполненной работы самими учениками. Критерии оценки могут быть разными. По сути, в оценке суммируется опыт, полученный школьниками в процессе самостоятельной работы. Иногда полезно по окончанию включить риторические вопросы, которые будут стимулировать активность учащихся во внеурочное время, очерчивая перспективы дальнейших поисков.
Фактически, в результате обучения по этой технологии ученики должны создать собственный веб-квест — веб-страницу (отдельный документ в сети Интернет, который имеет свой адрес, или в локальной сети учебного заведения), или веб-сайт (группу взаимосвязанных веб-страниц, посвященных конкретной тематике). В целом, веб-квест как образовательный продукт, созданный учениками, является своеобразным веб-узлом, выполненным в специальных программных приложениях (Місrosoft FrontPage, Publisher и т. п.), или средствами бесплатных хостингов (типа http://ucoz.ua/), что представляет собой полноценное гипертекстовое среду.
В целом же оценивание работ учеников должна сводиться к таким трем главным критериям: понимание темы, результат работы, творческий подход.
Таким образом, технология веб-квестов учит находить необходимую информацию, осуществлять ее анализ, систематизацию и решать поставленные задачи. Использование технологий веб-квест способствует: повышению мотивации обучения; формированию информационно-коммуникативной компетентности; устранению психолого-педагогических барьеров; повышению личностной самооценки; развития личностных качеств; формированию навыков работы в команде; формированию навыков публичных выступлений.
Список литературы:
- Гриневич М.С. Медіаосвітні квести / М.С. Гриневич // Вища освіта України. Тем. вип. «Педагогіка вищої школи: методологія, теорія, технології». — К.,: Гнозис, 2009. — № 3 (дод. 1). — С. 153—155.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: [учебн. для вузов] / А.В. Хуторской. — СПб. : Питер, 2001. — 544 с.
- Шаматонава Г.Л. Веб-квест как интерактивная методика обучения будущих специалистов по сациальной роботе / Г.Л. Шаматонова // «SOCJOпростір: Междисциплинарньїй сборник научных работ по сациологии и социальной роботе». — 2010. — № 1. — С. 234—236.
- Шмідт В.В. Технологія веб-квеста при навчанні англійської мови студентів немовних спеціальностей [Электронний ресурс] / В.В. Шмідт // Режим доступу: http://winner.se-ua.nei/ ще26/1/10/.