Статья:

ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА В СОЦИОЛОГИИ П.А. СОРОКИНА

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Зулькорнеева Л.И. ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА В СОЦИОЛОГИИ П.А. СОРОКИНА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА В СОЦИОЛОГИИ П.А. СОРОКИНА

Зулькорнеева Ляйля Ибрагимовна
студент Астраханского государственного университета, г. Астрахан
Леонова Ольга Викторовна
научный руководитель, научный руководитель: доцент кафедры социологии, канд. социол. наук, Астраханского государственного университета, г. Астрахань

 

 

Проблема войны существовала на протяжении всей истории человечества. В наши дни ― это одна из мировых глобальных проблем. Общество не прекращает попытки найти способы предотвращения войн. Всемирные конгрессы и конференции в защиту мира стали созываться еще с середины XIX века. К семидесятым годам двадцатого века их состоялось уже около 150. В 1979 году, в ходе первой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, официально была создана ежегодная конференция по разоружению, участие в которой приняло около 40 стран [1].

Ученые разных исторических эпох искали пути решения данной проблемы, рассуждая о ее результатах и причинах. Такие размышления, в основном, не содержали в себе конкретных научных данных или исследований. Войны осуждались из-за их пагубных последствий, а причины их возникновения виделись в политических упущениях правителей. Особое место в исследованиях проблемы войны и мира занимают научные труды Питирима Александровича Сорокина, чей вклад в науку стал поистине новаторским.

Идейно-теоретические и исторические предпосылки проблематики войны в творчестве П. Сорокина. Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) является одним из тех уникальных ученых, чье имя становится символом избранной им науки. Однако все высоты ученым были достигнуты только после того, как он фактически сорок лет был «американским» ученым, преданным забвению на своей истинной родине. Российский период продолжительностью 10 лет считается для «американского» социолога «годами учения» и не более того. Но именно в этот период жизни П.А. Сорокина и складываются основные направления его научно-исследовательской деятельности как ученого социолога, в том числе, проблема войны и мира.

К главным факторам, повлиявшим на мировоззрение социолога, относятся исторические процессы, протекавшие в России в начале XX века. Он был свидетелем и участником поистине радикальных перемен в истории человечества: первая в истории человечества мировая война, впервые разделившая мир на две противоборствующие стороны, и её катастрофические последствия для народов Европы, революция 1917 года ― вот события, которые стали для П.А. Сорокина не просто катастрофой мирового масштаба, но и личной трагедией. Вся подноготная войны и революции, унесших жизни многих родных и близких социолога, навсегда оставила след в его творчестве.

Уже в это время, в 1917 году, будучи вовлеченным в революционную деятельность, П.А. Сорокин публикуется в ежедневной газете «Воля народа». В одной из его статей «О причинах войны, об империализме, о теории факторов народничества и многом другом», П. Сорокин выступает с критикой создаваемых резолюций о причинах и следствиях войны. «Сотнями и тысячами выносятся резолюции о войне, ― пишет социолог. ― Почти в каждой из них в качестве мотивировки дано объяснение причин ее возникновения. Почти все они представляют стереотипное повторение друг друга. Почти в каждой из них видно не только «упрощение мысли», но иногда больше того — ее отсутствие» [5]. Такое резкое заявление направлено в первую очередь против «моды времени», следуя которой в войне обвиняли империализм и его последователей, а главным движущим фактором войны называли экономический. Став непосредственным свидетелем войны, П. Сорокин не раз будет критиковать попытки других ученых, не использующих объективные данные исследований, рассмотреть эту проблему путем размышлений и предположений [4].

Размышления над волнующим ученого вопросом продолжаются в его статье «О причинах войны, империализме и многом другом». Здесь Питирим Александрович окончательно делает выводы о том, что теория империализма абсолютно не годится для объяснения причин войны [6].

«Война и милитаризация общества». Более крупные труды на тему войны и мира П.А. Сорокин написал уже за пределами России. Но еще до эмиграции за границу, социологом была написана статья «Война и милитаризация общества» (1922), в которой ученый демонстрирует пагубное влияние войны на общество. Взяв термин «идеально-предельное военно-социалистическое общество» у В.И. Ленина, социолог характеризует его безграничным контролем государства всех сторон жизни общества и ничтожным объемом автономии «самоопределения» его членов [3]. Разумеется, отношение к такому типу общества негативное, о чем он и пишет в своей статье: «Здесь все делается по команде, по нарядам, все, вплоть до науки, учения и духовной жизни. Все общество представляет единый военный лагерь или осажденную крепость». И, согласно П. Сорокину, именно война приводит общество к такому состоянию [2]. Находясь в начале своей научной деятельности под влиянием идей Г. Спенсера, он выделяет три фактора, определившие черты милитаризованной организации послевоенного общества. Во-первых, это необходимость во время войны введения «милитарной социализации» общества для его сохранения и защиты. Как известно, армия, в которой присутствует высокая степень автономии личности, обречена на поражение. Ведь это тот самый пример организации, где необходима жесткая дисциплина, контроль и централизация власти. Впоследствии, общество толком не может оправиться от этого режима, оставаясь милитаризованным.

Во-вторых, во время войны происходят изменения на личном уровне людей, трансформирующие их форму поведения и систему ценностей. Тогда как мирная жизнь развивает у людей личную инициативу, любовь к свободе, к мирному производительному труду и уважение к человеку, военный строй и война действуют обратно. Вместо уважения к человеку требуются убийства, вместо мирного труда ― разрушения, а вместо любви ― злоба. Свобода и инициатива индивида заменяется полным повиновением и «превращением в машину», которая способна только выполнять данные ей приказы. Все это настолько меняет людей, что вместе с ними меняется и само общество.

И, в-третьих, милитаризации послевоенного общества, по мнению П. Сорокина, сохраняется потому, что война уносит жизни «качественной» части населения, которая была бы способна инициировать перемены к мирному устройству общества. «Она уносит с поля жизни лучший и оставляет выживать худший человеческий материал, ― пишет социолог. ― В самом деле, в войнах гибнут, прежде всего, самые здоровые и самые трудоспособные возрастные группы». Действительно, ведь на войну не берут калек и инвалидов, стариков и преступников, ограждая их тем самым от риска гибели. Таким образом, влияние войны на качественный состав населения также благоприятствует росту милитаризации общества и его превращению в «идеально-предельное военно-социалистическое общество» [3].

Американский период творчества. Тема войны вновь становится центральной в исследовательской деятельности П. Сорокина, когда он получает профессиональное признание в американском научном обществе. Основав с 1931 года в Гарвардском университете социологический факультет и возглавив его, ученый получил возможность реализовать собственный проект. Если на первом этапе творчества представления социолога о войне основывались в больше мере на личном опыте, то теперь П. Сорокину предоставлялась возможность на базе ресурсов Гарвардского университета проанализировать практически все значительные войны в истории человечества. Сочетание субъективного опыта, научной интуиции и объективных статистических данных по 967 войнам и 1629 внутренним смутам привели к грандиозным результатам. Впервые в истории науки ученый определяет методологию изучения войн. Первым из представителей ученых общественных наук П. Сорокин рассмотрел феномен войны вне рамок идеологических оценок, исторических особенностей каждого военного конфликта в отдельности.

Согласно анализу многочисленных статистических данных П.А. Сорокин делает следующие выводы. Во-первых, феномен войны также обычен для истории человечества, как и период мирной жизни. Ученый отмечает, что периоды непрерывной мирной жизни без войны в течение четверти века являются чрезвычайно редкими в истории стран. Во-вторых, исследуя данные по количеству времени, на протяжении которого страны Европы непосредственно принимали участие в войнах, П. Сорокин говорит о том, что никакого спада количества войн в будущем не наблюдается. И в-третьих, ученый заявляет о том, что нет универсальной тенденции в динамике войн ни для Европы, ни для отдельных стран. Амплитуды динамики войн разных стран не имеют между собой ничего общего. Каждая страна и войны в ее истории в этом роде индивидуальны [2].

Социолог П.А. Сорокин не остановился в исследованиях проблемы войны и мира лишь на одном проекте. В 1993 году в журнале «Социологические исследования» была представлена статья «Причины войны и условия мира», являющаяся сокращенным переводом докладов П. Сорокина для Американской Исторической Ассоциации. В этой работе раскрываются положения ученого о главных условиях внутреннего и международного мира и их доказательства. Первое положение гласит о том, что главной основой для внутреннего социального мира является наличие в этом обществе целостной системы ценностей, которая твердо вошла в жизнь членов этого общества. А все остальные основные ценности отдельных элементов общества должны гармонировать с данной системой. Второе положение объясняет главную причину международного мира, утверждая, что ею является наличие в каждом из обществ целостной системы ценностей. Но при этом, каждая из этих систем должна быть совместима с системой ценностей другого общества. Последнее, третье положение говорит о том, что возможность мира как внутри общества, так и в группе нескольких обществ, напрямую зависит от усвоения целостной системы высших ценностей и их взаимной совместимости [7].

К 110-й годовщине со дня рождения П.А. Сорокина (1999) был опубликован перевод статьи «Забытый фактор войны», направленной в основном на критику необъективных теорий и научных работ, посвященных проблеме войны. По словам П. Сорокина, в существующей научной литературе в области исследования причинности войн прослеживается путаница и некомпетентность авторов. Например, причинами называются пятна на солнце, климат, взаимное расположение планет и т. д. В результате несогласия с подобными точками зрения, П.А. Сорокин делает попытку предложения одного из возможных факторов войны, строго социологического и, по его мнению, выдерживающего проверку логикой и фактами. Этим фактором является недостаточный уровень определенности и прочности сети отношений и культурных ценностей общества.

Исследую проблему войны и мира, П.А. Сорокин всегда опирался на личный опыт, достоверные факты и статистические данные. Иначе говоря, результаты исследований социолога, его труды и выдвинутые суждения являются объективными и заслуживают доверия. Работы П.А. Сорокина военной тематики являются эталоном для ученых-социологов, работающих в данной области исследования.

 

Список литературы:

  1. Конференция по разоружению // Официальный сайт «Организация объединенных наций» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.un.org/ru, свободный. ― Заглавие с экрана.
  2. Кротов П.П. и Долгов А.Ю. От войны к миру: у истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина. — Вологда: Древности севера, 2011.
  3. Сорокин П.А. Война и милитаризация общества // Артельное дело. 1922. Январь―февраль. № 1―4 (21―28). С. 3―10.
  4. Сорокин П.А. Забытый фактор войны // Социологические исследования. - 1999. № 11. 3—12 с.
  5. Сорокин П.А. О причинах войны, об империализме, о теории факторов народничества и многом другом // Воля народа. № 9 ― 9.05.1917 / Библиотека Якова Кротова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://krotov.info, свободный.
  6. Сорокин П.А. О причинах войны, империализме и многом другом // Воля народа. № 19 ― 1917 / Библиотека Якова Кротова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://krotov.info, свободный.
  7. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Социологические исследования. 1993. № 12. — С. 140.