ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
Конференция: XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
Дошкольный возраст – это период становления разнообразных видов деятельности, в том числе и трудовой. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (от 17. 10. 2013 г., № 1155) одной из основных задач дошкольного образования является «формирование позитивных установок к различным видам труда» [7, с. 7], ее реализацию следует начинать с младшего дошкольного возраста с развития навыков необходимых в жизни и связанных с деятельностью, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Такой деятельностью и является труд. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей» [6, с. 811]. В дошкольной педагогике под трудовым воспитанием понимается «целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание социальной и общественной значимости труда и воспитание психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности» [4, с. 330].
Проблема трудового воспитания дошкольников нашла должное внимание в работах зарубежных и отечественных педагогов прошлого (Я.А. Коменский, Т. Мор, Р. Оуэн, И.Г. Песталоцци и др.; Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Сегодня определено место труда в педагогическом процессе дошкольной организации и разработано его содержание (Г.Н. Година, Е.И. Корзакова, Л.В. Куцакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей дошкольного возраста в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Л.Я. Мусатова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова и др.); рассматриваются особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье (Д.О. Дзинтаре, Л.В. Загик, Т.А. Маркова и др.).
Формирование трудовых умений и навыков – это важный и необходимый этап трудового воспитания дошкольников. Любая деятельность, и особенно трудовая, предполагает наличие определенных навыков. Для того чтобы труд стал основным компонентом целостного развития, важно дошкольнику давать не только сумму трудовых навыков, но и направлять их трудовые усилия на общественно полезную работу, в которой рождается первое чувство важности этой деятельности для других, понимание своей связи со всеми участниками коллективного труда. Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста имеет свою специфику и особенности. В исследованиях Р.С. Буре определены педагогические условия формирования трудовых умений и навыков у дошкольников: систематическое приобщение детей к труду; учет нагрузки в соответствии с возрастными, и индивидуальными особенностям, и возможностям ребенка; наличие учебно-трудовой мотивации; наличие интереса в процессе обучения; педагогическое мастерство воспитателя; использование разнообразных средств, форм, методов и приемов обучения [1, с. 43-57].
В качестве основных средств формирования трудовых умений и навыков у дошкольников выделяются: игра и игрушки, природа, музыка, искусство, фольклор, художественная литература, домашний быт, спорт, средства массовой информации, компьютер и т.д. Считаем, что особое место в формировании трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в семье следует отводить мультипликационным фильмам.
Слово «мультипликация» (с лат. – умножение) означает «покадровую съемку статистических рисунков или кукол, изображающих отдельные фазы движения, в результате чего на экране получается непрерывное движение» [5, с. 26].
Особенности использования мультфильмов в семейном воспитании детей были изучены по результатам анкетирования родителей. Анкеты состояли из вопросов социально-педагогического характера, что позволило получить объективные данные. Ответы на вопросы предполагались как закрытого (предполагающего выбор), так и открытого (предполагающего свой ответ) типа.
Если говорить о содержании и характере ответов на вопросы, то одни из них были более общими, другие – более конкретными, полными, а в целом позволили выяснить дозировку и периодичность просмотров мультипликационных фильмов, их видов и жанров, особенности восприятия детьми мультфильмов и их реакции на увиденное. 90% родителей отдали предпочтение рисованным мультипликационным фильмам. Это объясняется тем, что мультфильмы, созданные для детей, подчеркивают изобразительно-выразительные средства и передают динамику образов, настроение героев, их действия, характера. Ряд ответов (17%) показали, что родители замечают эстетическое воздействие мультфильмов на дошкольников, их эмоциональный отклик, оценки, перенос эстетических впечатлений в другую деятельность, чаще всего в игровую. На вопрос о том, обсуждают ли дети увиденное на экране по своей инициативе, 98% родителей ответили «Нет», им приходится задавать дополнительные вопросы, высказывать свое мнение и давать оценку поступкам героев. Из этого можно сделать вывод о том, что дошкольники предпочитают «коллективные» просмотры телевизионных передач.
Из сказанного следует, что мультипликационные фильмы оказывают большое эмоциональное воздействие на детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют возникновению игровой, изобразительной, музыкальной деятельности, стимулируют интерес к книге. И было предположено, что использование мультипликационных фильмов в семейном воспитании детей 5–7 лет будет способствовать формированию у них трудовых умений и навыков. Для семейного просмотра были подобраны мультфильмы, в содержание которых входило выполнение главными героями трудовых действий. Приведем примеры некоторых из них: «Мойдодыр» (1954, реж. И. Иванов-Вано), «Дюймовочка» (1964, реж. Л. Амальрик), «Вовка в тридесятом царстве» (1965, реж. Б. Степанцев), «Песенка мышонка» (1967, реж. Ю. Прытков), «Федорино горе» (1973, реж. Н. Червинская), «Вершки и корешки» (1974, реж. Л. Носыров), «Маша больше не лентяйка» (1978, реж. Л. Мильчик), «Золушка» (1979, реж. И. Асенчук), «Нехочуха» (1986, реж. Ю. Бутырин) и др.
Успех детей 5–7 лет в овладении трудовых умений и навыков зависит от правильного руководства их деятельностью. Особую значимость в методике педагогического руководства овладения трудовыми умениями и навыками детьми старшего дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов в семье имеют: регулярные совместные семейные просмотры; беседы детей и родителей об увиденном на экране; обыгрывание экранных трудовых действий; чтение и анализ художественных произведений, по сюжетам которых созданы мультфильмы, сопоставление художественного текста с содержанием мультипликационного фильма; использование повседневных событий для упражнения детей в трудовых действиях; повышение желания выполнять трудовые действия в процессе демонстрации настольного кукольного театра, привлечение детей к изготовлению декораций и персонажей; организация совместной трудовой деятельности детей и родителей.
Выполнение трудовых действий детей старшего дошкольного возраста требует и положительной оценки со стороны родителей с указанием примера действия героя из мультипликационного фильма. Она стимулирует ребенка выполнять поручение, активизирует деятельность, побуждает к действию. Поэтому очень важно по ходу выполнения задания отмечать достижения детей, хвалить их за достигнутый результат. Например, «Молодец, ты трудишься, как мышонок»; «Ты моя Золушка»; «Сережа аккуратно сложил свои вещи, он не Нехочуха» и т.п. Подобная оценка носит как положительный, так и содержательный характер, позволяет узнать ребенку о своих достижениях, прививает любовь к труду, воспитывает в детях упорство, настойчивость, самостоятельность, а это те качества, которые необходимы для того, чтобы они могли неустанно учиться, узнавать что-то новое, расти трудолюбивыми, знающими и умелыми.