Статья:

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Казанцева Л.С., Жигарева Е.Ю. ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3.pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 18 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Казанцева Людмила Сергеевна
студент Читинской государственной медицинской академии, г. Чита
Жигарева Евгения Юрьевна
студент Читинской государственной медицинской академии, г. Чита
Бальчинова Дугарма Галсановна
научный руководитель, научный руководитель, ст. преподаватель Читинской государственной медицинской академии, г. Чита

«Лидерство начинается с личных качеств лидера»

(Хесселбайн Ф.)

 

В современных сложнейших условиях развития, связанных с динамическими и противоречивыми процессами, происходящими во всем мире, когда объем и качество необходимых для специалиста знаний быстро и неуклонно возрастает, важное значение приобретает умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в нарастающем потоке научной, культурной и производственной информации. И эти реалии требуют от человека не только быстрого реагирования на происходящие процессы, но и способности, умения организовывать деятельность не только свою, но и социальной группы, быть инициатором новых дел, умеющим работать в условиях конкуренции.

Управление различными социальными группами, общественными организациями и обществом, в целом, представляет собой важнейшую теоретическую и практическую проблему. В первую очередь, оно необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. В западных странах созданы и успешно используются на практике разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые направлены на выявление качеств личности лидера, способностей и умений управлять, организовывать работу коллектива и т. д. Лидерство — это потенциал, имеющийся у человека. В эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы. На практике это означает, что лидер должен по-разному вести себя в различных ситуациях. Все это делает проблему лидерства одной из самых древних и вместе с тем постоянно актуальной проблемой.

И в этой ситуации лидер играет особую роль в организации деятельности социальной группы. При этом он имеет особые качества, которые человека делают лидером. Таким образом, с точки зрения поведенческого аспекта выработан подход к определению значимых факторов эффективного руководства с позиции личных качеств, особенностей поведения человека в организационной структуре, конкретной ситуации.

Развитие лидерских качеств личности — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы лидерства учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта.

Лидерские качества студентов — это динамическое профессионально-личностное образование, формируемое в процессе профессиональной подготовки в вузе и включающее следующие компетенции:

  • индивидуально-лидерскую: способность реализовать природные задатки лидера, умение презентовать себя и мобилизовать свой индивидуальный потенциал;
  • управленческо-лидерскую: способность влиять на других людей, умение ставить цели и определять пути их достижения в сфере внутригрупповых, эмоциональных отношений;
  • коммуникативно-прогностическую: способность строить продуктивные деловые и эмоциональные взаимоотношения, реализовать собственный лидерский потенциал и потенциал других.

Для развития лидерства используется ряд процедур, использование которых помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива:

  • выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п.;
  • развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
  • обеспечение социальной компетентности лидера полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать членов коллектива, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.;
  • приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Без этого успех групповой деятельности недостижим.

Образовательный и воспитательный потенциал вуза позволяет сформулировать цель исследования: изучение становления и развития лидерских качеств студентов в системе высшего профессионального образования, влияния социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств в учебном коллективе. Реализация цели предопределила решение следующих исследовательских задач: 1. Выявить уровень развития и проявления лидерских качеств студентов в процессе обучения в сфере высшего профессионального образования. 2. Выяснить степень проявления лидерских качеств студентов в зависимости от гендерного аспекта. 3. Определить влияние «социальной среды» («деревенской» или «городской») на реализацию лидерского потенциала студентов в системе высшего профессионального образования.

Методом анкетирования было проведено исследование на базе Читинской Государственной Медицинской Академии, в котором приняли участие 750 студентов первого, третьего и шестого (пятого) курсов лечебно-профилактического, педиатрического, стоматологического факультетов. Анкета состояла из двух блоков: I блок — общие сведения о респондентах (пол, курс, «социальная среда» (постоянное место проживания), общественная нагрузка, участие во внеучебных объединениях); II блок — тест-опросник «Лидер» С. Касьянова (оценка результатов проводилась в соответствии с предложенным ключом и суммой набранных респондентом баллов: до 25 баллов — лидерские качества выражены слабо; от 26 до 35 баллов — средний уровень; от 36 до 40 баллов — высокий уровень; свыше 40 баллов — склонность к диктату).

В ходе исследования были получены следующие результаты, которые отражены в таблицах:

Таблица 1.

Уровень развития и проявления лидерских качеств студентов в процессе обучения

 

Уровень развития лидерских качеств

1 курс (250 чел.)

3 курс (250 чел.)

6 (5) курс (250 чел.)

n

%

n

%

n

%

Низкий

35

14

29

11,6

0

0

Средний

132

52,8

104

41,6

65

26

Высокий

78

31,2

116

46,4

173

69,2

Склонность к диктату

5

2

1

0,4

12

4,8

 

 

Таблица 2.

Проявление лидерских качеств студентов в зависимости от гендерного аспекта

 

Уровень развития лидерских качеств

Юноши(372 чел.)

Девушки(378 чел.)

n

%

n

%

Низкий

17

4,7

85

22,5

Средний

140

37,6

153

40,5

Высокий

204

54,8

128

33,8

Склонность к диктату

11

2,9

12

3,2

 

 

Таблица 3.

Влияние «социальной среды» на реализацию лидерского потенциала студентов

 

Уровень развития лидерских качеств

«Городские жители»

«Сельские жители»

n

%

n

%

Низкий

21

5,6

85

22,66

Средний

120

32

156

41,6

Высокий

200

53,3

122

32,54

Склонность к диктату

34

9,1

12

3,2

 

 

Анализ полученных результатов позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Лидерство присуще не индивиду, как таковому, а той роли, которую он исполняет в определенном коллективе. Лидерству можно и должно обучиться. Уровень развития и проявления лидерских качеств студентов — это динамическое профессионально-личностное образование, формируемое в процессе профессиональной подготовки в вузе.
  2. Лидер — это личность, обладающая правом организовывать деятельность группы, брать на себя наиболее ответственные решения. Уровень развития и проявления лидерских качеств у юношей выше, чем у девушек, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития девушек и юношей, разной степенью мотивации.
  3. Процесс становления, формирования и развития лидерских качеств студента не сводится к набору индивидуальных качеств отдельной личности, а является особым видом межсубъектных отношений, возникающих между студентами, проживающими в городе, и студентами, приехавшими с периферии.
  4. Статистически подтверждено, что студенты, проживающие в городе, обладают ярко выраженными лидерскими качествами по сравнению со студентами, приехавшими из сельской местности.

Таким образом, лидерство — один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов, связанный с рассмотрением группы как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.

 

Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.С. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 145 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведения /Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 256 с.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К. Бабанский — М.: Академия, 2009. — 198 с.
  4. Гапонюк З.Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: автореферат дисс. канд. пед. наук / З.Г. Гапонюк. — М. Военный университет, 2008. — 24 с.
  5. Первитская A.M. Исследование лидерства как особого вида деятельности (на примере юношеского возраста) / A.M. Первитская // Вестник Московского государственного областного университета, 2007. — № 3. — С. 211—215.