ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
«Лидерство начинается с личных качеств лидера»
(Хесселбайн Ф.)
В современных сложнейших условиях развития, связанных с динамическими и противоречивыми процессами, происходящими во всем мире, когда объем и качество необходимых для специалиста знаний быстро и неуклонно возрастает, важное значение приобретает умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в нарастающем потоке научной, культурной и производственной информации. И эти реалии требуют от человека не только быстрого реагирования на происходящие процессы, но и способности, умения организовывать деятельность не только свою, но и социальной группы, быть инициатором новых дел, умеющим работать в условиях конкуренции.
Управление различными социальными группами, общественными организациями и обществом, в целом, представляет собой важнейшую теоретическую и практическую проблему. В первую очередь, оно необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. В западных странах созданы и успешно используются на практике разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые направлены на выявление качеств личности лидера, способностей и умений управлять, организовывать работу коллектива и т. д. Лидерство — это потенциал, имеющийся у человека. В эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы. На практике это означает, что лидер должен по-разному вести себя в различных ситуациях. Все это делает проблему лидерства одной из самых древних и вместе с тем постоянно актуальной проблемой.
И в этой ситуации лидер играет особую роль в организации деятельности социальной группы. При этом он имеет особые качества, которые человека делают лидером. Таким образом, с точки зрения поведенческого аспекта выработан подход к определению значимых факторов эффективного руководства с позиции личных качеств, особенностей поведения человека в организационной структуре, конкретной ситуации.
Развитие лидерских качеств личности — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы лидерства учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта.
Лидерские качества студентов — это динамическое профессионально-личностное образование, формируемое в процессе профессиональной подготовки в вузе и включающее следующие компетенции:
- индивидуально-лидерскую: способность реализовать природные задатки лидера, умение презентовать себя и мобилизовать свой индивидуальный потенциал;
- управленческо-лидерскую: способность влиять на других людей, умение ставить цели и определять пути их достижения в сфере внутригрупповых, эмоциональных отношений;
- коммуникативно-прогностическую: способность строить продуктивные деловые и эмоциональные взаимоотношения, реализовать собственный лидерский потенциал и потенциал других.
Для развития лидерства используется ряд процедур, использование которых помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива:
- выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п.;
- развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств;
- обеспечение социальной компетентности лидера полагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать членов коллектива, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.;
- приобретения умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Без этого успех групповой деятельности недостижим.
Образовательный и воспитательный потенциал вуза позволяет сформулировать цель исследования: изучение становления и развития лидерских качеств студентов в системе высшего профессионального образования, влияния социальной среды на проявление и развитие лидерских качеств в учебном коллективе. Реализация цели предопределила решение следующих исследовательских задач: 1. Выявить уровень развития и проявления лидерских качеств студентов в процессе обучения в сфере высшего профессионального образования. 2. Выяснить степень проявления лидерских качеств студентов в зависимости от гендерного аспекта. 3. Определить влияние «социальной среды» («деревенской» или «городской») на реализацию лидерского потенциала студентов в системе высшего профессионального образования.
Методом анкетирования было проведено исследование на базе Читинской Государственной Медицинской Академии, в котором приняли участие 750 студентов первого, третьего и шестого (пятого) курсов лечебно-профилактического, педиатрического, стоматологического факультетов. Анкета состояла из двух блоков: I блок — общие сведения о респондентах (пол, курс, «социальная среда» (постоянное место проживания), общественная нагрузка, участие во внеучебных объединениях); II блок — тест-опросник «Лидер» С. Касьянова (оценка результатов проводилась в соответствии с предложенным ключом и суммой набранных респондентом баллов: до 25 баллов — лидерские качества выражены слабо; от 26 до 35 баллов — средний уровень; от 36 до 40 баллов — высокий уровень; свыше 40 баллов — склонность к диктату).
В ходе исследования были получены следующие результаты, которые отражены в таблицах:
Таблица 1.
Уровень развития и проявления лидерских качеств студентов в процессе обучения
Уровень развития лидерских качеств |
1 курс (250 чел.) |
3 курс (250 чел.) |
6 (5) курс (250 чел.) |
|||
n |
% |
n |
% |
n |
% |
|
Низкий |
35 |
14 |
29 |
11,6 |
0 |
0 |
Средний |
132 |
52,8 |
104 |
41,6 |
65 |
26 |
Высокий |
78 |
31,2 |
116 |
46,4 |
173 |
69,2 |
Склонность к диктату |
5 |
2 |
1 |
0,4 |
12 |
4,8 |
Таблица 2.
Проявление лидерских качеств студентов в зависимости от гендерного аспекта
Уровень развития лидерских качеств |
Юноши(372 чел.) |
Девушки(378 чел.) |
||
n |
% |
n |
% |
|
Низкий |
17 |
4,7 |
85 |
22,5 |
Средний |
140 |
37,6 |
153 |
40,5 |
Высокий |
204 |
54,8 |
128 |
33,8 |
Склонность к диктату |
11 |
2,9 |
12 |
3,2 |
Таблица 3.
Влияние «социальной среды» на реализацию лидерского потенциала студентов
Уровень развития лидерских качеств |
«Городские жители» |
«Сельские жители» |
||
n |
% |
n |
% |
|
Низкий |
21 |
5,6 |
85 |
22,66 |
Средний |
120 |
32 |
156 |
41,6 |
Высокий |
200 |
53,3 |
122 |
32,54 |
Склонность к диктату |
34 |
9,1 |
12 |
3,2 |
Анализ полученных результатов позволяет сформулировать следующие выводы:
- Лидерство присуще не индивиду, как таковому, а той роли, которую он исполняет в определенном коллективе. Лидерству можно и должно обучиться. Уровень развития и проявления лидерских качеств студентов — это динамическое профессионально-личностное образование, формируемое в процессе профессиональной подготовки в вузе.
- Лидер — это личность, обладающая правом организовывать деятельность группы, брать на себя наиболее ответственные решения. Уровень развития и проявления лидерских качеств у юношей выше, чем у девушек, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития девушек и юношей, разной степенью мотивации.
- Процесс становления, формирования и развития лидерских качеств студента не сводится к набору индивидуальных качеств отдельной личности, а является особым видом межсубъектных отношений, возникающих между студентами, проживающими в городе, и студентами, приехавшими с периферии.
- Статистически подтверждено, что студенты, проживающие в городе, обладают ярко выраженными лидерскими качествами по сравнению со студентами, приехавшими из сельской местности.
Таким образом, лидерство — один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов, связанный с рассмотрением группы как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.
Список литературы:
- Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.С. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. — 145 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведения /Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 256 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Ю.К. Бабанский — М.: Академия, 2009. — 198 с.
- Гапонюк З.Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: автореферат дисс. канд. пед. наук / З.Г. Гапонюк. — М. Военный университет, 2008. — 24 с.
- Первитская A.M. Исследование лидерства как особого вида деятельности (на примере юношеского возраста) / A.M. Первитская // Вестник Московского государственного областного университета, 2007. — № 3. — С. 211—215.