Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Шакурова Л.Р. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(31).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Шакурова Лилия Равилевна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Савина Надежда Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, проф. кафедры педагогики, Елабужский институт Казанского федерального университета РФ, г. Елабуга

Развитые страны уже сделали скачок из индустриального общества в информационное, которое характеризуется тем, что в нем ощущается потребность в людях с хорошо развитым интеллектом, знаниями и творческим подходом. Для того чтобы удовлетворить требования, предъявляемые человеку новой эпохой, необходимо сделать образование более эффективным. В связи с этим, были разработаны и введены в учебные программы средних общеобразовательных учебных заведений универсальные учебные действия (далее – УУД), направленные на усиление деятельностного компонента содержания образования. В состав УУД входят и познавательные УУД, которые эффективно формируются у учащихся в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также опыта работы учителей по формированию у учащихся познавательных УУД в процессе разработки и реализации учебно-исследовательских проектов способствовал выявлению основных психолого-педагогических условий, создание и реализация которых может способствовать эффективному осуществлению данной деятельности.

Одним из главных психологических условий является учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростков. Еще П.П. Блонский [1, с. 376–378] обращал внимание на такие возрастные особенности подростков, как стремление быть логичным, требовательность к тому, чтобы высказываемое доказывалось. Педагоги давно поняли, что каждая личность уникальна и развивается в свойственной ей манере, следовательно, необходимо находить индивидуальный подход к каждому ученику. По мнению Н.П. Локаловой [3, с. 13], подростки усваивают материал в силу своих индивидуально-психологических особенностей, кто-то без затруднений осваивает один материал, а кто-то совершенно иной и выполняет определенные действия; поэтому нецелесообразно предъявлять всем учащимся одинаковые требования.

Следующее психологическое условие установление положительных взаимоотношений подростка и учителя. По мнению Л.С. Славиной [4, с. 38], недопонимание, недоверие, возникающее между учителем и учеником, негативно влияет на успеваемость школьников – они игнорируют требования учителя. В этих условиях необходимо проводить мероприятия, направленные на установление положительных, доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися, налаживать позитивный эмоциональный фон учебной деятельности.

Еще одним значимым психологическим условием формирования познавательных УУД в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта является формирование внутренней мотивации к учению. Как считает Л.А. Григорович [2, с. 133], сильные, яркие, глубокие мотивы позволяют учащимся преодолевать различные трудности, неблагоприятные ситуации, уверенно двигаться к намеченным целям. Следовательно, чтобы процесс формирования познавательных УУД, включая учащихся в деятельность по разработке и реализации учебно-исследовательского проекта, проходил результативно, необходимо формировать познавательный интерес у учащихся, ценностное отношение к знаниям, а также побуждать учеников к реализации полученных знаний, умений, навыков.

Диагностика сформированности познавательных УУД у подростков - еще одно важное психологическое условие формирования познавательных УУД в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта. Она позволяет учителю и наблюдать за ходом процесса формирования познавательных УУД у подростков, и контролировать его в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, выявлять возникающие у них трудности и предпринимать меры по их предупреждению.

Далее рассмотрим педагогические условия, необходимые для успешного формирования познавательных УУД у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта.

Одним из главных педагогических условий повышения эффективности формирования познавательных УУД у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта является профессиональная компетенция учителя. Каждый человек должен быть компетентен в своей деятельности, но особенно учитель, так как в его руках судьба людей, судьба всей страны. Именно учитель отвечает за воспитанность, обученность каждого ученика, что должно отвечать требованиям современного общества. Учитель должен не только постоянно обновлять свои знания, умения и навыки, но и расширять свою профессиональную компетентность. В настоящее время, учитель должен быть готов к осуществлению педагогической диагностики, эксперимента, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Следующим педагогическим условием является реализация личностно-ориентированного подхода в процессе разработки учебно-исследовательского проекта. Личностно-ориентированный подход подразумевает, что в центре обучения находится личность с индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями [2, с. 67]. Реализуя личностно-ориентированный подход, учитель должен ставить перед собой задачу вовлекать в процесс создания учебно-исследовательского проекта всех учащихся.

Немаловажным педагогическим условием формирования познавательных УУД у подростков в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта является направленность данной деятельности на развитие у учащихся мыслительных процессов. Н.П. Локалова [3, с. 59–60] полагает, что усвоение знаний, умений и навыков напрямую зависит от полноценной работы мышления подростка, а значит высокого уровня развития таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация и т.д. Процесс разработки учебно-исследовательского проекта усложняет умственную деятельность учащихся, что позволяет и побуждает их к самостоятельному получению знаний высокого уровня.

Среди основных педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования у подростков познавательных УУД, можно выделить усвоение учащимися системы научных понятий. Д.Б. Эльконин считал, что мало много знать, ученик должен самостоятельно постичь новое знание, явление или процесс, он обращал внимание на необходимость развития творческого мышления, другими словами обучение должно быть развивающим. Достичь данную цель возможно посредством усвоения учащимися научных понятий. Развитие словесно-логического мышления происходит благодаря изменению содержания мысли, что подразумевает четкое представление о свойствах предметов и явлений, а также соотношений между ними [6, с. 369].

Следующим педагогическим условием, способствующим повышению эффективности процесса формирования познавательных УУД в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта, является учебно-педагогическое сотрудничество. Взаимоотношения между учителем и учеником приобретают иной характер, «субъект-субъектный», скрепленные взаимопониманием, коллективным анализом хода и результатов совместной деятельности. В основе сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Г.А. Цукерман [5, с. 20] отмечает такие положительные стороны учебно-педагогического сотрудничества, как повышение восприимчивости к новым знаниям. В процессе учебно-педагогического сотрудничества учащиеся лучше усваивают и понимают материал, происходит активизация их познавательной деятельности, улучшение взаимоотношений между учениками, результатом чего является повышение дисциплины, формирование у школьников социальных навыков.

Таким образом, были выявлены и рассмотрены основные психолого-педагогические условия формирования познавательных УУД в процессе разработки и реализации учебно-исследовательского проекта. Учет данных условий может способствовать повышению эффективности процесса формирования у учащихся познавательных УУД, а также развитию разносторонней, творческой, конкурентоспособной, аналитически мыслящей личности.

 

Список литературы:
1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2 / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. – 400 с.
2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Парвинэ. – 2003. - 672 с.
3. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
4. Славина Л.С. Трудные дети. – М.: Институт практической психологии. – 1998. – 440 с.
5. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М., 1980. – 46 с.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 438 с.